Дидактический материал
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 9 класс)

Севостьянова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку для 6 класса
«Культура речи. Орфоэпические нормы»

УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека, требующая  постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о речевом  образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание нормативности языковых явлений или фактов, зафиксированных в словарях, справочниках.

Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой. Знакомить детей с нормами, зафиксированными в словарях русского языка, развивать у них умение осознанно и правильно эти нормы применять – одна из задач учителя-словесника.

Орфоэпические нормы – это часть норм современного русского языка, которые в свою очередь входят в общую речевую культуру человека. Поэтому, формирование правильных произносительных норм у учащихся способствует развитию у них речевой культуры в целом.

Роль орфоэпии аналогична роли орфографии. Как малограмотное письмо трудно прочитать, так неправильно оформленная устная речь вызывает затруднения в языковом общении.

Прежде всего,  необходимо научить детей правильно ставить ударение, так как  соблюдение акцентологической нормы -  части орфоэпической нормы  –   необходимый признак грамотной речи.

Приводимые ниже упражнения, составленные на основе орфоэпического словаря учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А., способствуют формированию речевой культуры учащихся.

1. Орфоэпическая разминка на каждом уроке (2-3 минуты): громкое хоровое чтение 10-15 слов из словаря (Августовский, звонЯт, договОр, занятА, кедрОвый, кУхонный и т.д.)

2. Чтение нараспев с «протягиванием» ударного звука: взятА, включенА, директорА - взЯто, включЁн, зАлито и т.д.

3.Чтение предложений, составленных коллективно или самостоятельно, с включением слов из орфоэпического словаря

Мы с моим немецким другом легко преодолели языковОй барьер.

ЗвонЯт – откройте дверь.

Для разбора мне достался перехОдный глагол.

Ты всё правильно пОнял.

Сегодня был красИвейший закат.

4. Творческое задание: самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Объяснить, чем вызваны эти отклонения от норм.

5.Игра «Четвертый лишний»: шофЁров, директорОв, инженЕров, договОров.

6. «Найди ошибку»: учителем читается текст от Пети Ошибкина (образ взят из Методических рекомендаций к учебнику), а   детям даётся задание услышать и главное исправить ошибку в произношении слов. Не будет лишним напомнить детям о тактичности слушателя.

7.Рифмование слов из орфоэпического словаря: позвонИшь – включИшь, баловАть – пломбировАть и т.д.

8. «Кто больше и правильнее?»: чтение слов из словарика в течение одной минуты.

9.Сочинители: из орфоэпического словаря выбрать 10 слов, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.

10.  Конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать небольшой текст. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.


Приложение
Из методической копилки

Тексты для игры «Дикторы»

  1. В магазине

C:\Users\Комп\Desktop\19686.jpgМы ведём репортаж из недавно открытого торгового супермаркета. Интересно понаблюдать за первыми покупателями, которые подтягиваются со всей округи.

Самые ранние пташки – директора, которые заключают сделки на приобретение  тракторов  для своих фермерских хозяйств. Следом спешат тренеры ДСЮШ за спортивным инвентарём для своих юных спортсменов. Учителя выбирают методические новинки. Артисты местного ТЮЗа подбирают ткань для новых костюмов. Шофёр копошится в железках отдела «Всё для авто». Редактор газеты растерянно разглядывает вывеску у новомодного компьютера «Уже продано». Молодая пара заняла очередь в кассу отдела «Новобрачные, всё для вас!». Сотрудник ГИБДД выбирает новенький жезл для своей охоты на трассе.

И так многолюдно на каждом этаже.  Люди разных сословий, разного достатка и возраста пришли сюда за своим маленьким счастьем. Надеемся, что цены не опечалят первых покупателей.

  1. Мелочи жизни

C:\Users\Комп\Desktop\88cd59606ac5ef36-main.gifОднажды августовским жарким днём ехал в купе пассажирского экспресса инженер одного из НИИ Васькин. Жара стояла несносная. И все мысли бледного инженера были о бассейне с холодной водой. Но мечтания на жёстком сиденье постоянно прерывались жужжанием суетливой мухи на оконном стекле. Да и мысли о работе не давали покоя. Проект договора, переданный Васькину  директором, ждал своей доработки. (Дешёвый чай не спасал от жары). Ещё и квитанция об уплате штрафа, присланная из ГИБДД, ожидала  в ящике стола. Да  почему-то ещё дочка не звонит?! Второй год студентка МГУ. Хороша чертовка – красивее некуда! Пекло нестерпимое. Колёса издевательски стучат. За окнами поезда мелькают опустевшие поля. Стаканы на столе бренчат, как бы посмеиваясь над Васькиным. Ох, уж эти мелочи жизни! Вдруг раздался громовой глас проводника:

 - Уважаемые, пассажиры! Всем желающим предлагается принять душ. Просьба не толпиться, соблюдайте очередь!

 - А что, - подумал Васькин, - жизнь-то налаживается.

