Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Марта Сааяевна Хомушку

Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими  особенностями поэтической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabot_po_fonetike_na_urokah_russkogo_yazyka.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Виды работ  по  фонетике   на  уроках русского  языка

в  5-8   классах.

(Из опыта  работы)

Учитель русского языка и

                                                                    литературы МАОУ СОШ

                                                                   с.Аксы-Барлык Барун-

                                                                    Хемчикского района РТ

                                                                 Хомушку М.С

Аксы-Барлык-2013 г

«Виды работ по фонетике на уроках русского языка в 5 – 8 классах»

План

  1. Вводная часть

1.Что такое фонетика?

2.Основные  знаки фонетической транскрипции.

      II.  Виды  работ по фонетике.

III.Вывод.

Задача.

      Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими  особенностями поэтической речи.

     Языковых тайн значительно больше, чем принято думать, и связаны они только с вопросами появления на Земле человека, происхождением языка. Много секретов скрыто в звуковом многообразии русской речи. Оно вызывает восторг и восхищение. Великий русский писатель, историк, большой знаток русского языка, владеющий к тому же многими другими языками  мира, Н.М.Карамзин писал : «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река- шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу ,образуя все меры, какие  заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!».

        Мы живем в мире звуков.  Проснувшись утром слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите.   Выходим из дома- и нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по  асфальту,  звон машин… .   Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего : «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили.  Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?

        В языке все : части слов, слова, словосочетания, предложения- имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

    Звуковую сторону речи изучает фонетика.  А что такое фонетика?

По словарю С.И.Ожегова: Фонетика- 1. Раздел языкознания- наука о звуках языка .Экспериментальная фонетика.

2.Звуковой состав языка. Русская фонетика .

    Недаром говорил И.С.Станиславский: «  Гласные- река, а  согласные- берега звучащей речи».

  Фонетика- (от греч. Phōnetikós – звуковой, голосовой,   phōhē  -звук) – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Существуют различные определения предмета фонетика: при узком понимании предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский), при широком понимании в сферу изучения Ф. включают и интонационные средства языка ( М.И. Матусевич, А.Н.Гвоздев, М.В.Панов); наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом Ф. являются и способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц ( орфография) – Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер.

        Что такое фонетическая транскрипция?

Это специальный способ записи устной речи, который помогает точно передавать ее звучание. Используется транскрипция при обучении родному и особенно иностранному языку.

Основные знаки фонетической транскрипции в русском языке:

          [  ]  -границы фонетической транскрипции;

          [ , ]      - знак, обозначающий мягкость согласного; [сат]  -сядь;

     [э́]     - ударный гласный, передающийся на письме буквой Э  (или Е):

[сэр]  - сэр,  [мэ́сный]  -местный

     [э и]          или       [и э]            -безударный гласный  после мягких согласных на месте букв а, е, я:  [миэтла]  - [митла]  -метла;  [п,иэтак]  -  [п’итак]  - пятак.

              [ j’] или [ й ]  -мягкий звонкий согласный   звук  ЙОТ:   [j’о́лка]  -ёлка  [йо́лка]

    [   -  ]   -знак долготы согласного  звука:  [ж̄о́к]  - сжёг, [ с̄о́риц̄а]  - ссориться

                    Звук- это минимальная нечленимая  звуковая единица, выделяемая в слоге. В русском языке 6 гласных звуков :   [а], [ о ],  [  э] ,[ и ],  [ ы ],  [у]     и 37 согласных звуков     [б], [б’], [ в ], [в’],  [ г], [ г’], [ д], [ д ‘], [з ], [з’], [п], [  п’], [ ф ], [ ф’],      [ к], [ к’], [ т ],  [ т’], [с], [ с ‘], [ л], [л’], [м], [ м’], [ н], [н’],[ р], [ р’], [ х], [х’],  [ ж],[ ж̄ ]   [ ш], [ш̄],[ ч’], [ ц], [j’]

                  В современном русском алфавите 33 буквы. Почти каждая буква алфавита имеет две разновидности: строчную, например: а, б, в, г, д, и т.д  и прописную, например: А, Б, В, Г, Д и т.д. Некоторые буквы алфавита не имеет прописного варианта. Это ъ, ь. Буква  Ы прописная используется только при передаче иноязычного варианта названия: Ындин .

