Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Смольникова Наталья Николаевна

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над ошибками по русскому языку.

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка.  

 Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение морфем. Активизация действий этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.

На каждом уроке сталкиваешься с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления.  Целенаправленная работа над ошибками требует их систематизации.

      В начальной и средней  школе для этой цели используются различные виды упражнений:

     Соотнесение орфограммы с определённым правилом, звуковой анализ слова, чёткое его проговаривание;

     Применение правил с обязательным объяснением;

     Широкое использование предупредительных диктантов разного вида

           ( слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное  

            письмо);

     Соблюдение орфографического и гигиенического режима.

  Соблюдение орфографического режима это и определённый порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка и обязательная работа над ошибками.

        Работа над ошибками.

Казалось, что все уже отработано, испробованы разные упражнения, выполнены различные задания, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и комментирует правильно, а результата нет. Каковы же основные причины, порождающие ошибки учащихся?                

Невнимание, рассеянность, поспешность; ученик не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста; работает медленно, не успевает применить свои знания; не видит орфограммы (нет орфографической зоркости).

И снова возвращаемся к работе над ошибками. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

Многое приходилось попробовать. Сначала словарные диктанты на уроках, затем комментированное письмо (объяснительные диктанты), разные формы зачетов, опросов.

Открытий я не сделала. Хочу поделиться тем, как работаю сама. Работа над ошибками проводится после каждого диктанта, изложения, сочинения. В рабочих тетрадях, выполняя домашнее задание, сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.

После очередного диктанта для этой цели отводится целый урок. Сначала идет коллективная работа, и ее я веду по тем ошибкам, которые допущены большинством учащихся.

   Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:

        Систематичности её проведения;

        Разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;

        От максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;

   Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками желательно, начиная с начальной школы, предложить учащимся работу по памятке «Работа над ошибками по русскому языку», в которой последовательность орфограмм соответствует  порядку их изучения по программе. Например:

1.Пропуск, замена буквы.

Выпиши слово правильно.

Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так: ученик, ученик, ученик.

 

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.

Придумай и напиши еще одно предложение.

Подчеркни заглавную букву.

 Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

 

3.Слог.

Выпиши слово.

Подчеркни гласные.

Раздели слово на слоги.

Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: уиель, чаы, праиль/но.

Организация и методика проведения урока над ошибками в средней школе.

Ориентируясь на проведенный анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения, отбираю для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей.

Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более двух-трех правил, с которыми ведется работа на протяжении последних уроков, предшествующих контрольной или творческой работе.      Урок работы над ошибками строится по следующему плану:

     Сообщение о результатах письменной работы – 2 мин.

     Коллективный анализ типичных ошибок класса – 10-15 минут.

     Самостоятельная работа над ошибками – 10-15 минут.

Самостоятельную работу предлагается оформить в таблице:

Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки, выдели морфему, где эта ошибка).

Объясняю (графически комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д).

Привожу пример слова на данную орфограмму.

     Время на отдельные этапы урока регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для  закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"

Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

Методическая статья "Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка"

В статье представлен опыт по составлению и использованию компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка....

Методическая статья "Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка"

В методической статье "Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка" представлены способы работы, различные упражнения для развития аспектов языка и видов речевой деятельности на у...

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Методическая статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".

Методическая статься на тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"....