Взял полотенце и, насвистывая, пошёл занимать очередь.


  1. Подруга

C:\Users\Комп\Desktop\6dbz84gq7ra.gifКак-то на чердаке в старинном сундуке девочка Таня нашла свою детскую куклу. Ну,  очень невзрачный был у неё вид! Такой жалкий, что девочка решила подлечить свою старую подругу и сделать её всех красивее. Это же Маша! И когда-то они были подругами… Таня не стала откладывать дело в долгий ящик. Работа заняла немало времени, но результат того стоил.  Девочка начала с гигиенических процедур. Вымыла, почистила и причесала свою Машеньку. Поняла, что не всё потеряно. Маша оказалась настоящей красавицей! Из куска старой материи сливового цвета получилось прекрасное платьице. Из кусочков фанеры Таня смастерила даже кроватку, чтобы кукле было уютно ночевать. Кедровые орешки пошли в корзинку – будет чем полакомиться. Лёгкий шифоновый платок прикрывал белокурые волосы… Ливневая туча, недавно закрывавшая всё небо, улетучилась. И чердак оказался залитым солнечным светом. Оказалось, не только Таня радовалась возвращению Маши, но и все-все-все!

Литература:

Головизин А.М. Условия успешной коммуникации. – В.: Учитель, 2008

Иллюстративный материал

http://images.yandex.ru



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема учебного курса: Из литературы ХIХ века. А.С.Пушкин.

Тема: Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Тип урока: урок – исследование.

Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе «Капитанская дочка», изучить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе, выявить историческую правду и художественный вымысел.

Задачи урока:        

Образовательные: ознакомление с исторической эпохой, изображенной в романе «Капитанская дочка», историей создания произведения; формирование умения применять и сохранять цель и учебные задачи исследовательской деятельности.

  1. Развивающие: развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формирование умений работать в группе;
  2. Воспитательные: воспитание сплоченности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке, уважительного отношение к истории и культуре России.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. 

Предметные: Научиться работать с историческими материалами, различать историческую правду и художественный вымысел; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки. 

Планируемые УУД:

Познавательные УУД: осуществляют поиск нужной   информации в разных источниках.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположения.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: определяют границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение урока

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Учебные принадлежности: простой карандаш, ластик, ручка

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Раздаточный материал: опорная карта, карта самоотчета, форма отзыва, исторические источники, географическая карта, текст произведения.

Используемые образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированная технология
  • Технология деятельностного обучения
  • Технология проблемно-диалогического обучения
  • Технология критического мышления
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология дифференцированного обучения
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология оценивания

Формы  работы на уроке

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Коллективная

Методы обучения, применяемые на уроке:

  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Деятельностный
  • Практический

Ход урока:

Этапы урока

Применяемые технологии, формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин).

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ

фронтальная

-коллективная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический.

- настраивает класс на продуктивную деятельность;

-организовывает внимание

-приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, явку учащихся;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке;

- организуют свое рабочее место в соответствии с поставленной учебной задачей;

-приветствуют учителя.

Учитель:

- Добрый день ребята! Сегодня мы перенесёмся в 19 век. Век потрясений и золотой век в русской литературе. Именно благодаря литературе мы смогли узнать о событиях далекого прошлого. А насколько достоверно описывали эти события?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин).

Цель: создание проблемной ситуации по изучаемой теме, в результате которой учащиеся определяют «границы знания и незнания» для решения данной проблемы.

Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ

фронтальная

-коллективная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический

-актуализирует имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу;

- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;

- создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.

 

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- высказывают мнение о понимании эпиграфа;

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

- выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её;

- отвечают на вопросы учителя;

- составляют ассоциативную цепочку;

-Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками.

 Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова М. Горького.  «Как прозаик, он написал исторический роман, где с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозного восстания русских крестьян».

- О ком идет речь? Как вы считаете, какое произведение имеется в виду? Какие исторические события описаны в романе?

- Наш урок интегрированный. Он связан и с историей, и с географией, и с литературой.

- Как мы сможем связать художественное произведение с историей и географией?

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (5 мин).

Технологии:

-проблемно-диалогическое обучение

-технология деятельностного обучения

 Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Подводит учащихся к выводу.

Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися.

- анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения;

Высказывают свое мнение, обосновывают ответы.

- формулируют тему и цель урока.

- Как вы считаете, достоверно ли А.С. Пушкин  описал Пугачёвское восстание?

 - Сформулируйте цель нашего урока.

- Наши мнения разделились.

Предлагаю вам, разделившись на группы  и выяснить, что является исторической правдой, а что художественным вымыслом.

 

IV.Физкультминутка (1 мин).

Цель: снятие усталости,

Игровая

В сопровождении музыки проводит динамическую паузу.

Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость.

Музыкальная динамическая пауза

V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (10 мин).

 Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую деятельность по решению проблемы, доказательство гипотезы в результате самостоятельной, совместной работы с учителем.

