Письмо и имена собственные
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Письмо и имена собственные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_rr_imena_sobstvennye_5_klass.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Выселковский район, ст-ца Березанская

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

«Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Открытый урок письма и развития речи в 6 классе

по теме «Имена собственные»

                                                                   

                                                                    Составила и провела

                                                                    учитель русского и литературы

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    Кривуля И. Н.

                                                     2021 год   

Урок письма и развития речи

в 5 классе по теме «Имена собственные»

Цели:

  1. обучающая: закрепить и обобщить знания по теме «Имена собственные»;    

2) развивающая: развивать связную речь у учащихся, память, мышление, расширять кругозор;                                                                    

3) воспитывать навыки аккуратного письма с соблюдением орфогра-фического режима.

Оборудование:

  1. карточки для индивидуальной работы,
  2. перфокарты,
  3. игра «Кто больше»,
  4. конверт с адресом школы,
  5. игрушки,
  6. интерактивная доска,
  7. мультфильм « Дядя Степа – милиционер ».

        Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

–  Сегодня у нас много гостей, они пришли к нам посмотреть, что вы умеете делать и как активно работаете на уроке. Проверьте готовность к уроку. Начинаем урок русского языка.

–  Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Какие слова относятся к именам существительным? Как они пишутся?

                                 II. Проверка домашнего задания.                                                                              – Ребята, откройте тетради, проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

– 1 и 2 группа – упр. 9, стр. 107: сначала выписать названия морей, потом – озёр, затем – рек; подчеркнуть имена собственные.                                                              – Какие имена собственные вы подчеркнули? Почему?                                                 – 3 группа – из рассказа В. Ситникова «Утро» из учебника «Чтение» выпи-сать все имена собственные.                                                                                                        – Прочитайте, какие слова вы выписали? Почему? Расскажите правило.                   – Кто это Мурашка? Кузя? Андрейка? Громобой? Малинка? Красава?                       – Что это Вятка?  

– Как Андрейка относился к домашним животным?  

– Ребята, а у нас в школе есть домашние животные, какие это животные  и кто о них заботится? Кто их кормит, ухаживает за ними?                                             – Рассказ ребят о подсобном хозяйстве и о живых уголках.

– Какой вывод нужно сделать? (Нужно любить все живое: животных, птиц, зверей, постоянно заботиться о них.)

Итог домашнего задания.

Оценки.

Обратить внимание на аккуратность написания.                                                                                                                Вывод:

– Какие слова относятся к именам собственным и как они пишутся?

                                    III. Сообщение темы и целей урока.                                                                             –  Сегодня мы с вами закрепим и обобщим знания и умения по теме «Имена собственные».

1)Работа по вопросам:                                                                                                          – Какое сегодня число? Месяц? Какой он по счёту? Сколько всего месяцев в году? Какой март – месяц в зависимости от времени года? Какая погода за окном? Какой праздник отмечаем в марте? Как он правильно называется? Почему?  (Его празднуют женщины всех стран)

– Женщины многих стран в этот день принимают поздравления, но не всегда это было так. Женщины долго и упорно боролись за свои права и добились равноправия.                                                                                                      

– Ребята, а сейчас откройте тетради, запишите дату, соблюдайте правила орфографии и чистописания.                                                                                            2) Минутка чистописания: Бб, Пп.                                                                                   3) Логопедическая работа. Фонетическая зарядка.

– Как блеет баран?

– Как пищат птенцы?                                                                                                        – Как пыхтит каша?                                                                                                                    – Какие звуки мы произносим?                                                                                                – Какие это согласные буквы, назовите их.                                                                       (Б и п – парные согласные, б – звонкая согласная, п – глухая согласная)                    – Назовите имена собственные, которые начинаются на букву Б.                                     – Назовите имена собственные , которые начинаются на букву П.                                – Как мы их пишем? Почему? Расскажите правило.

4) Словарная работа. Словарь: портрет.                                                                     – На какую гласную падает ударение?  (На гласную е)                                                                                  – Как она называется? (Ударная)                                                                                               – Как называется буква о? (Безударная)                                                                                           – Правописание безударной гласной буквы овы, ребята, должны запомнить.     Читаем хором 2 раза словарное слово «портрет», третий раз делим на слоги.

 – Что такое портрет? Назовите лексическое значение слова «портрет» по толковому словарю С.И. Ожегова.                                                                                           (Портрет – это изображение человека на картине, фотографии.)

– Запишите это словарное слово в тетрадь и запомните его правильное написание, а я запишу в наш большой классный словарь.  

5) Звукобуквенный анализ слова «портрет» на доске и в тетрадях. Портрет, порт - рет.   Гласные: о, е.  Согласные: п, р, т, п, т.   7 букв, 7 звуков, 2 слога.                                                                                 – Каких букв в этом слове больше: гласных или согласных и на сколько?

–Давайте устно составим  предложения со словарным словом «портрет», одно из них, самое удачное, запишем в тетради и на доске, объясним все орфограммы, найдем и подчеркнем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.                                                                                   (В кабинете литературы висит большой портрет Александра Сергеевича Пушкина.)                                                                                                                        6) Физминутка для мобилизации внимания.

