Буквы а и о в корне –кас- – -кос-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них навыки правописания букв О и А в корне –кас- - -кос- , умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. Создать условия для самостоятельного «открытия» знаний: формирования понятия о корне с чередующимися гласными  КАС--КОС-; об условиях правописания гласных О и А в корне -КАС--КОС-»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kos_kas.docx997.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Дата: 19.10.2021г.

Тема: Буквы а и о в корне –кас- – -кос-.

Учебник: Русский язык. 6 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч., М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2020.

Класс: 6.

Раздел: Словообразование. Культура речи. Орфография.

Урок «открытия» нового знания.

Цель: Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них навыки правописания букв О и А в корне –кас- - -кос- , умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. Создать условия для самостоятельного «открытия» знаний: формирования понятия о корне с чередующимися гласными  КАС- – -КОС-; об условиях правописания гласных О и А в корне -КАС- – -КОС-»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

Гражданского воспитания:

-готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

 Духовно-нравственного  воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;  готовность  оценивать  своё  поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с  учётом осознания последствий поступков;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том  числе  опираясь  на  примеры  из  литературных  произведений,  написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

-уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

Ценности научного познания:

-установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

Метапредметные :  

Регулятивные УУД:

Умение осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей

 Коммуникативные УУД:

 Умение владеть коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; умение  проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия правописания корня.

Предметные:

-распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания;

-соблюдать нормы правописания корня –кос- - -кас- с чередованием а//о.

- различать  условия  выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными;

- правильно писать слова с изученной орфограммой;

- графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм.

Методы и формы обучения.

Частично-поисковый, исследовательский, наглядный; групповая работа, фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Образовательные ресурсы.        

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html


Оборудование.

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал.

Презентация PowerPoint, раздаточный материал с практическими заданиями.

Основные понятия.

Корень с чередующимися гласными, суффикс.

Ход урока.

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

Сегодня мы с вами, как обычно , проведём игру  «Станция ДЧЭМП», чтобы сосредоточиться на вопросе «Для чего это мне понадобится?».

- Ребята, а что нужно для успешной работы  на уроке? (Внимание, сосредоточенность, желание думать и работать).

А сейчас послушайте фантастический рассказ о кентавре, который жил на лингвистическом острове. Части его тела часто спорили друг с другом, какая из них важнее. Звали этого кентавра Каскос. А вот чем закончится этот спор, мы узнаем с вами очень скоро.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Чтобы определить тему нашего урока,   я вам предлагаю начать с работы над  ранее изученным материалом.

Посмотрите на доску. Я распределила слова следующим образом:

первый столбец – слова с чередующимися гласными в корне, второй – с безударными гласными в корне слова.

 Почему, на ваш взгляд, мы разделили слова на две группы?

-  Какие мы знаем корни с чередованием? (Корни бир – бер \\ -мир -  - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-, -раст – - ращ - - рос)

 -     Скажите, пожалуйста, а какая морфема, по вашему мнению, самая главная? (Корень)

-         Я согласна с Вами, что корень – очень важная часть слова. Однако и другие морфемы не менее важны. Сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная.

     -  Послушайте сказку о двух братьях. 

За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски». 

Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение. Ребята, давайте и мы поможем королеве.

3. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически.

Р..стение,  предпол..гать,  пол..жение, изб..рать, зам..реть, бл..стательный.

Прик..снуться, прик..саться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены?

-А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? (Тоже есть чередование гласных в корне, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

А теперь давайте вернемся к словам «прикоснуться, прикасаться».

И добавим еще два: «прикосновение и касание».

Проведем наблюдение: один человек работает у доски.

-  Запишите эти слова, выделите корни, подчеркните гласную в корне. Если есть суффикс –а- после корня, то выделите его.

- А теперь скажите, что вы заметили?  От какой морфемы зависит написание гласной в корне? (В словах, в которых после корня стоит суффикс –а-,  пишется корень –кас-, а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а- ,  пишется корень –кос-).

- Молодцы.  В этой сказке зашифровано правило о правописании корней –КАС- И –КОС-.Теперь вы готовы сформулировать  это правило.

- Проверим себя по учебнику  (стр. ____ – чтение правила). 

- А теперь послушайте, чем же закончилась сказка?

Суффикс А оказался самым шустрым, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Он быстро подскочил к брату КАС.  Да так и остался  навсегда с ним.

С тех пор как увидит царица суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС. 

5.Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи.

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях: -кас-, -кос).

− В этом вам поможет следующее задание.

Проанализируйте слова : коса, касаться, касательная, косой, косоглазый, подкошенный, прикосновение, косить, коситься, выкашивать.

Какие из этих слов подчиняются правилу из сказки?

Каким правилам подчиняются другие слова?

Слуховой диктант

- Я диктую вам слова, а вы пишете только те слова, в которых есть корни –кас-, -кос-.

Разбирать, касаться, отпереть, коснуться, блестеть, расстилать, касание, вытирать.

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

У вас на партах лежат карточки с таблицами:

− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.

Работа со словарем.

- Для того чтобы выполнить следующее задание, мы провели небольшую исследовательскую работу. По толковому словарю нужно было определить лексическое значение групп однокоренных слов:

коса косой коснулся

косить раскосый касание

косилка искоса прикоснуться

косарь косо касание

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Потренируемся немного. Запишите слова, выделите орфограммы, затем мы по цепочке проверим.

Заж..гать лампу,  наст..лать полы,  пост..лить скатерть, бл..стела на небе, пост..лить скатерть, ст..рать бельё, подт..рать пол, ст..ральный порошок, зам..реть от страха, зап..рает дверь, разд..рающие крики, разж..гать лампу,  пом..рать от жажды, пом..реть от скуки, к..снулся двери,прик..сался к лицу, к..сательная линия.

- Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали! Попрошу вас закрепить полученные сегодня знания дома с помощью упражнений из нашей интерактивной тетради Скайсмарт.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?

Дайте оценку нашей работе:  заполните , пожалуйста, карточки на вашем столе.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Домашнее задание из интерактивной тетради “Skysmart”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о и а в корне гор-гар

Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

Буквы Е и И в корнях с чередованием

Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-

Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...