Технологии:

-технология деятельностного обучения

Форма работы:

-фронтальная

- групповая

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-деятельностный, практический

-метод создания ситуации успеха

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

- анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения;

- выполняют задания на применение полученных знаний в практической области (выполнение практических заданий);

- выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы / практическую работу;

- выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией.

Задание для групп.

1 группа займется изучением исторического материала( Приложение №1). Ваша задача найти подтверждение тому, что роман основан на реальных исторических событиях. Не забудьте о реальных персонажах.  

Сделайте вывод по опорным картам  

( Приложение №2). Совпадает ли ход исторических событий и повествование в романе.

2 группа-географы( Приложение №3), занимаются поиском  географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовьте материал о народах населяющих эту территорию. Воспользуйтесь опорной картой.

3 группа - литераторы. Ваша задача определить , что является художественным вымыслом в произведении.

- На ваших столах лежат карты самоотчета. Попрошу каждого участника группы оценить свою работу. ( Приложение №4)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Усвоение нового способа действий

(15мин).

Технологии:

-технология дифференцированного обучения

-личностно- ориентированная технология

Форма работы:

-индивидуальная

-фронтальная

Методы:

-практический

-словесный

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выслушивает и анализирует выступление детей.

Выступают с готовым материалом, анализируют работу других групп.

 -  Попрошу историков предоставить собранный материал. Участников остальных групп прошу оценить выступление историков в формах для отзывов. ( Приложение №5).

- Предоставим слово географам. Их задачей было найти   географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовить материал о народах населяющих эту территорию. Выслушаем их отчет. Остальные группы не забываем о формах для отзывов.

- Настала очередь литераторов. Что, по их мнению, является художественным вымыслом. Попрошу историков и географов проанализировать выступление литераторов

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (2 мин).

Технологии

-технология оценивания

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-наглядный

-словесный

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они.

Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему)

  Оценивают свою работу с помощью лестницы успеха.

-Наш  урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили?

-Цели достигли?

-Удалось ли нам определить историческую правду и художественный вымысел в романе.

- Молодцы ребята.

- Оцените свою работу с помощью лестницы успеха.

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за работу..

VIII. Домашнее задание

 Сделать презентации на основе выступления.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

- Откройте свои дневник, запишите домашнее задание.

.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал

по теме «Обособленные члены предложения» (обобщение изученного)

8 класс

2020г.


Использование на уроках русского языка текстов из художественных произведений воспитывает внимание к слову автора. Работа с текстом – одна из возможностей научить  учащихся мыслить самостоятельно, анализировать языковые явления и синтаксические конструкции, обобщать изученный материал.

В основу предлагаемых дидактических материалов легли воспоминания Н.П.Кончаловской[1] о её встречах с известными людьми, о семейных традициях русской интеллигенции, впечатления от встреч с удивительным миром природы. Неповторимый, образный язык рассказов и повестей Н.П.Кончаловской – кладезь материалов для работы с текстом.

Подобранные тексты позволяют учителю проверить уровень практического владения учащимися навыками  выявления элементов текста, его композиции, языковых средств, а также через анализ текста и его оценку вести работу по орфографии и пунктуации.

Спектр работы с дидактическими материалами широк, их можно использовать как для индивидуальной, так и коллективной работы с классом.

Данные материалы можно использовать в качестве тренировочного материала при подготовке учащихся 9 и 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, так как задания к текстам составлены с учётом содержания КИМов.

Дидактические материалы

***

Комплексный анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Однажды брат мой художник Михаил Петрович Кончаловский писал пейзаж.

(2)Брат стоял под зонтиком, сверху белым, а внутри чёрным, как старый шампиньон. (3)На складном стуле разложен был ящик с красками, на треугольном мольберте – холст. (4)Пейзаж был уже почти закончен.

(5)Я стояла рядом и наблюдала. (6)Мне было интересно, какой кусочек природы ограничивает художник прямоугольником холста.

(7)На этот раз была поляна с берёзой в три ствола и с уходящей вглубь тропинкой. (8)И вот на поляну из зарослей ивняка, легко ступая загорелыми ногами, вышла женщина.   (9)На ней была тёмная юбка, белая кофточка, розовый платок был повязан низко на лоб. (10)Она шла по этой тропинке и, приблизившись к нам, нерешительно стала обходить нас, как городские жительницы обходят стадо быков на лугу. (11)Потом вдруг подошла сзади и остановилась за спиной брата Миши. (12)Завороженно вглядываясь в картину своими светло-голубыми глазами в чёрную точку, она сказала:

(13)– Вот поди ж ты! (14)Двадцать лет хожу по этой полянке и ни разу такой красоты не замечала. (15)Чудеса! (16)– Она смотрела, сложив руки на груди, у ног её стояла большая корзина с грибами, прикрытыми листьями папоротника.

(17)Миша  отошёл от мольберта и повернулся к ней:

(18)– Не замечала, говоришь? А я вот заметил.

