по русскому языку к уроку "Лексикология. Введение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Конспект урока "Лексикология. Введение" для 5-го класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_5_klassa_po_russkomu_yazyku.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 5 класса по русскому языку

Тема: «Лексика. Лексическое значение слова». Вводный урок.

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Оборудование: тетрадь, учебник для 5 класса Ладыженской, презентация, подготовленная учителем, толковый словарь (очная форма: толковый словарь в бумажном виде; дистанционная форма: электронный Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой (http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp).

Цели урока:

1) образовательные:

  • знать значения понятий «лексика», «лексическое значение слова», «лексикология»;
  • научиться определять ЛЗ слова;

2) развивающие:

  • совершенствовать навыки работы с упражнениями по изучаемому разделу;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • обрести навыки работы с толковым словарем русского языка.

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать самостоятельную активность учащихся.

Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Учитель: «Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть!» (отмечание присутствующих). (УУД коммуникативные)

Мотивационный этап урока (8 минут)

Учитель:

-Обратите внимание на надпись на доске!  

Это будет эпиграф к нашему уроку.  Загадка.

«Остёр, как бритва.

Сладок, как мёд.

И друга отыщет,

И врага обретёт».

Как вы думаете о чем идет речь в загадке? (язык)Правильно!

— Наш родной язык - это сокровище! Иногда мы забываем, каким богатом мы обладаем, как ценен наш язык, наша речь, возможность общаться и понимать друг друга.

Задание для всего класса для вхождения в тему:

Нарисуйте каким вам представляется наш родной русский язык, лексика, слова? Какие образы у вас возникают?

Объясните почему вы видите его именно так?Выводы учителя после задания: Основа нашего языка - лексика, а лексика - это слова!

Слово - значит очень много. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»

Так что «слово» может всё, надо только уметь им пользоваться.

И поэтому цель нашего занятия: разобраться в структуре лексики нашего языка, научиться верно использовать ваш лексикон и вместе прийти к осознанию значимости родного языка.

Деятельность учащихся:

Один из учеников зачитывает вслух эпиграф.

Обсуждение и самостоятельн. выводы из загадки.

Ответ учащихся на загадку: о языке.

Ученики рассказывают, что нарисовали и что это значит.

(УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (умение строить логическое рассуждение и делать выводы); УУД познавательные, личностные, предметные (развитие творческого и образного мышления)

Просит учеников подумать, какое слово в предложении «В траве сидел кузнечик» «не изобразить» на картинке.

Ученики: «Предлог "в"!».

Открытие нового знания

Учитель: «Правильно! Теперь скажите, ребята, чем же служебные части речи отличаются от слов, называющих предметы?».

Ученики: «Слова, называющие предметы, можно изобразить. У этих слов есть смысл».

Учитель: «Верно! Только в науке это называется лексическим значением слова. Откройте учебник на странице 59. Посмотрите на изображение поезда и скажите, слова каких частей речи «едут» в вагонах, а каких соединяют эти вагоны?»

Ученики: «В вагонах едут имена существительные, прилагательные, глаголы, а служебные части речи соединяют их друг с другом».

Учитель: «Правильно. Перепишите, пожалуйста, в тетрадь определение ЛЗ слова со страницы 59. Теперь мы поняли, что ЛЗ – это определенный смысл, заложенный в слове».

Ученики: переписывают в тетрадь определение. 

Учитель: «Дорогие ребята, у меня к вам еще один вопрос: а как же называется раздел языка, изучающий словарный состав языка? Если не знаете, обратитесь к 5 странице учебника».

Ученики: «Лексикология!».

Учитель: «Правильно! А лексика – это и есть сам словарный состав языка. Теперь посмотрите на слайд».

Ученики: смотрят на слайд, на котором написаны слова «машина» и «кукла». Ниже изображены игрушечная машинка и детская кукла.

Учитель: «Скажите, пожалуйста, что общего у этих двух слов?».

Ученики: «Это слова одной и той же части речи: это имена существительные. Эти слова женского рода, единственного числа» и т. п.

Учитель: «Верно! Какой вывод можно сделать?».

Ученики: «У этих слов схожее грамматическое значение!».

Учитель: «Правильно! А что различного у этих двух слов?».

Ученики: «Они обозначают разные предметы!»

Учитель: «Да, у этих слов разное лексическое значение. Какой общий вывод можно сделать?».

Ученики: «У слов может быть одинаковое грамматическое значение, но разный смысл, то есть лексическое значение».  

Закрепление

Учитель: «Ребята, на уроке литературы мы начали изучать поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в ней есть множество устаревших слов, лексическое значение которых мы часто не знаем». Читает строки из поэмы:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал.

«Скажите, что вам поможет узнать значение устаревшего слова "гридница"?».

Ученики: «Толковый словарь!».

Учитель: «Верно! Давайте обратимся к Словарю русского языка (очный формат: ученики обращаются к раздаточному материалу/открывают печатный словарь; дистанционный формат: ученики открывают онлайн-версию словаря) и посмотрим, как выглядит словарная статья в словаре». Просит ученика прочитать определение слова «гридница».

Ученик: читает определение.

Учитель: «Хорошо, а как вы думаете, какие способы толкования слов существуют? Как бы вы объяснили значение слова «бабочка» своему другу-иностранцу? Ответить на эти вопросы вам поможет таблица, представленная на 59 странице учебника».

Ученики: «Можно нарисовать слово, подобрать к нему синоним или рассказать об этом слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось».

Учитель: «Правильно! Обратимся к упражнению 125. Дайте толкования приведенных слов, использовав все три возможных способа. Запишите толкования в тетрадь, у вас 5 минут».

Ученики: выполняют упражнение письменно и по просьбе учителя зачитывают получившиеся толкования вслух.

Рефлексия

Учитель: «Давайте подведем небольшой итог. Как можно определить лексическое значение слова?».

Ученики: «Лексическое значение слова – это определенный смысл, заложенный в слове».

Учитель: «Верно! А у всех ли слов есть лексическое значение?».

Ученики: «Нет, у служебных частей речи не бывает лексического значения».

Учитель: «Молодцы. В качестве домашнего задания я предлагаю вам упражнение 128, в нем необходимо дать толкования лингвистическим терминам. Скажите, пожалуйста, к какому словарю вы обратитесь, если не сможете вспомнить значение слова?».

Ученики: «К толковому словарю!».

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Встретимся на завтрашнем уроке. До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в условиях введения ФГОС ООО

В данной статье содержится анализ о школе, методике и детях после первого года работы учителей...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка в рамках введения ФГОС ООО

laquo;Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием"( Адольф Дистервег)...

Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность»

Данная программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по литературе и русскому языку. Обучение методом погружения с опорой на ведущий для подросткового ...