Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Юлия Павловна

В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов при работе над орфографическими правилами на уроках русского языка.

Самая распространенная сложность для учащихся при работе с орфографическим правилом, на которую жалуются и педагоги, и родители, заключается в том, что учащиеся, зная текст правила, не умеют его применять. Действительно, ведь одно дело наизусть выучить правило в несколько строчек, но совсем другое – применить его к конкретному языковому материалу. Здесь возникает элементарный вопрос: «С чего начать?». В этой ситуации возникает необходимость в алгоритме – четкой пошаговой инструкции для работы как над конкретным словом, так и в целом над любой орфограммой.

Например, при работе над орфограммой «о-е после шипящих в корне» алгоритм может выглядеть так:

  1. Это действительно орфограмма «о-е после шипящих в корне»?
  2. Это слова для запоминания: «шов на капюшоне, шорох в кустах крыжовника»? – пиши о
  3. Это иностранное слово? – пиши о
  4. Попробуй подобрать проверку: однокоренное слово с чередованием о\\е:

 1. Получилось – пиши е

2. Не получилось – пиши о

Как видно, для составления алгоритма необходимо просто выстроить работу в порядке возрастания сложности выполняемых операции.  Это помогает сэкономить время , не проверяя каждое слово по всем существующим в правиле опознавательным признакам, и  в то же время не позволяет пропустить ни одного из них.

Еще один пример алгоритма для орфограммы «ы-и после ц « :

  1. Это действительно орфограмма «ы –и после ц»?
  2. .Это слова – исключения? – пиши ы
  3. Это слово в начальной форме оканчивается на  - ция? – пиши и
  4. Орфограмма находится в корне? – пиши и
  5. Орфограмма не в корне – пиши ы

Здесь мы видим, что отпадает необходимость в дополнительном выделении суффикса и окончания в 5 пункте, что существенно сокращает время работы над орфограммой.

Конечно, учитывая богатство и разнообразие русского языка, большинство алгоритмов требует примечаний. Например, в предыдущем алгоритме можно отдельно вынести для учащихся, обладающих развитой орфографической зоркостью следующие моменты – подсказки:

  1. Если нужное  нам  слово - это существительное  во множественном числе, и орфограмма  – последняя буква (т.е. в окончании) – пиши ы
  2. Если данное слово – притяжательное прилагательное, то ,скорее всего, орфограмма в суффиксе, а значит, пиши ы
  3. Если данное слово – прилагательное, то ,скорее всего, орфограмма в окончании, а значит пиши ы.

С этой точки зрения работа с алгоритмами хороша тем, что позволяет предоставить ученикам различные способы распознавания орфограмм , различные способы рассуждений в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Также данный вид работы позволяет достаточно легко объединить целые группы орфограмм в единое целое и представить учащимся цельную картину взаимосвязей в системе языка. Например, при работе  с такой сложной орфограммой  как  «Безударные падежные окончания имен существительных»  при работе по составлению алгоритма есть возможность включить в него сразу все существующие сложные моменты, которые разнесены в учебном материале по различным темам. Алгоритм в таком случае может выглядеть так:

  1. Это орфограмма «Безударные окончания имен существительных»?
  2. Это слова , в начальной форме оканчивающиеся на –ия, -ие, -ий? – в сомнительных случаях пиши и
  3. Это разносклоняемые существительные на –мя+путь? (можно их сразу же перечислить для лучшего визуального восприятия) – пиши в сомнительных случаях – и
  4. Определи склонение.
  5. Это существительное 3 склонения? – пиши и
  6. Подставляй слова-помощники или вспоминай таблицу падежных окончаний для 1 и 2 склонения и пиши окончания.

При работе с таким алгоритмом можно временно исключить те пункты, которые будут пройдены позже или сразу же их объяснить в порядке ознакомления, предупредив, что подробное изучение состоится позже. Хотя, как показывает практика, оно уже и не требуется, так как даже просто визуально находясь на виду, эти моменты запоминаются.

Такие обобщенные алгоритмы создают широкие возможности  для опережающего обучения.

Кроме конкретных алгоритмов можно создавать и обобщенные. Например:

Алгоритм для выделения большинства орфограмм:

  1. 1.Определи морфему, в которой находится орфограмма
  2. Определи часть речи.
  3. Назови орфограмму: пример: безударное окончание имени прилагательного
  4. Вспомни правило или обратись к конкретному информационному источнику ( так как по названию орфограмму найти гораздо легче даже на форзаце учебника)

Еще одно преимущество работы с алгоритмами  состоит в том, что многие учащиеся, быстро поняв принцип их составления, могут делать это самостоятельно, и , если такая работа ведется в системе, то скоро ученики получают возможность работать самостоятельно с любым правилом любого уровня сложности, что является одной из главных задач ФГОС.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по составлению алгоритмов на уроках русского языка –эффективное и рациональное средство помощи учащимся как в усвоении нового материала под руководством учителя, так и доступное средство самообучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности  учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленск...

Методическая разработка "Освоение алгоритма на уроках русского языка в 5 классе (формирование знаково-символических УУД)"

Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм  относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. ...

Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"

Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими  особенностями п...

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...

Алгоритмы на уроках русского языка

Алгоритмы. Орфография...

Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....