(19)И мы все трое рассмеялись. (20)Потом женщина, вздохнув, подняла корзину и, на прощанье кивнув нам с улыбкой, легко перебирая ногами, пошла прочь.

( По рассказу Н.Кончаловской «Пейзаж»)

1. Озаглавьте текст. Какая главная мысль в нём выражена?

2. Найдите в тексте обособленные определения и обстоятельства и  обозначьте их графически. Укажите, чем они выражены.

3. Найдите предложение, соответствующее данной схеме:

[˃, I_._I,           и, I_._I, I_._I,           <].

Объясните пунктуацию в нём.

4. Укажите предложение, в котором причастный оборот не обособляется.

5. Укажите предложение, в котором обособленное определение конкретизирует определяемое слово.

6. Выпишите из текста слово, правописание приставки в котором обусловлено её значением «неполнота действия».

7. Выпишите  из текста слово(а),  в котором(ых) выбор Н/НН определяется правилом правописания кратких страдательных причастий.

8. Выпишите слова с чередующимися гласными в корнях. Графически объясните выбор гласной в этих словах.

9. Выпишите из текста деепричастия и укажите в них морфемы.

10. Укажите  предложение, в котором используется сравнительный оборот.

***

Комплексный анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания

(1)После сильных морозов и снегопадов внезапно и сразу наступила оттепель…

(2)Вот в такой промозглый полузимний день села я в такси на площади Восстания.  

(3)Мы ехали в потоке машин. (4)Вдоль большого сугроба серо-жёлтого снега, наваленного вдоль тротуара. (5)За высокой грядой сновали прохожие, чернели очереди возле палаток с пирамидами огромных рыжих апельсинов, вызревших до приторности где-то под южным ветром.

(6)На одном из перекрёстков нас задержал светофор. (7)Машины стояли, фыркая и чадя. (8)Пассажиры в ожидании разглядывали, как справа огромные железные руки снегоочистителя загребали пласты сугроба и гнали их вверх по лесенке в грузовик, стоящий позади.

(9)Я рассеянно поглядела в окно и вдруг увидела нечто удивившее и взволновавшее меня до глубины души. (10)Справа над грядой совершенно чётко обозначилось скульптурное изваяние. (11)Комья серого цвета, подброшенные лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном. (12)Голова походила на скульптуру, вырубленную в известняке. (13)Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. (14)Сильный лоб выдавался вперёд. (15)Она была вдохновенной и выразительной.

(16)Я сидела завороженная. (17)Голова была видна всем, но люди проходили мимо, не глядя на прекрасное изваяние. (18)В окнах машин мелькали лица, о чём-то разговаривавшие между собой. (19)Мне хотелось раскрыть дверцу и крикнуть всем: (20)«Посмотрите, люди, посмотрите же, какое чудо выросло над сугробом!»

(По рассказу Н.Кончаловской «Нерукотворное»)

1. Озаглавьте текст. Какая главная мысль в нём выражена?

2. Найдите в тексте обособленные определения и обстоятельства и  обозначьте их графически. Укажите, чем они выражены.

3. Составьте схему предложения Голова походила на скульптуру, вырубленную в известняке.

4. Произведите пунктуационный разбор предложения Комья серого цвета, подброшенные лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном.

5. Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени и графически объясните написание их суффиксов.

6. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:  ¬       ^,      ^ .

Слова каких частей речи вы записали?

7.  Укажите морфемы в словах: разглядывали, перекрёстков, разговаривавшие

***

Запишите предложения под диктовку.

Коренастая, с широкими плечами, с крупной головой на короткой шее, с седыми вьющимися  волосами, с прямой спиной и небольшой грудью, она походит больше на мужчину, к старости отрастившего брюшко. И только загорелое лицо её с блестящими глазами, лицо, не знавшее косметики и поэтому покрытое сетью мелких морщин, сияет приветливой улыбкой, полной женственности и доброты.  

Это мой друг – мадам Жюльетта Кюниссе-Карно, постоянно приезжающая к нам из Парижа на Николину Гору погостить. Возраст преклонный – восемьдесят четыре года…

(По повести Н.Кончаловской «Портрет Жюльетты»)

1. Произведите пунктуационный разбор записанных предложений.

2. Графически обозначьте обособленные определения и укажите способ их выражения.

3. Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне, объясните их правописание, графически обозначив орфограмму.

4. Выпишите из текста слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от лексического значения слова.

***

Запишите текст под диктовку.

Февральский день, синий, прозрачный, отражается в Сене. Он катится под мост Карузель возле Лувра, и его корпуса глядятся в её зимнюю зыбь. Гляжу на Сену из окна дома на набережной Вольтера. Можно целый день простоять у окна – до того притягателен этот вид на мост и на Лувр. Восьмивековая резиденция французских королей снисходительно не замечает тысячи машин новейших марок, мчащиеся под величественные арки дивных пропорций.

