Типы обращений на примере сказок А.С. Пушкина
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс)

Муратова Диана Радмировна

Данный материал предназначен для использования на уроках русского языка при изучении темы "Обращение", а также "Пунктуация при обращении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy_po_punktuatsii_pri_obrashchenii.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по пунктуации при обращении

Вновь изученное правило по орфографии или пунктуации обычно закрепляется в сознании и памяти учащихся системой тренировочных упражнений. Необходимость такой системы очевидна. Однако часто общие рассуждения о системе упражнений, о реализации в них основных дидактических принципов (от известного к неизвестному, от легкого к более трудному) остаются общими рассуждениями, не наполненными конкретным содержанием. Очень важным элементом системы являются постепенность и последовательность в снятии тех трудностей, которые заключены для учащихся в правилах. Некоторые трудные правила усваиваются учениками только в течение всего курса обучения при условии, что учитель к ним систематически возвращается, предупреждая забывание или восстанавливая забытое.

Мы приводим конкретную систему упражнений на закрепление правил постановки знаков препинания при обращении. Разрабатывая эти упражнения, мы имели в виду те сложные вопросы, которые предполагает тема «Обращение».

Учащихся затрудняет постановка знаков препинания при обращениях - олицетворениях, при распространенных обращениях, постановка вопросительного и восклицательного знака в предложениях, содержащих обращения; учащиеся смешивают обращения и подлежащие, обращения и приложения, обращения и местоимения ты, вы.

Задание №1

Прочитать выразительно, выделяя обращения звательной интонацией. Списать, подчеркивая обращения. Объяснить знаки препинания.

Товарищ, верь! Взойдет она,

Звезда пленительного счастья...

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы...

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Где ты, где ты, ночная радость?

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

Опять я ваш, о юные друзья!

Печальные сокрылись дни разлуки.

Ты хочешь, милый друг, узнать

Мои мечты, желанья, цели...

Задание №2

Спишите предложения, выделяя запятыми обращения. Поставьте нужные знаки в конце предложений.

Как ты смеешь мужик спорить со мною

Чем вы гости торг ведете

И куда теперь плывете

Ах ты мерзкое стекло

Что батька так рано поднялся

Чего тебе надобно старче

Здравствуй князь ты мой прекрасный

Что Соколко что с тобою

Мать с иконой чудотворной

Слезы льет и говорит:

«Бог вас дети наградит»

Задание №3

Спишите предложения, выделяя обращения запятыми. Отметьте случаи дефисного написания приложений, сопутствующих обращениям.

Ох ты дитятко девица!

Люблю тебя Петра творенье

Люблю твой строгий, стройный вид...

Вот он кричит: «Поди-ка сюда

верный мой работник Балда»...

Прощай мой товарищ мой верный слуга

Вы отроки други возьмите коня.

О дева роза я в оковах;

Но не стыжусь твоих оков

Вы ж голубушки сестрицы

выбирайтесь из светлицы

Певец гусар ты пел биваки...

Скажи мне кудесник любимец богов

Что сбудется в жизни со мною...

Но не тужи, твой сон не лих,

Поверь душа девица

Задание №4.

Спишите, расставив знаки препинания. Охарактеризуйте осложняющие обращения конструкции.

Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

Подруга жизни праздной чернильница моя мой путь однообразный тобой украсил я.

Ветер ветер Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч...

Месяц месяц мой дружок Позолоченный рожок!

Апостол неги и прохлад Мой добрый Галич vale!

О вы которые любовью не горели.

Взгляните на нее - узнаете любовь.

О вы которые уж сердцем охладели,

Взгляните на нее: полюбите вы вновь.

Свет мой зеркальце Скажи

Да всю правду доложи...

Задание №5

Спишите, расставив знаки препинания. Какие осложняющие конструкции, кроме обращений, содержатся в приведенных предложениях?

Вдруг истощась и присмирев о Терек ты прервал свой рев.

Скажи пожалуйста Антон какое дело у моего отца с Троекуровым?

Шуми шуми послушное ветрило...

Будь же счастлива Мери

Солнце жизни моей

Ни тоски ни потери

Ни ненастливых дней

Пусть не ведает Мери.

«Ты верно Маша вчерась угорела», - сказала Прасковья Петровна.

«Может быть маменька», - отвечала Маша.

О рьяный конь о конь морской

С бледно - зеленой гривой

То смирный ласково - ручной

То бешено игривый.

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Волшебный мир сказок А.С.Пушкина"

Литературная гостиная проводилась в связи с юбилеем А.С.Пушкина. Мероприятие сопровождалось показом презентации, отрывками из мультфильмов....

Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "

В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе....

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Приемы работы с текстом в начальной школе на примере сказок

Известно , что изучение иностранного языка  развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным , приучает его к...

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВУ ОВЛАДЕНИЯ СИСТЕМОЙ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА

На основании отобранных сказок “The Nightingale and The Rose” (рус. Соловей и роза), “The Devoted Friend” (рус. Преданный друг), “The Happy Prince” (рус. Счастливый...

Роль синтаксиса и пунктуации (на примере сказок А.С. Пушкина)

Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5класса включает материал для повторения в занимательной форме (сказка о короле Синтаксисе и королеве Пунктуации), работу со словосочетание...