Исследовательская работа "Орфографические ошибки, допускаемые в социальных сетях"
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс)

Лемудкина Наталья Владимировна

Исследовательская работа ученицы 9 класса  "Орфографические ошибки, допускаемые в социальных сетях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проектная работа

по русскому языку

Основные орфографические ошибки, допускаемые в социальных сетях

 

Выполнила

ученица 9 А класса

  Дорцвейлер Анастасия

Учитель:

Лемудкина Н.В.

Кстово

2020

Оглавление

Введение        2

Основная часть        3

Вывод        7

Ссылки и источники        8


Введение

Проблема

В настоящее время практически невозможно представить жизнь современного человека без социальных сетей. По данным исследования Mediascope ежедневно пользуются интернетом в России более 82,8 миллионов человек. Безусловно, многие из них зарегистрированы в социальных сетях и используют их на постоянной основе. Однако именно потому, что люди привыкли использовать данные ресурсы, количество орфографических ошибок в текстах значительно возросло. Обуславливается это тем, что в социальных сетях принято не обращать внимания на орфографию. Люди забывают правильное написание слов, т.к. привыкли к игнорированию окружающими данной проблемы. Но  знание орфографических правил важно в любое время и в любом контексте, ведь именно по  этому навыку можно судить об образованности человека. 

Гипотеза

Чаще всего ошибки допускаются в правописании морфем и слитном, раздельном и дефисном написании морфем.

Цель

Выявить основные орфографические ошибки, допускаемые при общении в социальных сетях.

Задачи:

  • разобраться в значении орфографии;
  • выявить основные принципы орфографии;
  • проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку;
  • проанализировать социальные сети;
  • выявить самые часто допускаемые ошибки;
  • сделать вывод по проделанной работе.

Основная часть

Термин «орфография» имеет 2 значения:

  1. раздел науки о языке, изучающий принципы написания и устанавливающий их иерархию и взаимосвязи;
  2. свод правил, обеспечивающих единый образ написания слов и их форм.

Слова Л.В. Щерба отлично описывают ценность орфографии: «Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание… Всё непривычное, все непривычные сокращения и т. п. – всё это замедляет наше восприятие, останавливая на себе внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и не сразу понимаешь написанное… писать безграмотно – посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Русское письмо является фонетическим, так как в нём звуки соответствуют «своим» буквам. Такое письмо также называется звуко-буквенным и буквенно-звуковым. Это письмо – фонетический принцип русской графики. При соответствии звука букве орфограммы нет. Однако иногда этот принцип включают в число принципов орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфемный. Он заключается в сохранении на письме буквенного единства написания одних и тех же морфем. Нередко единообразие морфемных написаний нарушается под влиянием фонетического принципа графики. В таких случаях правильное письмо требует знания правил, регулирующих написание корней, приставок и суффиксов.

В школе изучается большое количество орфографических правил. Так, основным правилом, определяющим написание гласных в корне без ударения, является подбор однокоренных слов с ударным гласным.

Большая часть приставок сохраняет единство буквенного состава вне зависимости от места ударения, от части речи, от лексического значения слов (в-, за-, на- и другие). Однако есть приставки, реагирующие на последующий звук. Например, приставка без- изменит свой графический облик перед глухими согласными на бес-. Есть и приставки, написание которых регулируется лексическим значением слов. К таким приставкам относятся при- и пре- и другие.

Большая часть суффиксов сохраняет единство написания вне зависимости от ударения. Есть суффиксы, написание которых зависит от ряда условий: от предшествующего согласного, от места ударения в слове и др.

Морфологический принцип определяет написание окончаний слов при их изменении. На этом принципе основывается ряд правил, связанных со спряжением и склонением изменяемых слов. Окончание является единственной словообразовательной морфемой. Правила написания окончаний в значительном количестве случаев обусловлены принадлежностью слов к частям речи.

Традиционный принцип объясняет написание по традиции. К традиционным написаниям относятся, например, написания букв после шипящих. По традиции мы продолжаем писать как прежде, хотя это противоречит фонетическому принципу графики.

Написание некоторых слов могут определять несколько принципов. В науке отмечаются и другие, частные принципы, например, дифференцирующие написания, которые показывают разные лексические значения омонимов.

В соответствии с указанными принципами сформулированы основные правила написания слов и их форм. Орфографические правила, изучаемые в школе, можно поделить на несколько групп:

  • правописание морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний;
  • правописание не и ни с разными частями речи;
  • правописание букв после шипящих;
  • слитные, раздельные и дефисные написания.

Основные разделы орфографии:

  • Правописание гласных в корне
  • Правописание согласных в корне
  • Употребление прописных букв
  • Разделительные ъ и ь
  • Правописание приставок
  • Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
  • Правописание имён существительных
  • Правописание имён прилагательных
  • Правописание сложных слов
  • Правописание имён числительных
  • Правописание местоимений
  • Правописание глаголов
  • Правописание причастий
  • Правописание предлогов
  • Правописание союзов
  • Правописание частиц

В школе уделяется много времени на изучение правил орфографии, но выпускники не всегда усваивают их.

Такой вывод можно сделать, просмотрев результаты ЕГЭ по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2019 года показал, что процент выполнения заданий 9–12 по сравнению с результатами выполнения этих заданий в 2018 г. значительно снизился.         