И вдруг на Сене под зимним солнцем скользит барка, тёмная, широкая, с будочкой. На верёвках, протянутых над палубой, тряпки в белый горох и зелёные полоски, приветственно машущие на ветру гордым стенам Лувра, старым отелям набережной левой стороны.

(По повести Н.Кончаловской «Музы Майоля»)

1. Озаглавьте текст. Определите тип речи.

2. Выпишите предложения с одиночными согласованными и несогласованными определениями. Разберите эти предложения синтаксически.

3. Составьте полную схему последнего предложения.

4. Составьте словарный диктант.

***

Восстановленный диктант.

Выпишите из текста распространённые определения всех видов с определяемыми словами и восстановите по ним продиктованный текст.

Картина висит над моей кроватью, в комнате дачного дома, где я всегда живу…

Это одна из ранних работ отца, несколько несмелая, глуховатая по цвету. Серо-синий фон, на спинке старинного венского стула висит чёрная широкополая фетровая шляпа, а на сиденье – большая корзина с букетом незабудок, обёрнутых бумагой, как это делают цветочницы. Корзина, плетённая из изумрудного цвета соломки, тоже типично французское изделие, а живописная манера – в духе французских мастеров того времени.

(По рассказу Н.Кончаловской «Незабудки в корзине»)

***

Свободный диктант.

– Двадцать седьмой гриб! – голос Петра  Петровича, ликующий, победный, разносится по полянке, белёсой от утренней зари. – Ба – а – атюшки! Да тут их целая компания!

Я бегу к отцу, продираясь сквозь уже желтеющие ветви орешника. Влажные травы хлещут меня по ногам, юбка – мокрая до колен. Бегу, объятая прекрасной спортивной завистью – в моей корзине всего девятнадцать белых.

Мы уже проходим мимо сыроежек, лисичек, рыжиков и волнушек. Ну, подосиновые или берёзовые – туда-сюда, подбираешь, но белый гриб – к нему совсем особое отношение. Им можно любоваться, присев на корточки, особенно если он уже большой, но ещё молодой, ещё не с позеленевшей снизу шляпкой, ещё звонкий, ядрёный, сверху обтянутый словно коричневой замшей, и ножка у него крепкая, белая, и сидит он, прочно упершись в мох, и не дай Бог вырвать его из этого мха – надо срезать ножом, оставив корешок в земле.  

(По рассказу Н.Кончаловской «Лесное волшебство»)        

1. Озаглавьте текст. Напишите свободный диктант, стараясь сохранить синтаксические конструкции, используемые Н.Кончаловской.

2. Графически обозначьте обособленные члены предложения, встречающиеся в тексте.

Предварительная работа с текстом

1.  Какова основная мысль текста?

2. Как автор передаёт своё восхищение от увиденного?

3. Как  Н.Кончаловская описывает белый гриб? Какие эпитеты употребляет?

4. Какую метафору использует автор, рисуя белый гриб?

5. Укажите в тексте сравнение.

6. Объясните правописание слов: продираясь, подбираешь, упершись, компания.

***

Диктант с грамматическим заданием.

Весной мы привезли сортовых трёхлеток и восстановили весь наш оголённый сад. Нет ничего трогательней и красивее молодого деревца, робко развернувшего первый и единственный розоватый цветок! Жизнь шла вперёд, и мы забыли о старых яблонях, чёрных, с остатками побелки, сваленных у забора.

Только однажды утром с верхней терраски я увидела, что голые чёрные ветви словно бы покрылись снежными хлопьями. Это было чудо! Лёжа возле забора, мои бедные дикие яблони, одержимые жаждой жить, вдруг зацвели, протягивая к небу свои ветки… Цветки были дороги моему сердцу, и, чувствуя себя глубоко виноватой перед калеками, сваленными у забора, я принялась срезать зацветшие ветви.

Я набрала из кадушки согретой солнцем воды и расставляла ветви по всем комнатам прямо в кувшинах и вёдрах. Как они буйно оживали, расправляясь, ерошась, и всё же походили на искусственные!..

Со двора доносилось равномерное энергичное повизгивание пилы – мои сыновья распиливали осиротевшие стволы, отдавшие последнюю дань природе. А возле забора, на освободившемся месте, уже распрямлялись молодые светло-зелёные побеги крапивы, которая тоже жаждала жить. (167 слов)

(По рассказу Н.Кончаловской «Жажда жизни»)

Грамматическое задание.

1. Составить схемы предложений: Жизнь шла вперёд, и мы забыли… (I вариант) и Как они буйно оживали… (II вариант).

2. Произвести синтаксический разбор предложения: Лёжа возле забора…

3. В тексте диктанта выделить графически уточняющее обособленное обстоятельство места.

4. Объяснить графически орфограммы в словах: восстановили, оттенка, расставляла.

***

Сжатое изложение.

