Программа курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Лавриненко Анна Петровна

Курс внеурочной деятельности является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 8 классов, нуждающихся в коррекции знаний по предмету. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области всех разделов лингвистики, уделяя особое внимание изучению синтаксиса и пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_put_k_gramotnosti_8_kl.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                         

Выписка из образовательной программы

основного общего образования,

               утверждённая приказом

              № 542-0 от 29.08.2019г 

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной  направленности

 «Путь к грамотности»

Автор-составитель:

Лавриненко Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Рассчитана на обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

с. п. Салым

2019-2020

Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочного курса сформирована на основании Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г.

Курс внеурочной деятельности является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 8 классов, нуждающихся в коррекции знаний по предмету. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области всех разделов лингвистики, уделяя особое внимание изучению синтаксиса и пунктуации.  

Актуальность программы

Данный курс внеурочной деятельности включает всѐ, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 8 классе. Данный курс предлагает решить проблему орфографической и пунктуационной трудностей  через систему практических задач, тестов, индивидуальных заданий.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности. Важной составляющей компетенции является деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер. Важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий.

В программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.  

Цель курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Для реализации цели следует решить задачи:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • воспитывать языковое чутьё;
  • повышать общую языковую культуру обучающихся;
  • развивать и совершенствовать психологические качества обучающихся: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся.
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

Условия реализации программы

Данная программа внеурочной деятельности является дополнением к

основному курсу русского языка, предназначена  для обучающихся 8 классов (14 -15 лет), нуждающихся в коррекции знаний по предмету, и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников.
  • применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.  

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:                 

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); создавать тексты различных жанров; владение различными видами монолога и диалога;  способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения.
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.  

Формы и методы организации учебного процесса:

  • теоретические (лекция, устный журнал, беседа);
  • практические занятия (редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, выполнение проектов; составление творческих работ, использование дидактических и раздаточных материалов);
  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

  • технология разноуровневого обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • технология развития критического мышления;
  • технологии личностно-ориентированного обучения.

Выбор технологий обусловлен необходимостью индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание

3

1

2

2

Предложение. Главные члены предложения

7

2

4

3

Второстепенные члены предложения

4

1

2

4

Односоставные предложения

3

1

1

5

Однородные члены предложения

3

1

1

6

Обособленные члены предложения

6

2

4

7

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

6

2

2

8

Чужая речь

2

1

1

9

Культура речи

1

1

Итого:

35

Содержание разделов программы внеурочной деятельности

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

Синтаксическая семейка

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Предложение. Главные члены предложения

Сочетание или словосочетание?

Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.

Примыкай, управляй, согласуй

Виды словосочетаний по морфологическим признакам главного слова.

Королевство предложений

Понятие о предложении.

Различай и отличай 

Виды предложений по эмоциональной окраске и по характеру выражаемого отношения к действительности.

Простое или сложное? 

Простое и сложное предложение.

Кто здесь главный? Строение простого предложения (структура предложения)

Грамматическая основа предложения.

Главнее главного

Виды подлежащего и способы его выражения.

Действую по-разному

Виды сказуемого и способы его выражения.

Второстепенные члены предложения

Определяй и дополняй 

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений.

Где? Когда? Куда? Откуда? Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств

Назывные именные 

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

Личные отличные

Типичные модели односоставных глагольных предложений.

Однородные члены предложения

Тройное доказательство родства Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах

Соединю родных и разделю

Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.

Путеводные звёзды пунктуации Основные функции знаков препинания.

Обособленные члены предложения

Обособим мы тебя

Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания.

Квадратное обособление.  Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Причастный оборот как разновидность распространѐнного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Распространённые одиночки Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Сочетай, конструируй и вставляй Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. 

Обратись ко мне красиво!

Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений.

Водные или вводные

Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.

Обратись ко мне красиво!

Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений.

Чужая речь

Скажи прямо, не молчи…

Построение прямой речи, виды речи.

Косвенно чужая речь

Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно.

Культура речи

Итоговое занятие. Заговори, чтоб я тебя увидел .

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Сроки

Коррекция

План

Факт

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание (3)

1

Синтаксическая семейка

06.09

2

Сочетание или словосочетание?

13.09

3

Примыкай, управляй, согласуй

20.09

Предложение. Главные члены предложения (7)

4

Королевство предложений

27.09

5

Различай и отличай

04.10

6

Простое или сложное?

11.10

7

Кто здесь главный?

Строение простого предложения (структура предложения)

18.10

8

Главнее главного

25.10

9

Действую по-разному

08.11

10

Действую по-разному

15.11

Второстепенные члены предложения (4)

11

Определяй и дополняй

22.11

12

Определяй и дополняй

29.11

13

Где? Когда? Куда? Откуда?

06.12

14

Где? Когда? Куда? Откуда?

13.12

Односоставные предложения (3)

15

Назывные именные

20.12

16

Личные отличные

27.12

17

Личные отличные

10.01

Однородные члены предложения (3)

18

Тройное доказательство родства

17.01

19

Соединю родных и разделю

24.01

20

Путеводные звёзды пунктуации

31.01

Обособленные члены предложения (6)

21

Обособим мы тебя

07.02

22

Обособим мы тебя

14.02

23

Квадратное обособление

21.02

24

Квадратное обособление

28.02

25

Распространённые одиночки

07.03

26

Распространённые одиночки

14.03

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (6)

27

Сочетай, конструируй и вставляй

21.03

28

Сочетай, конструируй и вставляй

04.04

29

Водные или вводные

11.04

30

Водные или вводные

18.04

31

Обратись ко мне красиво!

25.04

32

Обратись ко мне красиво!

16.05

Чужая речь (1)

33

Скажи прямо, не молчи…

23.05

34

Косвенно чужая речь

30.05

Культура речи (1)

35

Итоговое занятие.

Заговори, чтоб я тебя увидел

Форма контроля.

Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Данный курс не предусматривает оценочной системы. После каждого раздела обучающиеся демонстрируют свои знания в форме тестов, практических и самостоятельных работ и др.

Список литературы

  1. Программа по русскому языку. 5-9 кл.: Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М./ М.: «Просвещение», 2015 г.
  2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.  М.: Просвещение, 2017 г.
  3. Русский язык. 8 класс.  Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА/С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – М: Интеллект-Центр, 2017.
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку* 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс». ФГОС/ Е.Л.Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.
  5. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 8 класс»/ Е.В.Селезнёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  6. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь в 2-х ч. 8 класс/ Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. М.: «Просвещение», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...