IV. Новый материал. Объяснение.

  1. Слово учителя:                                                                                                                   – Ребята, посмотрите на экран, скажите, чей это портрет? Кто это? Да, правильно, это А.С. Пушкин – великий русский поэт. С самых ранних лет он любил слушать народные сказки и песни своей няни Арины Родионовны, много читал, любил свою Родину, русский народ. Он прожил всего 37 лет, но оставил после себя огромное количество замечательных стихов, сказок, поэм и повестей, которые читает весь мир. 6 июня весь мир отмечал 218 лет со дня рождения великого поэта.                                                                                          2) Работа по вопросам:                                                                                                                – Какие сказки А.С. Пушкина вы читали? Стихи? Поэмы? (Дети называют сказки, стихи А.С. Пушкина.)                                                        

3) Творческий диктант.                                                                                                                      Задание:                                                                                                                                                                        –  заменить слова «поэт», «он» именами собственными;                                     – ребята 1 и 2 группы пишут под диктовку, а 3 группа списывает с карточек предложение: «Александр Сергеевич Пушкин жил в селе Михайловском» и подчеркивают имена собственные;                                                                                          – текст диктанта: Поэт жил в селе Михайловском. Он очень любил читать. Стихи и сказки его читает весь мир.

Проверка:                                                                                                                                            – Какие слова, имена собственные, вставили в текст диктанта? Прочитайте.                     – Как мы их пишем? Почему?  (Правило)                                                                                        – Какие слова подчеркнули ребята 3 группы? Почему?  (Правило)                               4) Итог нового материала. Вывод.  

Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.                                                                                                                          V. Работа с учебником, по перфокартам, у доски, с конвертом.

1)  3 группа ребят работает по перфокартам: игрушкам: кукле, коту, собаке дают имена и клички;                                                                                                                 1 и 2 группа учащихся выполняет упр.16 стр. 109: работают в тетрадях, Катя – у доски.                                                              

Задание:                                                                                                                         – выпишите из текста упражнения адрес мальчика: город Москва, улица Зелёная, дом 2, квартира 7;                                                  

– назовите и подчеркните в адресе мальчика имена собственные, почему они пишутся с большой буквы?  (Правило)                                                                              – какие сведения необходимо добавить в адрес, чтобы письмо дошло до адресата?  (Индекс и Ф.И.О.)                                                                                    – что такое индекс?  (это шестизначное число, которое указывает порядковый номер в системе, какой – либо классификации)                                                                     – ребята, посмотрите на этот конверт, прочитайте и запомните адрес нашей школы, запишите адрес школы в тетрадь.

Вывод:                                                                                                                                               – какие слова в адресе школы относятся к именам собственным и как они пишутся?                                                                                                                                        – назовите их.                                                                                                    Выставление оценок.                                                                                              2) Игра «Кто больше»:                                                                                                           – у доски два ученика, у каждого по карточке с именем, придумать имена, начинающиеся на последнюю букву данного имени.                                            3)  Просмотр кадра из мультфильма «Дядя Стёпа - милиционер»                               Задание:                                                                                                                                          – назовите имена собственные, которые вы услышали в мультфильме, как мы их напишем и почему?  (Правило - вывод)                                                                                            Выставление оценок.

VI.Разбор домашнего задания: упр.13 стр. 108:                                                                                – чтение задания и текста упражнения, работа над названием текста;                                                          – чтение вопросов и составление ответов:                                                                                                     – как называют доктора зверей?                                                                                   – назовите имя и отчество доктора зверей?                                                                                                      – в какой больнице он работает?                                                                                   – где находится эта больница?                                                                                     – кого вылечил Валентин Иванович?                                                                                      – а кто лечит вас, ребята? Назовите имена ваших врачей.                                                                  1и 2 группа учащихся отвечает на все вопросы, 3 группа – на 3 вопроса.

VII. Итог урока:                                                                                                                         – чем мы занимались на уроке?                                                                                    – какую тему изучали?                                                                                                   – какие слова относятся к именам собственным?                                                      – как пишутся имена собственные?                                                         Выставление оценок.

Похвалить и поблагодарить детей за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок письма и развития речи по теме "Имена собственные"

урок представлен в виде презентации. Раскрыта тема урока в индивидуальной работе, обозначении имени, работе с деформированным текстом....

Имена собственные в английском языке

В данной работе рассматриваются имена собственные в английском языке, поскольку имена собственные вызывают определенные затруднения, как в чтении, так и в переводе у учащихся ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Имена собственные"

Методическая разработка урока: "Имена собственные"...

«Имена собственные» Урок по русскому языку - 1 класс (УМК "ПНШ") по новым стандартам.

Тема "Имена собственные" в первом классе, по УМК Перспективная начальная школа. Создавать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах ,кличках, названиях.Формиро...

Кроссворд по литературе "Имена Собственные" (по мифам Древней Греции)

В кроссворде необходимо отыскать и вычеркнуть имены собственные, которые встречаются в мифах....

Презентация к уроку письма по теме "Имена собственные".

В данном материале представлена презентация к уроку письма в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Имена собственные".Презентация содержит задания некоторых этапов урока: минутка чистописани...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Обобщение по теме: «Имена собственные»

Тема: Обобщение по теме: «Имена собственные».Задачи: Коррекционно-образовательные:              - обобщить и систематизиров...