Мы живём в такое стремительное время, когда информация распространяется намного быстрее, чем усваивается. Хотим мы этого или нет, дети наши постоянно окружены разговорами взрослых, их проблемами, и юные души то и дело окунаются в шумный и порой жестокий мир взрослых. Только, в отличие от взрослых, у детей нет опыта, позволяющего отличить истинное от мнимого, а применительно к искусству – они не обладают «иммунитетом» к поверхностным, подражательным произведениям. А ведь то, что полюбилось в детстве, становится «точкой отсчёта». Помочь воспитать хороший вкус может иллюстрация в детской книжке.

Дети нуждаются в гармонии добра и красоты, через которые складывается их представление о мире. К сожалению, в последнее время появляются книжки, иллюстраторы которых вместо глубокого проникновения в дух произведения предлагают маленькому читателю некий «европеизированный стандарт». Причём делается это, очевидно, в поисках некоего нового стиля.

Вообще, как мне кажется, авторы – писатель и художник – должны создавать книжку для детей в содружестве. Самое интересное, если художник умеет написать сказку или писатель умеет рисовать. Это великая удача!

(По очерку Н.Кончаловской «Точка отсчёта – доброта»)

  • Напишите сжатое изложение, стараясь сохранить авторский синтаксический строй текста.

***

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

1) Было общее что-то в разрезе голубых глаз,(1)судя по гравюре Райта и акварели Петра Соколова,(2)написанной в 1830 году. (Н.Кончаловская)

2) Опершись о перила амфитеатра,(1) стоит он ещё в халате,(2)но с рукавами,(3) засучёнными по локоть. (Н.Кончаловская)

3) Был он бодрым,(1)энергичным,(2)отлично работал,(3)и я помню,(4)как,(5)вернувшись однажды с дальней прогулки,(6)отряхивая от снега в передней меховые унты,(7) присланные ему кем-то в подарок,(8)говорил: «Обедать скоро будем?» (Н. Кончаловская)

4) На блюде – хорошо подрумяненные круасаны. Лёгкие,(1)хрустящие,(2)они олицетворяют вековую традицию Франции,(3)которая с утра вкушает эти божественные рогалики повсюду – в домах,(4)в кафе,(5)в городах и деревнях,(6) запивая их кофе с молоком или сливками. (Н.Кончаловская)

5) Из-под этой арки постоянно выезжали то свадебные кареты,(1)обитые внутри белым атласом,(2 то погребальные катафалки с лошадьми,(3)накрытыми сетками с кистями,(4) то простые подводы,(5)запряжённые битюгами,(6)а то роскошные сани с тройкой и пузатым кучером в красном кушаке. (Н.Кончаловская)

6) На всю жизнь я запомнила этот запах ржаного теста, которое подходило в деревянных кадушках. Вымешенное на закваске нашими сильными руками,(1)за ночь оно поднималось пухлой серой подушкой,(2)воздушной и ароматной,(3)чтоб разделанным лечь в квадратные железные формы и,(4)поднявшись в них ещё раз,(5) съехать с ухвата на раскалённый кирпичный под. (Н.Кончаловская)

***

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

1) работал я Пушкина не торопясь,(1) отставляя холст на целые месяцы,(2)но внутренняя мозговая работа,(3)конечно,(4)не останавливалась во время перерывов. (Н.Кончаловская)

2) Там,(1)уже заняв место за прилавком,(2)они ловко и быстро отбирают грибы в кучки,(3)сортируя и подсчитывая. (Н.Кончаловская)

3) Он любил философские размышления Гоголя о судьбах писателей,(1)о «свойствах сочинителей»,(2)ему страшно нравились описания русской природы,(3)поэтические картины  весны,(4)когда Гоголь,(5)отправив Чичикова на прогулку,(6)оставляет его равнодушным ко всему живому и прекрасному и,(7)сам наслаждаясь,(8)вроде как бы за его спиной беседует с читателем откровенно и простодушно. (Н.Кончаловская)

4) Я,(1)с досадой приоткрыв сонный глаз,(2)следила,(3)мама в ночной рубашке,(4)стоя у окна,(5)с восхищением смотрела на поднимающееся в розовом тумане сибирское солнце,(6)видимо охваченная воспоминаниями своего красноярского детства. (Н.Кончаловская)

5) Эдит смотрит в тёмный,(1)грохочущий зал такими глазами,(2)словно она вновь прозрела,(3)и,(4)изящным движеньем протянув к публике свои руки,(5) «гибкие,(6)как ящерицы на развалинах»,(7)по выражению Жана Кокто,(8)низко склоняет свою большую голову с бонапартовским лбом. (Н.Кончаловская)

6) Мы вскоре подружились с Павлом,(1)и,(2)бывало,(3)встречаясь у Герасимовых,(4)у скульптора Златовратского или у старой  чудачки поэтессы Марьяновой,(5)обожавшей Павла и часто устраивавшей вечера с чтением его стихов,(6)Павел всегда провожал меня домой,(7)и мы долго бродили по летней ночной Москве,(8)встречая рассвет на набережной…(Н.Кончаловская)

            

Источники

1. Кончаловская Н.П. Волшебство и трудолюбие. – М.: Советский писатель, 1989.

