Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) на тему
В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование алгоритмов при работе над орфографическими правилами на уроках русского языка.
Самая распространенная сложность для учащихся при работе с орфографическим правилом, на которую жалуются и педагоги, и родители, заключается в том, что учащиеся, зная текст правила, не умеют его применять. Действительно, ведь одно дело наизусть выучить правило в несколько строчек, но совсем другое – применить его к конкретному языковому материалу. Здесь возникает элементарный вопрос: «С чего начать?». В этой ситуации возникает необходимость в алгоритме – четкой пошаговой инструкции для работы как над конкретным словом, так и в целом над любой орфограммой.
Например, при работе над орфограммой «о-е после шипящих в корне» алгоритм может выглядеть так:
- Это действительно орфограмма «о-е после шипящих в корне»?
- Это слова для запоминания: «шов на капюшоне, шорох в кустах крыжовника»? – пиши о
- Это иностранное слово? – пиши о
- Попробуй подобрать проверку: однокоренное слово с чередованием о\\е:
1. Получилось – пиши е
2. Не получилось – пиши о
Как видно, для составления алгоритма необходимо просто выстроить работу в порядке возрастания сложности выполняемых операции. Это помогает сэкономить время , не проверяя каждое слово по всем существующим в правиле опознавательным признакам, и в то же время не позволяет пропустить ни одного из них.
Еще один пример алгоритма для орфограммы «ы-и после ц « :
- Это действительно орфограмма «ы –и после ц»?
- .Это слова – исключения? – пиши ы
- Это слово в начальной форме оканчивается на - ция? – пиши и
- Орфограмма находится в корне? – пиши и
- Орфограмма не в корне – пиши ы
Здесь мы видим, что отпадает необходимость в дополнительном выделении суффикса и окончания в 5 пункте, что существенно сокращает время работы над орфограммой.
Конечно, учитывая богатство и разнообразие русского языка, большинство алгоритмов требует примечаний. Например, в предыдущем алгоритме можно отдельно вынести для учащихся, обладающих развитой орфографической зоркостью следующие моменты – подсказки:
- Если нужное нам слово - это существительное во множественном числе, и орфограмма – последняя буква (т.е. в окончании) – пиши ы
- Если данное слово – притяжательное прилагательное, то ,скорее всего, орфограмма в суффиксе, а значит, пиши ы
- Если данное слово – прилагательное, то ,скорее всего, орфограмма в окончании, а значит пиши ы.
С этой точки зрения работа с алгоритмами хороша тем, что позволяет предоставить ученикам различные способы распознавания орфограмм , различные способы рассуждений в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Также данный вид работы позволяет достаточно легко объединить целые группы орфограмм в единое целое и представить учащимся цельную картину взаимосвязей в системе языка. Например, при работе с такой сложной орфограммой как «Безударные падежные окончания имен существительных» при работе по составлению алгоритма есть возможность включить в него сразу все существующие сложные моменты, которые разнесены в учебном материале по различным темам. Алгоритм в таком случае может выглядеть так:
- Это орфограмма «Безударные окончания имен существительных»?
- Это слова , в начальной форме оканчивающиеся на –ия, -ие, -ий? – в сомнительных случаях пиши и
- Это разносклоняемые существительные на –мя+путь? (можно их сразу же перечислить для лучшего визуального восприятия) – пиши в сомнительных случаях – и
- Определи склонение.
- Это существительное 3 склонения? – пиши и
- Подставляй слова-помощники или вспоминай таблицу падежных окончаний для 1 и 2 склонения и пиши окончания.
При работе с таким алгоритмом можно временно исключить те пункты, которые будут пройдены позже или сразу же их объяснить в порядке ознакомления, предупредив, что подробное изучение состоится позже. Хотя, как показывает практика, оно уже и не требуется, так как даже просто визуально находясь на виду, эти моменты запоминаются.
Такие обобщенные алгоритмы создают широкие возможности для опережающего обучения.
Кроме конкретных алгоритмов можно создавать и обобщенные. Например:
Алгоритм для выделения большинства орфограмм:
- 1.Определи морфему, в которой находится орфограмма
- Определи часть речи.
- Назови орфограмму: пример: безударное окончание имени прилагательного
- Вспомни правило или обратись к конкретному информационному источнику ( так как по названию орфограмму найти гораздо легче даже на форзаце учебника)
Еще одно преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что многие учащиеся, быстро поняв принцип их составления, могут делать это самостоятельно, и , если такая работа ведется в системе, то скоро ученики получают возможность работать самостоятельно с любым правилом любого уровня сложности, что является одной из главных задач ФГОС.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по составлению алгоритмов на уроках русского языка –эффективное и рациональное средство помощи учащимся как в усвоении нового материала под руководством учителя, так и доступное средство самообучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»
Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленск...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501309-1413730997.jpg)
Методическая разработка "Освоение алгоритма на уроках русского языка в 5 классе (формирование знаково-символических УУД)"
Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682478-1444284135.jpg)
Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"
Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими особенностями п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-480576-1410689182.jpg)
Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов
Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-564353-1421997150.jpg)
Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1022591-1522391225.jpg)
Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....