Доклад на ШМО на тему: "Читательская грамотность как основа процесса обучения"
материал по русскому языку

Замулина Вера Станиславовна

Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shmo_chitat_gramotnost.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.

                                                                                                                                Максим Горький
            Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

 Все люди знают, каких трудов  стоит научиться читать. Формирование функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Функциональная грамотность - это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте.

Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности. Чтение - есть искусство, искусство важное и сложное. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например: умение найти и извлечь информацию из текста; умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию; умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических.

При переходе из начальной в основную школу, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.

Но сегодня ситуация другая. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Современные дети - это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом - книгой. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать - эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов и самих родителей. Ведь как свидетельствует опыт, плохо и мало читающие ученики просто обречены на плохую успеваемость в средней и старшей школе, где учебный материал увеличивается во много раз. Это связано с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности. В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена  системой словесных художественных образов. Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию;  оценивать степень достоверности. Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы». С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Драматизация», «Моделирование» и «Древо мудрости».

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением ,и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Задача учителя - организовать глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами, сформировать читательские умения и навыки. Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика.

Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.

В этом учебном году мы с коллегами проводили мониторинг читательской грамотности в 6 и 7 классах. Ученикам были представлены 4 задания: чтение нового текста, умение осмысливать и оценивать содержание. Со всеми заданиями справились 48% учащихся. Лучше всего ребята находят и извлекают информацию из текста. Осмысливать и оценивать содержание могут только 26%. Итак, читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Также позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...

Имитация - как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

Имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение. Имитация буквально означает «делать то же самое». Большинство детей не нужно целенаправленно учить имити...

Некоторые психологические основы процесса обучения детей

Процесс обучения – сложнейший процесс ( с одной стороны работает учитель, с другой -ученик ). Должны быть полные взаимоотношения.        Мы проводим нравственн...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...