Интернет-ресурсы

1. http://www.people.su/56289   – Наталия Петровна Кончаловская: биография


[1]Кончаловская Н.П. (18.01.1903 – 12.10.1988) – русская советская детская писательница, поэтесса и переводчица, заслуженный деятель искусств РСФСР.



Предварительный просмотр:

по теме «Сложноподчинённое предложение»

9 класс

1. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите главные и придаточные предложения. Какое место могут занимать придаточные по отношению к главным? Составьте схемы 2, 3 и 4 предложений.

1) В безмолвной кротости есть зачатки бури которая загорается слабым пламенем и сливается в огненное пламя.  2) Хорошо в черёмуховой вьюге думать так что эта жизнь – стезя. 3) И когда чуть плелась обратно слизывая пот с боков показался ей месяц над хатой одним из её щенков. 4) А вечером когда куры обсиживают шесток вышел хозяин хмурый семерых поклал в мешок. (С.Есенин)

2. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите вид подчинения придаточных. Составьте схемы предложений.

1) Я хотел чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето где под музыку лягушек я растил себя поэтом. 2) Месяц на простом погосте на крестах лучами метит что и мы придём к ней в гости что и мы отжив тревоги перейдём под эти кущи. 3) Когда нечего было делать сидел часто в сумерках на крылечке и смотрел как невидимая рука зажигала звёзды. (С.Есенин)

3. Найдите предложение, которое соответствует схеме [      ], (      ),  (       ).

1) Там где отперты двери и где нет засовов воры не воруют. 2) Жена его Аксинья ходила за ней и учила как нужно складывать пальцы когда молишься. 3) В сумерках когда нечего было делать сидел на крыльце и смотрел как невидимая рука зажигала звёзды. (С.Есенин)

4. Графический диктант.

1) Он ехал в Чухлинку сказать, что приехали инженеры и отрезали к казённому участку, который покупал какой-то помещик, чухлинский Пасик. 2) Он икал старожилов и расспрашивал, с кем дружил покойный барин и живы ли те, при ком совершался акт. 3) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне. 4) Было время,  когда из предместья я мечтал по-мальчишески – в дым, что я буду богат и известен и что я буду любим. 5) В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, – шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове. (С.Есенин)

5. Анализ текста.

Она не помнила, где была её родина, и не знала её. Ей близок был лес, она жила с ним.

Двух лет потеряла отца, а на четвёртом году её мать, как она помнила, завернули в белую холстину, накрыли досками и унесли.

Память её прояснилась, как брат привёз её на яр.

Жена его Аксинья ходила за ней и учила, как нужно складывать пальцы, когда молишься богу.

Потом, когда под окном синели лужи, Аксинья пошла к реке и не вернулась. Ей мерещились багры, которыми Филипп тыкал в воду, и рыбацкий невод.

         – Тётенька ушла, – сказал он ей, как они пришли из церкви. – Теперь мы будем жить с Чуканом.

Филипп сам мыл девочку и стирал бельё.

Весной она бегала с Чуканом под черёмуху и смотрела, как с черёмухи падал снег.

– Отчего  он не тает? – спрашивала Чукана и, положив на ладонь, дула своим теплом.

Собака весело каталась около её ног, лизала босые, утонувшие в мшанине скользкие ноги.

Когда ей стукнуло десять годов, Филипп запряг буланку и отвёз её в Чухлинку, к тёще, ходить в школу.

Девочка зиму училась, а летом опять уезжала к брату.

(По повести С.Есенина «Яр»)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст, объясните пунктограммы.

2. Составьте схему сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Определите значения придаточных и вид их подчинения.

3. Определите вид придаточных предложений с союзом как, которые встречаются в тексте.

4. Составьте словарный диктант на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, используя слова из текста.

5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните орфограмму.

6. Как вы понимаете значение слова мшанина?

7. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову стукнуло.

8. Перескажите текст. Напишите изложение, стараясь сохранить синтаксический строй текста.

6. Запишите текст под диктовку и выполните задания.

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернёт его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плёс,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

(С.Есенин. Сорокоуст)

1) Найдите сложноподчинённые предложения и составьте их схемы.

2) Выпишите из текста слово, соответствующее схеме ¬       ^^    .

3) Как вы понимаете выражение стальная конница?

4) Объясните орфограммы в словах гонится, бессиянных, по-иному.

7. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных.

1) И когда с улыбкой мимоходом распрямлю я грудь языком залиж..т (не)погода прожитой мой путь. 2) В тихий час когда з…ря на крыше как котёнок моет лапкой рот говор кро…кий о тебе я слышу вод...ных поющих с ветром сот. 3) Я люблю когда син…е  чащи  как  с т…ж…лой похо…кой в..лы животами листвой хр…пящими по коленкам марают ств…лы. (С.Есенин. Хулиган)

1) Из записанных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от рядом стоящего согласного.

