Рабочий лист "Чередование А-О в корне"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Абрамова Евгения Александровна

для проверки навыка Материал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list._cheredovanie_o-a.docx369.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Корни с чередованием

Теория. Чередование букв А/О в корнях

Знакомьтесь. Это корни с чередованием гласных А/О. Запомните эти корни и их значения.1.png1.png

Умейте различать чередующиеся корни и омонимичные (сходные по звучанию, но имеющие другие значения).

С чередующейся безударной гласной в корне

С проверяемой безударной гласной в корне

кос-: коснуться, неукоснительный, прикосновение, неприкосновенный

кос-: косец, косарь, газонокосилка

кос-: косой, покоситься, искоса

кос-: косичка, косоплетение


Упражнения

Упражнение 1

В каждом вагоне едут «безбилетники». Найдите их и высадите. Объясните, почему они не должны находиться в этих вагонах. А потом вставьте буквы.

Остановка для «безбилетников»:

Упражнение 2

Распределите слова по нужным колонкам, вставив пропущенные буквы.

К…саться, к…снуться, к…снувшись, неук…снительно, прик…сновение, соприк…саться, соприк…сновение, к…саясь, к…сание, к…сательная, к…сательно, к…сательство, прик…сание, неприк…сновенность, прик…снуться, прик…саться, соприк…снуться, соприк…саясь, соприк…снувшись.

А

О

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

        


Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы.

Разл…гающийся, предл…жил, ул…жился, пол…жение, распол…жение, местопол…жение, распол…гается, отл…жил, перезал…жили, распол…гается, предл…гать, выл…жить, сл…жение, прол…жить, прил…гательное, изл…жение, сл…гаемое, изл…гаемый, распол…жился, возл…жить, низл…гает, вл…жить, зал…жить, обл…жите, подл…жите, перел…жить, предл…гать, прол…жили, разл…гается, обл…жение, предраспол…жение, пол…гающийся.

Упражнение 4

Прочитайте текст. Выполните задания после него.

Маленький человек выходит позн…вать и пост…гать большой мир. Всему он д…вится, интересуется всем, к чему прик…сается.

Почему на небе вдруг забл…стел в солнечном озарении к…сой клин? Отчего он перем…щается в голубой дали, вытягивается то в одну, то в другую сторону, но не расп…дается и всё время как бы сохр…няет в неприк…сновенности свою изначальную к…сину? Словно др…жит, разв…вается в вышине к…сыночка. Да это к…сяк птиц летит, кр…суется, а потом вдруг к…сается груды облаков и проп…дает в них.

А кто это выскочил из тр…вянистых зарослей и быстро и д…ловито переб…рает св…ими длинными лапами? Уж не к…сить ли траву он соб…рается этими тонкими х…дулями? Да ведь этот паук и прозывается к…синогой! Не угл…дишь его на земле, наступишь и после долго видишь к…сящие дв…жения мёртвых лапок. К…си, к…синожка, обк…си нам дорожку! Но отк…сился маленький к…сарь и зам…р недв…жимо.

Так пожалеем же всякое творение природы и будем внимательно и осторожно ходить по земле.

Задания

  1. Выпишите из текста сначала слова с чередующимися корнями -кос-/-кас-, а затем с омонимичными корнями.

Слова с чередующиеся корнями -кос-/-кас-: __________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Слова с омонимичными корнями: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слова с пропущенными буквами в две колонки: корни с чередованием и корни с проверяемыми гласными. К проверяемым подберите и запишите проверочные слова.

Корни с чередованием

Корни с проверяемыми гласными

Задания по тексту:

  1. Определите тему текста.

_________________________________________________________________________________________

  1. Запишите главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________

  1. Составьте план текста.
  1. __________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

Рабочий лист по теме "Правописание корней"

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Рабочий лист "Правописание гласных в корнях с чередованиями"

Рабочий лист является хорошим способом реализации индивидуального подхода, а также формой организации познавательной и регулятивной деятельности учащихся....