II.Виды работ по фонетике.

Фонетический разбор слова.

  1. Разберите слово на слоги.
  2. Затранскрибировать слово (можно использовать только некоторые элементы транскрибирования)
  3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных)
  4.  Охарактеризовать гласные звуки
  5. Охарактеризовать согласные звуки
  6. Установить соответствие количества букв количеству звуков.

Образец разбора.

Язык.

  1. В слове язык два слога:  я – зык
  2.     [ й’иэзы́к]
  3. В слове 5 звуков -2 гласных: [а]   и  [ы]  ,

3 согласных:  [й’]  ,[ з] ,[ к] .

  1. Звук  [ а]    -   безударный, звук    [ы]-  ударный.
  2. Звук [j’]      или    [ й’]  -звонкий, мягкий, непарный:

Звук    [з]      - звонкий, твердый, имеет пару по глухости- звонкости     [з]- [ с]       и по мягкости   и твердости     [ з], [ з’]

Звук     [к] - глухой, твердый, имеет пару по звонкости- глухости         [к]   -      [г]      и по мягкости   и   твердости     [ к]   -  [ к’].

  1. В слове язык 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква Я передает 2 звука  [j’]  и      [а]. Поскольку это первый  предударный слог,  звук  [ а]   произносится   как    [ и э  ].

2.Какие звуки  может обозначать буква С? (буква С дает 7 звуков)

[С] -соли,   [ с’] - сила , [з]- [збил],  [з’]  - [проз’ба],  в сочетаниях с шипящими:      [ш̄]    -[ ш̄шыла]  - сшила,       [ж̄]-  [ж̄жымал ]- сжимал , [ш’]-  [ш’ш’ от]-     счет

3.Какие слова переданы фонетической транскрипцией

 [Прут],  [сйэст]  ,  [йэст] , [ байу́кат’]   ?

(1 прут    съезд    ест        баюкать

2 пруд   съест)

4.Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

  [Ж]   .  Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит .               (5 раз)

  [А]    . Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.        (7 раз)

  [Т]    . Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.      (10 раз)

  [Ш] . Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. ( 4 раза).

5.Какие звуки выделены в следующих словах  яма, куль, роса, подъезд, сжать?

     [й’а],[л’],[a][й’э],[ж-]

6.Запишите слова в фонетической транскрипции: яр, люк, юг, лён, сад, пол, альт. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

Яр – [йар] – рай; люк – [л’ук]  - куль; юг  - [йук]  - куй ; лён-  [л’он]  - ноль ; сад-  [сат]  - таз;  пол  -  [пол]  - лоб;  альт -  [ал’т]  - тля.

  7.Одинаково ли количество звуков в словах  южная- нужная, её- меня, няня- яма, местность- лесники?. Сделайте фонетический разбор 2 – 3 слов (по вашему выбору)

(Да, одинаковое количество звуков в этих словах)

8.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук  [с].

Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там.

( Телефон. Звук  [с]   встречается  в загадке  6 раз ).

9.В каком слове есть только твердые согласные звуки?

    1)  мел;   2) лось;    3)  тема;   4)   можешь;     5) матч.

10.В каком слове количество букв и звуков совпадает?

   1) мать,   2) беречь,  3) вернешься,   4) ясли,     5) боюсь

11. Найдите слова, в которых сочетания ШН  и ЧН читаются   как ШН.

  (Помощник, помощница, конечно, булочная, горничный  скворечник, скучно, нарочно, яичница).

12.Название  каких двух букв составляет целую эпоху?  ЭР   и   А     (ЭРА)

13.Прочитайте шутливое стихотворение. Какую важную лингвистическую мысль оно иллюстрирует? Сделайте вывод.

Закричал охотник:

                                                        -ой!

Двери гоняться за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

14.Метаграмма. Используя слова- загадки, докажите, что звук в слове выполняет смыслоразличительную роль.

