«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_po_teme.docx712.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных».

Цель урока:познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных.

Задачи урока:        

  1. Обучающая:

научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.

  1. Развивающая:

развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

  1. Воспитывающая:

вызвать интерес к урокам русского языка.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;

обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;

работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.

Предметные:

находить в словах изученную орфограмму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изученной орфограммой; находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

-Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

После урока наберём

Мы множество идей,

В корзину все их соберём

Для радости своей.

1.Актуализация ранее изученного:

- Откройте тетради и запишите дату , классная работа. Положите ручки.

При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.

Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

- проверка домашнего задания : орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке

( отводится 1 минута на устную работу в парах)

- орфографическая разминка.( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)

1) как называется плод дуба? (жёлудь)

2) цвет одуванчика? (желтый)

3) предмет для чистки зубов? (щетка)

4) тонкая веревка? (бечёвка)

5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)

6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)

7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)

8)  водитель автомобиля ( шофер)

Запись на доске (Слайд № 5)

Вывод: (Слайд № 6)

II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

 Запись на доске: (Слайд № 8)

 Мужичок                                               замочек

Мышонок                                                доченька

Книжонка                                                рученька

Вывод сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

III. Закрепление. Устно упражнение № 253. Образец:друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

В слове подуш..чкагласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е

IV. Систематизация нового материала.

Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №2 .Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом  предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(Сначала проверяется работа по  карточке №1)        

V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала (Слайд № 10, 11. 12)

1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирожок.

Башмак - башмачок

друг        - дружок                                                           суффикс придает уменьшительное значение

пятак    -   пятачок

медведь- медвежонок

кукушка - кукушонка

галка    -     галчонка                                                        суффикс обозначает детёнышей животных

лягушка -    лягушонка

кепка       -   кепчонка

одежда    -   одежонка

книга       - книжонка                                                   суффикс придает пренебрежительное значение

шапка       -шапчонка

2) Проверяется работа творческой группы.

3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)

шерстка                                                                     мужичок

черна                                                                          порошок

шел                                                                             червячок

черный                                                                       сучок

                                                                                    рубашонка

(загадки даны в приложении №1)

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

2) Объясните значение выражения "на скорую руку".

VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)

VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)

1 вариант - № 1, 3,5

2 вариант - № 2, 6,8

3 вариант - № 4, 7,9

Упражнение № 254.

-Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!

-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...

«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Урок изучения нового материала.Цель урока:познакомить учащихся с правописанием гласных о-е в суффиксах существительных....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....