Развитие речи. Рассказ на основе услышанного.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Соломаха Ульяна Анатольевна

Цель:

  • познакомить с жанром рассказа на основе услышанного.

Задачи:

  • написать сочинение- рассказ на основе услышанного;
  • формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
  • совершенствовать письменную речь учащихся;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • развивать память, внимание, мышление, творческие способности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р/р. Рассказ на основе услышанного. *97

Цель:

  • познакомить с жанром рассказа на основе услышанного.

Задачи:

  • написать сочинение- рассказ на основе услышанного;
  • формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
  • совершенствовать письменную речь учащихся;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • развивать память, внимание, мышление, творческие способности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы и целей урока.

- Внимательно послушайте отрывок.  Из какого произведения? Кто автор? В чем особенность текста?

Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.

— Надобно знать, что тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела; однако сами изволите знать: офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и я с Ванюшей делюсь, как могу, своими доходишками. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь верст, авось бог пронесет. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается, бледен, оборван и пеш — я так и ахнула. «Что такое? что с тобою сделалось?» Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был тут, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил, зато всего обобрал, отнял и лошадь и телегу». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо, рассказала все и послала ему свое благословение без гроша денег…

Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни.

(А.С.Пушкин «Дубровский». Автор рассказывает историю, «услышанную» от помещицы Глобовой).

- Сформулируем тему урока. (*97)

- Определимся с целью работы.

    * Узнать, что такое рассказ на основе услышанного.

    * Р/р. Упр.578.

3. Усвоение темы.

     1)  Анализ текста А.С.Пушкина.   

         - Как построен текст? Построение схемы.

           

Автор

Рассказчик - 1) тот, кто рассказывает что-нибудь; 2) некий человек, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении.

(Для автора услышанный рассказ).

Прошедшее время

2. Основная часть. Повествование от лица рассказчика  - Я.

Сюжет:

З. – Р.д. – К. – Р.

Автор

Настоящее время

Настоящее время

1. Вступление.

Подготовить к рассказу:

- от кого?

- где?

- когда?

- при каких обстоятельствах услышал рассказ?

3. Заключение.

Судьба рассказчика. Чувства и мысли, вызванные услышанным.

- Что такое композиция?

- Познакомились с композиционным приёмом, который называется обрамлением.

Обрамление – это композиционный приём, при котором финал возвращает к началу произведения  на новом уровне осмысления ситуации.

- Иначе построение текста с помощью обрамления в литературе называется кольцевая композиция.

- Зачем автору такое сложное построение текста?

   (У рассказчика

- свой характер;

- своя манера говорить;

- он сам видел и знает, о чём рассказывает.

Это реальный человек, которому веришь.

Например, у помещицы Глобовой добрый и весёлый характер, говорит она быстро, она симпатична свое материнской любовью. Ей доверяют, и поэтому Дубровский нравится гостям).

2) Выполнение упр.577.

4. Алгоритм выполнения д/з. Упр.578

    1. Выбрать рассказчика.

    2. Определиться с темой рассказа.

    3. Записать услышанное как можно точнее, сохраняя манеру речи.

    4. Отметит свои чувства и мысли от услышанного.

    5. Выполнить работу над черновиком, следуя плану.

    6. Озаглавить сочинение.

5. Рефлексия.

    Я узнал…

    Я не понял…

Д/з. Упр.578 (черновик)

Рассказ на основе услышанного.

Случай с лисёнком.

       Я люблю слушать истории моей мамы из её детства. Она выросла в деревне, и поэтому мне очень интересно то, что она рассказывает. Однажды я услышала вот что…

      Этот случай я особенно запомнила, хотя была совсем маленькой. Папа мой был охотником и однажды, возвращаясь с охоты, он принёс маленького лисёнка. С этого всё и началось.

      Мы с мамой отнесли рыженького в сарай, поставили ему блюдечко с молоком, а сами ушли. Папа сказал: «Пусть лисёнок освоится на новом месте». И весь день мне не терпелось его увидеть, ещё раз на него посмотреть. Я то и дело подходила к сараю и слушала, что там делает лисёнок один. И вот пришёл вечер, и мы стали ложиться спать. Я проснулась среди ночи и слышу, что кто-то шуршит на дворе. Я открыла занавеску и вижу: по двору бегает лиса и что-то держит в зубах. Потом лисица подбежала к сараю и стала лапами подрывать землю, но это у неё не получилось. Она повертелась вокруг сарая и убежала. А утром мы с папой увидели у дверей сарая большого убитого зайца. «Вот это да! Какая заботливая мамаша! - сказал папа.- Уже успела позаботиться о своём лисёнке».

      А на следующее утро у сарая лежала задушенная соседская курица. Соседи очень возмутились, приходили и жаловались папе. Потом лисица принесла ещё одну курицу своему малышу. Тут уж соседи стали говорить, чтобы мы отнесли лисёнка в лес. И на следующее утро, очень рано, папа отнес лисёнка к лисьим норам. С тех пор лисица больше не прибегала.

      «Ну, вот и весь рассказ», - сказала мама. А я подумала о том, какими любящими и преданными могут быть даже дикие животные.

                                                                                 Лобанова О. 6 А класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"р/р Рассказ на основе услышанного" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: р/р рассказ на основе услышанногоЦель урока: учить детей строить рассказ на основе услышанного и развивать орфографические и пунктуационные умения;Задачи урока:Образовательная:учить детей ...

Презентация к уроку развития речи "Рассказ по картинка Радлова"

Презентация у року развития речи в 5 классе...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного"

Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного" 6 класс...

Развитие речи обучающихся на основе опорных схем.

Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения....

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...