Правописание суффиксов –чик-(-щик-).
план-конспект урока по русскому языку

Разработка урока русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по теме: Правописание суффиксов –чик-(-щик-)

        (урок с применением личностно-ориентированных технологий)

        

       Разработка урока русского языка в 5 классе

Тема: правописание суффиксов чик (-щик)

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных в суффиксов- чик- (-щик-).

Задачи урока: -

                          - формировать навык написания суффиксов –чик(-щик-).

        -формировать умение различать данные суффиксы на письме

 

                          - развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные  универсальные учебные действия.

                          - воспитывать самостоятельность ,познавательный интерес

                                                                                                                         Ход урока

I этап.  Организационный момент.

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы и приёмы 

                       Формирование УУД

Создание психологического настроя обучающихся на урок, ,подготовка к совместной плодотворной работе по усвоению новой учебной темы

Подготовиться к уроку, к восприятию новой темы

Стихотворная речевка к уроку ,вопросы учителя

Личностные УУД:  формировать интерес (мотивацию) к учению, уважение к одноклассникам ,учителю

Регулятивные УУД: Организация рабочего места  ( самоконтроль).

Учитель: Придумано  кем-то

        просто и мудро.

        При встрече здороваться :

.        «Доброе добро»

И каждый становиться

добрым ,доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

_И я вам хочу пожелать

Чтобы доброе настроение длилось весь урок!  

- Настраиваемся на урок. Давайте улыбнемся друг другу ,пожелаем хорошего дня.  Всем удачи на уроке и новых интересных открытий!

-

Дети:  готовят рабочий стол к уроку, настраиваются на урок

2 этап. Проверка выполнения домашнего задания

Определение

целей и задач

для учителя

Определение

целей и задач

для уч-ся

Методы

 и

приёмы 

Формирование

УУД

 Критерии достижения целей и задач

Определение возможных

действий учи-

теля в случае, если не удается достичь поставлен-

ных

целей

Методы

организации совместной деятельности

уч-ся

Методы стимулирования учебной

активности

уч-ся

в ходе опроса

Оценивание ответов уч-ся в ходе опроса

Проверить качество усвоения теоретического материала ,пройденного на предыдущем уроке .Проверка умения применять на практике правило: «правописание не с существительными».

Устранение обнаруженных ошибок

Усвоение теоретический материал (Правописание не с существительными), научиться применять его на практике.

Умение устранять собственные ошибки и ошибки одноклассников

Вопросы, взаимоконтроль

Дети: взаимо-

-опрос

Познаватель

ные

Участие в обсуждении проблемных вопросов.

Аргументация собственного мнения и выводов.

Коммуникативные:

Уметь стоить грамотный связный ответ .

Регулятивные: Осуществляют контроль

1.Аргументированные собственные примеры.

2.Грамотное письмо.

3.Аккуратность

4.Грамотные ответы по изученной теме

Работа над дополнительным упражне

-нием

Взаимопроверка ,ответсвен-ность за выставленную однокласснику оценку

Стимулирование при проверке д/з через баллы, словесное поощрение,

Оценка в конце урока по рейтингу.

Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.

Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам.При многочисленных ошибках предлагается дополнительное задание

3 этап. Изучение нового учебного материала

Определение

целей и задач

для учителя

Определе-

ние

целей и

задач

для уч-ся

Формирование

УУД

Формы и

методы

изложения

нового уч.

материала

Формы и

методы

организации

инд. и груп-

повой дея-

тельности  

Критерии, по-зволяющие определить

степень усвое-

ния уч-ся но-

вого уч. мат.

Критерии

определения

уровня

внимания

уч-ся к уч.

материалу 

Методы стимулиро-

вания уч. активности

 уч-ся

Реагирование на ситуации, когда часть

уч-ся не освоила

новый уч. мат.

Предметные цели: дать представление об условия выбора согласных в суффиксах –чик-щик ; научить находить опознавательный признак, уметь выделять суффикс.

Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспе-чить восприятие, ос-мысление и первич-ное запоминание изучаемого матер.

Личностные:  обеспечить мотива-цию, актуализацию субъектного опыта

Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника

Регулятивные:

Учить контролиро-вать свое поведение

Освоение способа действия

при выборе согласных

в суффиксах чик-щик

 

Познавательные: сравнивать слова, группировать их на основе существен-ных признаков, ори-

ентироваться в учеб-нике, определять тему.

Коммуникативные:  отвечать на вопро-сы учителя, одноклассников, на-ходить нужную ин-формацию в учеб-нике,подробно пересказывать про-читанное.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль

Личностные: работать с соседом по парте, распреде-лять работу, видеть разницу двух заяв-ленных точек зрения и присоединяться к одной из них.

Постановка проблемы, исследова-ние,

кластер;

коллектив-ное обучение, построение структурно-логической схемы

Состав группы: сильные, слабые. Участие каждого оценивается группой

Дети работают, учитель наблюдает

Правильность выполнения заданий, умение объяснить способ действия, ответы на вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы и задают вопросы сами

Словесное поощрение, одобрение, рейтинговая система оценивания

Еще раз проработать правило, способ действия, спросить детей, кто посильнее, потом слабых

     Учащимся предлагается рассмотреть рисунки ,на которых изображены  стол, ухо, флажок ,фуражка ,изба, ковер ,собака. Учитель предлагает записать первые буквы в словах. У детей получится запись: суффикс .Им предлагагается вспомнить ,что такое суффикс(здесь используется метод фронтального опроса учащихся. затем идет переключение на новую тему .записаны слова на новое правило. Учитель предагает вставить согласные щ  и ч.

