Реализация текстоцентрического принципа на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В современной системе образования происходит много изменений. Главным образом, об этом свидетельствует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Данный стандарт опирается на личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Исходя из этого, основная задача школы – развитие ученика как личности, которая свободно владеет языком как средством общения, как личности, способной осознавать эстетическую и культурную ценность родного языка и стремящейся к развитию речи и к речевому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация текстоцентрического принципа на уроках русского языка
В современной системе образования происходит много изменений. Главным образом, об этом свидетельствует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Данный стандарт опирается на личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Исходя из этого, основная задача школы – развитие ученика как личности, которая свободно владеет языком как средством общения, как личности, способной осознавать эстетическую и культурную ценность родного языка и стремящейся к развитию речи и к речевому самосовершенствованию.
Практическая, языковая и речевая грамотность ученика – это главная
цель обучения русскому языку в школе. При этом основной дидактической единицей, которая соединяет деятельность учащегося при разработке речевого развития и навыков письма является текст [12, с.16 ]. Главным образом на уроках русского языка и литературы формируются навыки понимания и создания текстов.
Изучение текстов при традиционном методе обучения вело к овладению языковыми средствами, при современном же методе, кроме этого, добавляется еще одна задача – развить у ученика способность создавать тексты.
Текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:
1)Текст это средство познания языка как полифункционального явления;
2)Текст это средство приобщения к культуре;
3)Изучение русского языка формируется на основе текста как дидактической единицы, на основе которой осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений и лингвистических понятий;
4)Текст является речевым произведением, то есть результатом использования языка;
5) Текст является основным средством овладения устной и письменной формой речи, а также речевой деятельностью в видах: чтение, понимание, говорение, письмо. На базе текста формируется коммуникативная компетенция;
6)Текст позволяет создавать и распознавать ситуации, на базе которых строится реальное общение
Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения различных ситуациях.
Приведём темы, которые, согласно примерной программе, должны быть освоены учащимися в курсе изучения текста как раздела стилистики.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование письменного и речевого высказывания.
Изучение и анализ структуры текстов раскрывает широкие возможности для развития словарного запаса учащихся, развивает у них способности и навыки целостного стилистического анализа художественных произведений. Изучение и усвоение многообразных средств связи между предложениями, структуры и употребления сложных синтаксических целых позволит учащимся осмыслить возможности языка, покажет органическую взаимосвязь и взаимодействие всех уровней.
Постепенно текст начинает мыслиться учащимися как единица, которая имеет внешнюю и внутреннюю форму, т. е. план выражения и план содержания. Внешняя форма текста представлена совокупностью языковых средств, реализующих замысел автора, который и составляет внутреннюю форму текста.
Речь или текст, как произведение речевой деятельности, отбирает те модели и средства, которыми располагает языковая система для выражения соответствующих смыслов. Используя на уроках русского языка тексты разной тематики, разных сфер речи, учитель помогает детям прийти к пониманию того, что выбор тех или иных языковых конструкций зависит от речевой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161547-1355135900.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО Использование ИКТ на уроках родного языка. 24.01.14 г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-177289-1358084129.jpg)
Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-173922-1357630976.jpg)
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье - важнейшая задача каждого учителя. В этом нелегком деле можно использовать различные методы и приемы. Это и личный...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-254848-1387210967.jpg)
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также продемонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный предмет. Представлены методические наработки и прие...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-254848-1387210967.jpg)
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также продемонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный предмет. Представлены методические наработки и прие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-433630-1396896972.jpg)
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371459-1387614169.jpg)
Текстоцентрический анализ на уроках русского языка
Анализ текста "Любовь и уважение к русскому языку" повторяет типы текста, связь предложений в тексте цепной связью...