Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.
статья по русскому языку

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razv-naprav-r-yaz_-_kopiya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.

 Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления  индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Коррекционно-развивающие уроки – это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов и психических функций каждого ученика.

Цель занятий коррекционно-развивающей направленности: повышение уровня общего,  интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Цель занятий предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения. 

  Образовательная цель определяет, чему будет учитель учить на данном уроке. Эта цель определяет тип урока.
Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы , включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

Воспитательная цель в первую очередь предполагает воспитание мотивации к учению, а также нравственное воспитание, эстетическое, трудовое.

В системе уроков предполагаются также задания, способствующие формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

 При изучении темы «Лексика» отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

При разгадывании загадок    формируется любовь к  народному творчеству, родному языку;

    ученик вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

     мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

     развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;

     расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Уроки строятся с учётом дифференцированного и индивидуального подхода.

Цель коррекционно-развивающих упражнений на развития мышления:

 Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

Учить выделять главное, существенное.

Развивать умение группировать предметы.

Учить применять правила при выполнении упражнений.

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Учить делать выводы.

Работать над пониманием смысла нового правила или понятия.

Учить выделять сходства и различия понятий.

Развивать целенаправленность в работе.

Коррекционно-развивающее воздействие оказывают на учащихся коллективные (групповые) формы работы, которые дают возможность школьникам почувствовать себя участникам общего дела. Формы такой коллективной работы и в подготовке к сочинению, и в организации словарной работы, деятельности помощников учителей – лаборантов, и в системе опроса, закрепления знаний .

Такого рода занятия значительно экономят время, обостряют внимание всех учащихся к работе, развивают орфографическую зоркость. В результате активной трудовой деятельности учащихся на уроке вырабатываются и определенные черты характера: аккуратность, ответственность за труд, уважение к труду товарища, самостоятельность.

Для успешного овладения учебным материалом на практическом уровне прежде всего важен подбор упражнений, которые способствовали бы запоминанию изученного и одновременно обеспечивали бы интеллектуальное развитие учащихся в процессе работы над грамматическим материалом.

На разных этапах урока, наряду с заданиями репродуктивного типа (расскажите, восстановите ), предлагается довольно много вариантов упражнений на распознавание фактов языка, на сопоставление и сравнение грамматических явлений, на систематизацию и классификацию изученного на основе как анализа, так и синтеза, которые помогают выработать способ действия с опорой на знание теоретического материала, развивать самостоятельность мышления, вырабатывать важные общеучебные умения: сравнивать, выделять главное, осмысленно читать научный текст, правильно интонировать предложения.

При работе над синтаксическими понятиями важно помочь учащимся осознать органическую связь синтаксиса с другими разделами русского языка. Помогают это делать упражнения такого, например, типа: «Можно ли правильно выбрать букву в окончании слова летни\ем вне словосочетания? Составьте такие словосочетания, чтобы была оправдана и та и другая буква. (Летним днем, о летнем дне.)»

Для развития способности к абстрагированию, обобщению важны упражнения на группировку материала на основе общего признака. Даются задания для самостоятельной работы по составлению, например, таблиц, схем на несколько правил.  Выполняются они в специальных альбомах,  «Копилках знаний». В них же записывается наиболее интересный дидактический материал.

Организованы различные формы самоконтроля, взаимоконтроля.

Практикуется опережающее изучение трудных тем программы, расширяя представление учащихся о видах подчинительной связи: не только между словами, но и между простыми предложениями в составе сложного. При изучении темы о второстепенных членах предложения  предлагается дать понятие о придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельных. Рассказывая об однородных членах,  можно привести примеры на сопоставление их с однородными придаточными предложениями (признаки однородности одинаковые).

Задания подобного типа не только позволяют сопоставлять, обобщать, систематизировать изученный ранее материал, но и способствуют развитию познавательных способностей ученика, позволяют дифференцировано работать над преодолением недостатков в усвоении учащимися материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой

Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой ин...

«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе  VII вида. Для того, чтобы помочь  детям овладеть основными знаниями, умениями ...