Перевод…ик                      извоз….к

лет…ик                     разнос…ик

перебеж…ик                   камен…ик

набор…ик                  барабанщ…к

 танцов…ик                  сбор…ик .Для активизации      мыслительной деятельности учащихся  создается ситуация затруднения. Для этого ставится вопрос: что обозначает в этих словах значимая часть слова- суффикс  -чик – щик)               

Проверка работы.Обсуждение ответов учащихся ,нахождения нужного принципа работы.В ходе обсуждения учащихся приходят к выводу ,что при выполения данного задания необходимо знать правило.При этом данные суффиксы обозначают принадлежность человека к роду занятий или профессии

Формулируем проблему: есть суффиксы,, правила написания которых пока неизвестны.

Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке?

-  выяснить: как же пишутся слова с суффиксами –Чик- –щик.-

Запись темы урока.

Исследовательский этап.

Учащимся предлагается на время превратиться в ученых –лингвистов ,работающих  со словами .Предложена группа слов:

кровельщик

стекольщик

каменщик

водопроводчик

сборщик

бетонщик

пильщик

укладчик  

затем учащиеся составляют алгоритм:

д-т,з-с,ж-чик-; В остальных случаях –щик-.

               

 Учащиеся представляют свою работу Затем проверяют свои выводы  по параграфу учебника.

. Работа с правилом учебника.

Физминутка.

Первичная проверка понимания изученного

Цель: Осознание  изученного материала, выявление проблем,  коррекция пробелов в осмыслении материала

Возможные методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Возвращение к 1 заданию, исправление ошибок

4.Этап закрепления учебного материала

Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом инд. особенностей учащихся

На этапе закрепления используются разные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся: творческий позволяет закрепить теоретические знания на практике; работа со схожими суффиксами воспитывает внимание, развивает речь ; работа в группах позволяет  осуществить личностный подход:

Творческий диктант

подбери к данным выражениям подходящее по смыслу слово с суффиксом –чик-(-щик-)

1.Инициатор драки( зачин…ик)

2.Смазывающий колеса трактора (смаз…ик)

3.Папа Карло по профессии( краснодерев…ик)

4.Играющий на ударных инструментах( барабан…ик)

Человек ,занимающийся переводами (перевод…ик)

Составить 2 простых распространенных предложения со словами по выбору.

2.Работа по различению схожих суффиксов ( с уменьшительно -ласкательными суффиксом –чик-)

Разобрать гуппы слов

карманчик- грузчик

стульчик –летчик,

магазинчик-переплетчик

сарафанчик-объездчик

грузчик-флонтанчик

мойщик-магнитофончик

Работа по группам: сильная группа распределяет слова по з колонкам ,причем названия колонок они составляют сами: доклад…ик ,забой…ик, колоколь…ик ,прессов…щик, донос…ик,учет…ик.стуль..к,переплетч…к,разнос…ик,

,Шамиль…ик,мой…ик,телефон….ик,брарабан,,,ик (малыша).

2 группа средняя.Составляет предложения со словами : прицепщик,съемщик,обойщик,резчик.

3 группа работает по карточкам.Списать ,вставляя пропущенные буквы,объясняя выбор суффикса.:

Проход..ик,портфель…икпулемет…ик,газет…ик,огурч…ик,помидор…ик,сплав…ик,гардероб…ик,перевод…ик,мусор…ик

3 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.

                      

Обобщение и систематизация

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Возможные методы и приёмы выполнения: разноуровневые тесты, , задачи с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).

Коррекция знаний и способов действий

Цель: Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ,

Запись текста по памяти.

(Б.Окуджава)

Будет вечер- заговорщик и обманщик,

Темнота на мостовые упадет

Но вглядись –и ты увидишь,как веселый барабанщик

С барабаном

вдоль по улице пройду.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание суффиксов –-чик-щик-)» после изучением:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

Возможные методы и приёмы выполнения Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений ,разноуровневых тестов;

 

5 этап. Задание на дом.

Цели для учителя

Цели для уч-ся

Критерии успешного

выполнения д/з

Методы и приёмы выполнения

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/ з позволяет уч-ся самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность ребятам самим оценить свои силы в изучении нового материала, а также развить свои творческие способности.

- правильно рассказывать правило, приводить примеры, писать изучаемую орфограмму без ошибок

Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный

творческий

- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу анализ текста ,где встречаются слова на новое правила.. «.Составить текст о профессиях.. 3.задание из учебника

Подведение итогов занятия

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Возможные методы и приёмы выполнения Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось ,что не понравилось на уроке? какое правило мы с вами  выучили на уроке? Что дает изучение правила для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Презентация " Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных"

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся...

Интерактивный тест по русскому языку: «Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных»

Цель использования презентации на занятии: проверить  и закрепить знания по теме "Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных ". Прежде чем начать тест, можно повторить правило,...

Правописание суффиксов прилагательных и причастий

Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....