Роль синтаксиса и пунктуации (на примере сказок А.С. Пушкина)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5класса включает материал для повторения в занимательной форме (сказка о короле Синтаксисе и королеве Пунктуации), работу со словосочетанием, предложением, текстом (отрывки из сказок А.С. Пушкина), предлагается технологическая карта урока, схема для "двойного дневника", посволяющего уже в 5 классе ребятам проводить лингвистические мини-исследования на основе художественного текста (например: "Обращения в сказках А.С. Пушкина"), содержит раздаточный материал, презентацию к уроку, пример творческой работы учащегося (стихотворение о синтаксисе и пунктуации, написанное учеником).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.73 КБ |
![]() | 11.99 КБ |
![]() | 167.89 КБ |
![]() | 27.5 КБ |
![]() | 12.44 КБ |
![]() | 12.34 КБ |
![]() | 12.94 КБ |
![]() | 13.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)»
Учитель: Панфилова Оксана Викторовна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5 «Б»
3. Тема урока:" Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)".
4. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация" при работе с художественным текстом
6. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме); рассмотреть их роль в художественном тексте.
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать образное и логическое мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать поэтический текст, развивать творческие способности учащихся(написание стихотворений и лингвистических сказок).
воспитательные: показать учащимся практическую необходимость знаний правил постановки знаков препинания , формировать внимательное отношение к слову, воспитывать интерес к художественному произведению.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях; синтаксические средства выразительности (риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, сравнение, инверсия)
уметь: опознавать единицы синтаксиса, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения, находить изученные синтаксические явления в художественном тексте и комментировать их роль в произведении.
личностные: уважительное отношение к родному языку и творчеству А.С. Пушкина, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический разбор словосочетания и предложения; риторический вопрос и восклицание, риторическое обращение, анафора, повтор, сравнение.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки
12.
Универсальные учебные действия | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
13. Организация работы: оформление доски, раздаточный материал, портрет писателя, выставка книг со сказками А.С. Пушкина и детскими творческими и исследовательскими работами.
.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формы организации взаимодействия | Форма контроля и самоконтроля |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, демонстрируют свою готовность к уроку | Вступительное слово учителя | фронтальная | Записи в тетради даты |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Постановка творческого вопроса «Что изменилось бы в системе правописания да и в нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации?» Аргументируйте свой ответ примерами из лингвистических сказок и стихотворений. | Высказывает свою точку зрения, аргументируя. Аргументация учащихся с помощью лингвистических миниатюр (стихов и сказок) Формулируют тему, цели и задачи урока. | беседа | Фронтальная, индивидуальная | Устный ответ Запись в тетради темы урока. |
3.Актуализация опорных знаний. | Организует работу учащихся по созданию карты-схемы к изученной теме. | Составление карты-схемы по теме. Выступления «лингвистов» с докладом о происхождении обращения, знаков препинания | Создание кластера | Совместная работа | Запись в тетрадь кластера |
4. Комплексное применение знаний и умений учащихся по предмету. | 1.Анализ эпиграфа к уроку: Наш « язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин 2.Организация игры «Россыпь слов» с последующим синтаксическим разбором словосочетаний и предложений. 3.Комплексная работа с худ.текстом (отрывком из сказки А.С. Пушкина) | Составление предложений из набора слов. Выполнение синтаксического анализа предложения и словосочетаний у доски. Восстановление авторской пунктуации текста, выявление роли пунктуации в установлении смысловых отношений между словами и предложениями. | Беседа Работа с деформированным текстом | парная | Записи в тетради Самоконтроль |
5.Применение УУД и знаний в новых условиях. | Создание ситуации поиска новых знаний. Решение практического вопроса о роли синтаксиса в худ. тексте. | Защита исследовательских проектов учащихся (по сказкам А.С. Пушкина) | Прием «двойной дневник» | Групповая и индивидуальная работа | Защита проектов |
6. Рефлексия | Решение тестовых заданий по типу игры «Четвертый лишний» | Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой. | Тест-игра | Индивидуальная и парная работа | Взаимопроверка. |
7. Объяснение дом.задания. | Учитель предлагает разноуровневое дом.задание (1 из 3 по выбору учащихся) | Учащиеся получают листы с заданием на дом. | Разноуровневые задания | фронтальная | Запись в дневнике |
8 .Подведение итогов. | Организация беседы по подведению итогов урока | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный вывод к уроку о роли синтаксиса и пунктуации в худ.тексте. | беседа | фронтальная | Устный опрос |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ЗАПЯТОЙ
(сценарий)
Жила-была в стране Грамматике запятая. Ее считали маленькой и незначительной. Грустила- грустила Запятая, обиделась и решила уйти.