Изменения в заданиях (объема языкового материала) позволили увеличить диагностический потенциал экзаменационной работы 2019 г. При этом анализ результатов показывает, что задания 9–12 были выполнены экзаменуемыми значительно хуже по сравнению с 2018 г. Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для экзаменуемых 2019 г. оказалась орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Практика показывает, что причиной ошибок при выполнении заданий на эту орфограмму зачастую является неумение восстановить неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот. Задания, проверяющее правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/-нн-) и правописание приставок, оказались вторыми по сложности в 2019 г. (58% выполнения) из заданий по орфографии части 1 экзаменационной работы.

 Для успешного выполнения задания 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/-нн-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом – применение определенного орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания. 

Для успешного выполнения задания 10 необходимы знания по морфемике. Ошибки возникают в результате неумения правильно выделить приставку, т.е. определить морфемный состав слова. Практика показывает, что ошибки могут возникать в случаях смешении правил написания приставок. Несколько лучше (65%), чем все остальные задания по орфографии, выполнено задание 9. Чтобы выполнить это задание, надо привлечь все знания о правописании корней слов. Устойчивость ошибок при выполнении этого задания обусловлена причинами, которые, как и при выполнении заданий 10 и 11, находятся за пределами орфографии – неправильным определением состава слова и неправильной квалификацией орфограмм, что ведет к ложному применению правила. Не изменился по сравнению с 2018 г. процент выполнения задания, проверяющего правописание -н- и -нн- (задание 15) в различных частях речи (65%), процент выполнения задания 14 (около 80% выполнения) и процент выполнения задания 13 (написание не и ни с разными частями речи) (около 80% выполнения). Ошибки экзаменуемых при выполнении этих заданий связаны в первую очередь с неумением определять части речи.

Люди взрослеют - правила забываются, и социальные сети наиболее точно отражают  незнание  сложных  правил орфографии. Под влиянием общения в Интернете люди всё чаще делают орфографические ошибки. До появления Интернета практически все сферы использования письменного языка не допускали или вовсе не приветствовали орфографические ошибки, но, поскольку Интернет предоставляет возможность не только формального общения, но и общения в большей степени неформального, люди всё больше следуют правилу «говори коротко и понятно». Многие полагают, что вовсе не обязательно соблюдать орфографические правила, общаясь в Интернете, т.к. орфографические ошибки не искажают смысл слова и не мешают правильному понимаю собеседника. По моему мнению, это свидетельство пренебрежительного отношения как к смыслу речи, так и к родному языку. „…Игры с орфографией легли на замечательную почву массовой неграмотности. Иначе говоря, антиграмотность стала прикрывать неграмотность,“ – так говорил советский лингвист М.А. Кронгауз, и такую массовую неграмотность мы можем наблюдать на просторах Интернета.

Основными причинами допуска орфографических ошибок являются спешка, невнимательность, элементарное отсутствие знаний правописания и подчинение модным тенденциям.

На примере ошибок, допускаемых в социальных сетях, я узнала, какие из них встречаются чаще всего при общении в Интернете. В ходе работы я анализировала одни из самых популярных социальных сетей России, такие как «Instagram» и «Вконтакте». Именно эти соцсети наиболее популярны у аудитории в возрасте 14-24 лет, но при этом имеют немного разные направления контента. «Instagram» представляет собой платформу для публикаций фотографий и видео и является одной из самых популярных платформ для блогеров. «Вконтакте», являясь мессенджером, не только имеет коммуникативную функцию, но и содержит в себе разностороннюю информацию, например, развлекательные страницы, новости, интернет-магазины и многое другое. В результате анализа я выяснила, что в соцсетях встречаются разнообразные орфографические ошибки, но всё-таки можно сказать, какие из них допускают чаще всего. Очень часто ошибки возникают в теме, которую изучают ещё в начальной школе: правописание -ться и -тся в глаголах. Также люди часто делают ошибки при спряжении глаголов и склонении существительных. Нередко забывается правило написание -н- и -нн- в прилагательных. И последняя самая основная ошибка – неправильное написание безударной гласной в корне слова.


Вывод

Знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма показывает культурный уровень человека и его образованность. Она тесно связана с историческими корнями письменности и представляет собой многовековые устои, которые ведут своё происхождение из древних времён. Изучение орфографических правил начинается в школе, но это не означает, что с окончанием обучения стоит их сразу забыть. Исследование социальных сетей показало, что люди часто забывают правила орфографии и допускают множество различных ошибок. Орфография – наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать её правила. Язык – это наше величие и наша гордость, поэтому каждый человек должен стремиться к чистоте своей речи, как устной, так и письменной, чтобы наши потомки получили в наследие великий и могучий русский язык.


Ссылки и источники

  1. http://rosental-book.ru/
  2. https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-1
  3. http://www.textologia.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.Как помочь ребенку, если он забывает, путает,неправильно пишет буквы?Консультации для родителей....

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.

Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...

Исследовательская работа "Современная молодежь и социальная сеть"

Мы знаем, в настоящее время  огромной популярностью пользуются социальные сети, поэтому мы решили проанализировать использование социальных сетей в нашем учебном заведение....

Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»

Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...

Ошибки, допускаемые учащимися на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речиКлассификация ошибок связной ...

Типичные ошибки, допускаемые учащимися в печатных работах ( из опыта работы)

Как часто, готовя учащихся к выступлениям на ответственных, значимых мероприятиях, мы уделяем основное внимание устной подготовке. И это правильно, ведь современный мир требует, в первую очередь, умен...

Консультация для родителей «ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда он...