Алгоритмы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Дяконова Эмма Казбековна

Алгоритм-это последовательность действий, ведущая к поставленной цели. Каждый алгоритм направляет мысль по нужному пути; он может служить и схемой орфографического разбора, и путеводной нитью во время работы над ошибками. Он помогает выбрать нужное правило, сужает круг самих правил. Используя алгоритмы на уроках русского языка, достигаем высокой результативности, так как выполнение предписанных действий приводит к правильному выбору орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_proizvod_predl_i_spryazhenie_glag_pryamaya_rech.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание производных предлогов.

Производные предлоги, образованные от наречий, пишутся слитно:  выйти навстречу гостям ( выйти к гостям ), напротив дома ( перед домом).

Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под, по-над.

Слитно пишутся предлоги: ввиду, насчет, вслед, вследствие, вместо, навстречу, несмотря на, невзирая на, вблизи, внутри, напротив, свыше, наперекор, наподобие.

Е пишется на конце предлогов вследствие, в течение,  в продолжение, в заключение.

Отличайте!

Ветер дул (как?) навстречу (наречие)

Хозяева вышли  навстречу ( к ) (предлог ) гостям.

Мы пришли (куда ?) на встречу (сущ.) с артистами.

Задания:

1.Слитно или раздельно

В…заключени… (чего – либо)

В…следствии… (из-за)        

В…течени… (времени)

В…продолжени… (дня)

В…отличи… (от чего-либо )

На…встречу (к)

На…счет ( о )

Не…смотря на (вопреки)

На…подоби… (вроде)

В...место (чего- либо)

В...виду

В...близи

В...дали

В...нутри

С...наружи

В…след

2.Обозначьте части речи. Допишите слова. Укажите эквивалентные замены предлогов и наречий, существительных и деепричастий.

 

1. Идти впереди (перед- предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – нареч.).

2. Мы остановились в...близи (……………) дома. В...близи (…………..) ничего не видно.

3. Дети обошли в...округ (……………..) поляны. При переходе улицы посмотри в...округ (……………) Его направили на работу в…округ (………………).

4. Движение на…встречу (……………..) очень интенсивное. Я спешу на...встречу (…………..) друзьям. Я спешу на...встречу (………………) с друзьями.

5. В нижнем течении… (………..) реки, особенно в устье, много порогов. События происходили в течении… (……………..) длительного времени .

6. В продолжени… (……………….) романа читатель узнает много интересного. Роман будет печататься в продолжени… (………………) всего года.

7. Не...смотря на (……………..) плохую  погоду, турнир состоялся. Он бежал, не...смотря (…………….) по сторонам.

ТЕМА: Употребление тире в простом предложении.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.
  1. СУЩ.  И. п. – СУЩ.   И. п.
  2. Числ И. п. – числ И. п.
  3. Сущ. И. п. – числ. И. п.
  4. Неопр ф. гл. – неопр. Ф. гл.
  5. Сущ. И. п. – неопр. Ф. гл.

Задание: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Бережливость это созидание. 2. Сказка воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. 3. Острый язык дарование, длинный язык наказание4. Охранять природу значит охранять родину 5. Разумно жить минутой дорожить. 6. Семь и четыре одиннадцать. 7. Трижды пять пятнадцать.
  2. Тире в неполном предложении

1. Дереву цена по плодам, человеку по трудам. 2. Одни слепы глазами, другие сердцем. 3.От  учения набирайся ума, а от мастера  сноровки. 4. Храбрые познаются в битве, семья  и дети в беде, а друзья  в несчастье.

Прямая речь заключается в кавычки и отделяется от слов автора двоеточием или запятой и тире:

А: «П».

«П?» - а.

«П, - а, - п».

«П», - а.

«П!» - а.

«П, - а. - П».

В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки и перед ними ставится тире.

Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с прямой речью.

  1. Бывало увидит муху и кричит Кузька, пистолет!
  2. Старый священник подошел ко мне с вопросом Прикажите начинать?
  3. Батюшка наш тебя милует говорили мне.
  4. Мне так сказывали в Оренбурге отвечал я.
  5. А отколе ты? Продолжал старик .
  6. А по какому делу? Спросил он меня.
  7. Уехала ли Марья Ивановна? спросил я с сердечным трепетом.
  8. По местам! Закричал Дубровский.
  9. Зачем нам секунданты сказал он мне сухо без них обойдемся.
  10. Нас могут застать сказал он мне надобно спешить.
  11. Смею спросить сказал он вы в каком полку изволили служить?

Предложения с прямой речью, стоящей после слов автора или перед ними.

  1. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» -Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (Кр.)
  2. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - перебил Базаров. (Т.)

Алгоритм 25. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.

1. Мир – высшее благо, какого люди жела…т в этой жизни (Сервантес). 2. Для человека с талантом и любовью к труду не существу…т преград (Л. Бетховен). 3. Не гре…т солнце на чужбине (Т. Шевченко). 4. Кто себе друзей не ище…т, самому себе он враг (Ш. Руставели). 5. Мне не нужно друга, который во всем со мной соглаша…тся, меня…т со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же дела…т лучше (Плутарх). 6. Война испытыва…т храбреца, гнев – мудреца, нужда – друга (Восточная мудрость).

Задание 2. С помощью алгоритма объясните правописание окончаний в данных глаголах.

1. Земля – мать тому, кто с ней уме…т обращаться. 2. Кто о земле раде…т, того и земля пита…т. 3. Земля корм…т людей, как мать своих детей. 4. Пока капля капн…т, река протеч…т. 5. Дорогу указыва…т свет, который сия…т впереди. 6. Хорошее утро с песен птиц начина…тся. 7. Каждое дело любовью освеща…тся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности  учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленск...

Методическая разработка "Освоение алгоритма на уроках русского языка в 5 классе (формирование знаково-символических УУД)"

Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм  относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. ...

Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"

В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним....

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...

Алгоритмы на уроках русского языка

Алгоритмы. Орфография...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование алгоритмов на уроках русского языка»

Использование алгоритмов при изучении орфографических тем в школе будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет...

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....