2) Из записанных предложений выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Буква Н пишется в суффиксах отымённых прилагательных

-АН-/-ЯН, -ИН-».

8. Решите синтаксическую задачу!

Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи слова где. Можно ли по этому признаку отнести их к одному виду сложноподчинённых предложений? Докажите свой вывод примерами, данными ниже.

1) В том краю, где жёлтая крапива

И сухой плетень,

Приютились  к вербам сиротливо

Избы деревень.

(С.Есенин)

2) Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

(С.Есенин)

9. Решите синтаксическую задачу!

Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союза чтобы. Можно ли по этому признаку отнести их к одному виду сложноподчинённых предложений? Докажите свой вывод, используя строчки стихотворений С.Есенина.

1) Ещё молимся, братья, о вере,

Чтобы бог нам поле оросил.

2) Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

3) Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

10. Докажите, что данное предложение с придаточным определительным.

Я одну мечту, скрывая, нежу,

Что я сердцем чист.

(С.Есенин)

10. Докажите, что данное предложение с придаточными дополнительными.

Пишут мне что ты тая тревогу

Загрустила шибко обо мне

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(С.Есенин)

1) Запишите предложение, расставив знаки препинания.

2) Произведите пунктуационный разбор данного предложения.

3) Составьте схему, которая объясняет выбранную вами пунктуацию.

11. Предложения для синтаксического и пунктуационного разбора.

1) Позабуду поэмы и книги, перекину за плечи суму, оттого что в полях забулдыге ветер больше поёт, чем кому. 2) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить не надо. 3) Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом. 4) Если не был бы я поэтом, то, наверно, был мошенник и вор. 5) И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы, чтоб я готов был и встречал его приход неприхотливый. 6) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. 7) Я спросил сегодня у менялы, что даёт за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю»? 8) Где-то за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. 9) Кто видел, как в ночи кипит кипячёных черёмух рать? 10) И ты, как я, в печальной требе, забыв, кто друг тебе и враг, о розовом тоскуешь небе и голубиных облаках. 11) Уставясь лбами, слушает табун, что им поёт вихрастый гамаюн. (По С. Есенину)  

Литература

1. Есенин С.А. Избранное/ Сост., вступ. Статья и комментарий  Ю. Прокушева; Художник О. Рытман. – М.: Художественная литература, 1985. (Школьная библиотека)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку для 6 класса в формате ГИА

Тема: «Имя существительное»


Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к русскому языку, развивать  память, самостоятельность.


Тест по теме «Имя существительное» (6 класс) в формате ГИА

I вариант

А1.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же  буква?

1.        в стремен.., на перепуть…

2.        к матер.., по алле…

3.        плач…м, замоч…к

4.        комоч…к, пирож…к

А2.        В окончании какого  существительного пишется буква Е?

1.        гора в Армени…

2.        писал об Аркади…

3.        глаза Анастаси…

4.        уверен в Андре…

А3.        С каким существительным НЕ  пишется раздельно?

1.        (не)равенство

2.        (не)проницаемость

3.        (не)радивость

4.        (не)приставка

А4.        Укажите пример без ошибки.

1.        отдыхали в Сочах

2.        принял смену диспетчер Чумакова

3.        повесть Сельмы Лагерлёф

4.        нет время

А5.        От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК-?

  1. разносить
  2. гонять
  3. автомат
  4. разведывать

А6.        У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?

  1. Владимир Короленко
  2. Жюль Верн
  3. Александр Дюма
  4. Даниэль Дефо

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

В1.        Запишите способ образования слова мореплаватели.

В2.        Выпишите из текста  разносклоняемое имя существительное.

В3.        Разберите по составу слово мореходства.

С1.        Докажите, что слово  синева – имя существительное.


Тест по теме «Имя существительное» (6 класс)

II вариант

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же  буква?

  1. в пламен.., у деревн…
  2. на плать.., в академи…
  3. кулич…м, камеш…к
  4. совоч…к, сапож…к

А2. В окончании какого существительного пишется буква Е?

  1. столица Болгари…
  2. лицо Мари…
  3. позвонил Дарь…
  4. говорил о Васили…

А3. С каким существительным НЕ  пишется раздельно?

  1. (не)вольник
  2. (не)эпитет
  3. (не)известность
  4. (не)равнодушие

А4. Укажите пример без ошибки.

  1. позвонил капитан Синицына
  2. подпись Леонида Шмидт
  3. справедливые жюри
  4. далекая Лимпопо

А5. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК-?

  1. резать
  2. разносить
  3. пулемет
  4. паром

А6. У какого (какой) писателя (писательницы) не склоняются  и имя, и фамилия?

  1. Астрид Линдгрен
  2. Ханс Кристиан Андерсен
  3. Рей Бредбери
  4. Марк Твен

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

В1. Запишите способ образования слова служба.

В2. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

В3. Разберите по составу слово (в) уединении.

С1. Докажите, что слово ходьба – имя существительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...