1)   С     [п]    - на дереве весною,

       С     [т]    - писать кончаешь мною,

      С      [б]   - я тара в магазине,

      С      [к]   - в болотистой  низине.

                                              (почка – точка – бочка – кочка)

2) С   [б]    -мучительной бываю,

     С   [м]   -одежду  пожираю,

     С    [р]   -актеру  я нужна,

    С     [с]  -для товара важна.

                                           (боль – моль – роль – соль)

15.Запишите буквами затранскрибированные слова. Понаблюдайте за тем, какими способами обозначается мягкость согласных на письме.

 [Фспо́мн’ил’и]  ,  [жо́лтым’и ],  [й’иэйо́] ,  [й’и эво́], [м’а́са] ,  [ л’иэжа́т ‘] ,  [с’ин’э́т’]  , [ вы́шыфк’и] .

16.Метаграмма. Попробуйте по словам- отгадкам восстановить текст метаграммы. Охарактеризуйте записанные вами звуки (гласный-согласный, глухой- звонкий, мягкий- твёрдый, шумный – сонорный… Объясните, какие произносительные органы участвуют в образовании каждого звука.

С…  летаю над волною,

С…  не дали волкам  покою,

С…    рубашка- безрукавка,

С…   скачу  в лесу по травке.

С…  меня крепи к детали

Из железа или стали.

                                                            (…айка -      чайка- лайка- майка- зайка – гайка)

17.Прочитайте скороговорки. В чем их фонетическая  особенность? Как называются такие предложения?

1) Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2) Кукушка кукушонку купила капюшон

3)Три свиристели еле-еле свистели у ели

4)От топота копыт пыль по полю летит

5)Собирала Маргарита маргаритки на горе, растерела Маргарита маргаритки на дворе.

18.Определите, в каком ряду во всех словах есть указанный звук.

    [Х]     : 1. Хобби, оглохнув, бухгалтер;

              2. Легковесный, хирургия, хоккей;

              3. Слегка, мягко, нахлынули.

   [Ц]      : 1. Циркуль, облицевать,  консультировать;

              2. Огурцы, оконце, рассердился;

              3. Глянцевый, цыплята, консульство

    [В]      :1. Виноград, прославьте, свекровь;

             2. Вентилятор, приготовьте, церковь

             3. Ветеринария, завтрак, бровь.

19.Составьте слова из следующих слов.

1)     [ш], [й’] ,[ о] - (-ёж)

2)     [в’] ,[ ж] ,[ о] , [ т]  ,[ ы] - (живет)

3)     [к] ,[ й’] , [ о],  [л’] , [ э] -(колье)

20.Почему слова разбиты на пары и в чем особенность их звучания и написания?  Чтобы справиться с этим заданием, затранскрибируйте слова.

 (Шей- ешь, муж- шум, май- ям, ноль- лён ложь- шёл).

  1. Вывод.

     

            Эти материалы можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам, викторинам,  в различных конкурсах. Я думаю, что фонетические  упражнения развивают ум, память, смекалку, любовь к языку. В результате выполнения  фонетических  упражнений  совершенствуются орфографические и орфоэпические умения учащихся.

 

 

 

                                                Литература.

  1. К.А.Войлова, Н.Г.Гольцова. Русский язык. Справочник- практикум для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., «Дрофа» 2007г.
  2. З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. Русский язык в таблицах. 5 – 11 кл. Справочное пособие. М., «Дрофа», 2007г.
  3. С.И.Львова. Русский язык. 5 класс, М., «Дрофа» ,2007г.
  4. С.И.Львова. Русский язык. 6 класс, М., «Дрофа», 2007г.
  5. С.И.Львова. Русский язык. 7 класс, М., «Дрофа», 2007г.
  6. В.В.Львов. Школьный орфографический словарь русского языка.

М., «Дрофа», 2007г.

  1. Золотой фонд. Энциклопедия. Русский язык. М., «Большая Российская энциклопедия» ,2007г.
  2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
  3. А.О.Орг.  Олимпиада по русскому языку. М., «Просвещение» ,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...

Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"

Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...

Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"

В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним....

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....

Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...