На следующий день графиня приказала строить предложения. Пришли слова и знаки препинания.
- Слова, составляем предложения!
Пунктуация читает получившееся предложение:
-«Охотники пошли охотиться за детьми смотрит няня». Нахмурилась.
- Что-то я не пойму?! Неужели взрослые пошли охотиться за детьми? И куда смотрит няня? – спрашивает вопросительный знак.
- Составляем другое предложение!- приказывает Пунктуация.-
«Мама стирала Машу мучила скука».
- Кого стирала мама? Кого мучила скука? – не поймет вопросительный знак.
- Срочно найти запятую!- приказывает Пунктуация.
Долго искали Запятую. Лишь восклицательный знак нашел ее около озера Знаний. Он рассказал ей обо всем. Запятая всех простила и вернулась.
С тех пор к Запятой относились с уважением.
Владислав Косаев
Синтаксис – что это такое?
Он изучает связи слов.
И знает их предназначенье
И всем всегда помочь готов.
Когда и где поставить точку,
Знак восклицанья и тире
Ответит Пунктуация,
Его подруга-грация!
Из слов построить предложенье
Где все на свете: мысль и слог.
И в строе речи каждый сдвиг
Он не оставит без вниманья.
Поставим верно знаки препинанья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изменилось бы в системе правописания и нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации? Спектакль по лингвистической миниатюре Пуховой Маргариты «Сказка о Запятой» Выступление группы историков-лингвистов
ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить полученные теоретические и практические знания по изученному разделу; .рассмотреть роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте
Наш язык неистощим в соединении слов. А. С. Пушкин Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.
Пушкин на уроках русского языка Игра «Россыпь слов» Петушок, спицы, границы, его, высокой,стал , с, стеречь. 2. Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном , вот.
Жили они в ветхой землянке. Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.
Защита исследовательских проектов учащихся «Роль обращений однородных членов предложения, лексических повторов и анафоры в сказках Пушкина»
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!! ТЕСТ «Четвертый лишний» 1-б 2-г 3-в 4-а 5-в
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: На выбор: 1.Упражнение 260 или 2.Мини-сочинение «За что я люблю сказки А.С. Пушкина?» Учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.
ИТОГИ УРОКА Косаев Владислав Стихотворение о синтаксисе и пунктуации
Предварительный просмотр:
Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Предварительный просмотр:
«Россыпь слов»
- Петушок, спицы, границы, его, высокой, с, стал стеречь.
- Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном, вот
___ __________ ____________ __________ __________ ______ ___________ ________
Задание: восстанови авторскую пунктуацию.
Пошел к деду говорит Беда
Обогнал меня меньшой Балда
__ _________ _______________ _____________ ________ _____________________ ____
Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Предварительный просмотр:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Художественные тексты:
А.С. Пушкин. Сказки – Р-н/д, 2014
Методическая и учебная литература:
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») – С-П., 1997.
- Горшков А.И. Пушкин в истории русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000
- Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах.
- Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 кл. – М, 2015
- Литература: учебник для 5 класса общеобр.учр.:в 2ч. Ч.1/авт.-сост. Г.С. Меркин. – М., 2013
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. – М., 2000.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2ч. (Ч.1) – м., 1999
- Поэтический синтаксис. (Синтаксические фигуры художественной речи) // Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. – М., 2008
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр.учр.: в 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М., 2015
- Современные подходы в преподавании русского языка и литературы ( в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие. / Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015.
- Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобр.организаций. – М., 2014
Предварительный просмотр:
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
учени_____ 5класса ____
Ф.И.__________________________
Тема______________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования______________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Мой комментарий | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
группы учащихся 5 класса ____
Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема_________________________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования_________________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Моя интерпретация | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-95455-1515687178.jpg)
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701928-1446619640.jpg)
Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)
Урок-исследование в 8 классе по теме "Обращение"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-800583-1467754056.jpg)
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-286044-1377633302.jpg)
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Коспект урока....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-1504319-1704738924.jpg)
Типы обращений на примере сказок А.С. Пушкина
Данный материал предназначен для использования на уроках русского языка при изучении темы "Обращение", а также "Пунктуация при обращении"...
- Мне нравится (13)