Игра как один из методов учебной деятельности
статья по русскому языку

Значение дидактических игр для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_odin_iz_metodov_uchebnoy_deyatelnosti.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся?

Проведенные исследования показывают, что к классу эмоций познавательного характера можно отнести удивление, успех, уверенность, любопытство. Именно на это и должен опираться педагог, но для этого необходимо правильно построить урок, создать на нем необходимую эмоционально-творческую атмосферу.

Дети отличаются от взрослых тем, что не боятся самовыразиться в соответствии со склонностями и способностями, которыми наделила их природа. Задача учителя – сделать все возможное, чтобы детское мышление как можно дольше оставалось бы творческим.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели. Они видят мир по-своему, словно каждый день заново открывают его. На воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, должны быть направлены повседневные усилия педагогов.

Придя в первый класс, ребенок уже способен выразить в деятельности индивидуальное отношение к тем явлениям, которые его окружают, Таким образом, подготовлена зона реального восприятия искусства и творчества. Но при выходе из начальной школы возникает резкий спад читательского восприятия: угасает интерес к чтению, появляется невосприимчивость к художественным качествам произведения, уменьшается интерес к самостоятельному творчеству. Вероятно, причина такого кризиса в том, что школьник вырастает из игрового восприятия искусства, из игрового отношения к литературе. Возникает новая социальная ситуация развития, в которой оказывается ребенок. Она оттесняет игровые интересы и отношения, а новые отношения к художественному произведению стихийно не складываются. Формирование этих отношений происходит только благодаря специальным педагогическим методам.

Одним из таких методов является дидактическая игра.

Дидактическая игра, если она построена правильно, позволяет сравнительно легко преодолеть педагогическую запущенность по предмету, сопровождающуюся неустойчивостью эмоций, пониженным настроением, раздражительностью, выражающейся в отрицательном отношении к урокам русского языка, литературы.

Но игровая деятельность на уроках все меняет. Ученики с разнообразными характерами добровольно и с удовольствием включаются в игру, проявляя интерес к знаниям, самостоятельность, умение доказывать свою точку зрения.

Часто встречаются подростки, не раскрывающие до конца свои потенциальные возможности в учебе, с неохотой воспринимающие все новое и необычное. На уроках-играх такие дети довольно быстро переходят на ступень нешаблонных решений. Стеснительным, робким подросткам с заниженной самооценкой свойственна гиперболизация неудач, игра же обещает благополучный исход, а поддержка учителя окрыляет их.

Таким образом, пассивно-оборонительная реакция подростка уступает место смелости и уверенности, тем самым активизируют процесс обучения.

Прогрессивные педагоги всех времен ценили игровые формы обучения: занимательная сфера помогала овладеть опытом умственной деятельности. Так Я.А. Каменский, обращаясь к ученику, призывал: «Спеши в школу как на игру ( она и есть такова)!»

Все игры: игры-упражнения, ролевые (сюжетные), игры с правилами, интеллектуальные  и подвижные несут развитие: «ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет»  (Педагогическая энциклопедия, том 2 страница 140)

Использование дидактической игры во время учебной деятельности всегда приносит, хорошие результаты, но если выполнить такое важное дидактическое требование, как чувство меры и целесообразности, то с ее помощью можно создать долговременную положительную мотивацию на уроке, что является одним из условий дальнейшего совершенствования обучения.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....

«Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».

Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....

Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...

Деловая игра как один из методов на занятиях английским языком.

Использование деловых игр на занятиях по английскому языку...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....