"Двойной дневник" - эффективный прием обучения исследовательской работе с текстом
методическая разработка по русскому языку

Оксана Викторовна Панфилова

Методический материал для учителя содержит статью, презентацию и схему-таблицу для ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

ПРИ РАБОТЕ С  ТЕКСТОМ

(на уроках русского языка и литературы по ФГОС)

  1. Определение понятия

Прием «двойной дневник» предполагает связывание прочитанного текста с актуальными для учащихся вопросами и проблемами. Технически дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на два столбца. В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание.  В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься?

Таким образом, читая текст, нужно прерываться и делать записи в «Двойном дневнике». Можно заранее условиться о минимальном количестве записей. Этот прием позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования, цитирования, верного оформления записи текста.[1]

  1. Анализ методической литературы

-Пример выполнения задания приемом «Двойного дневника» по упражнению учебника «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11кл. Базовый уровень» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (текст статьи Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»):

Текст (тезисы, цитаты)

Моя интерпретация

  1. Культурное наследие надо оберегать

Культурное наследие – памятники архитектуры, живописи, литературы. Согласен с утверждением.

  1. Горестные и грустные картины действительности.

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

  1. Пример вандализма на Бородинском поле

Кто не ценит прошлого, у того нет настоящего

  1. «Утрата любого памятника культуры невосстановима»

С исчезновением памятника исчезает дух того времени, в котором он создавался

  1. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе

Согласен. Ассоциация: строки из песни «С чего начинается родина»

  1. «Важнейшие человеческие качества и поможет открыть в своей душе история, любовь, уважение, знание»

Любовь к Родине, уважение к другим и самому себе, знание прошлого, истории. В этой фразе смысл названия, идея.

-Работа с литературоведческим  текстом о детстве (биографии) писателя[2]. Знакомство с фактами биографии (5кл.- детство писателя) А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта, осуществляется с помощью таблицы «Двойного дневника», где левая колонка заполнена, а правую -  ребята заполняют на уроке самостоятельно при чтении текста учебника и прослушивании сообщений (презентаций) учителя и учащихся.

Детство А.С. Пушкина

Мои замечания об услышанном

Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал

Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал

Отец поэта – Сергей Львович Пушкин

Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина

Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта

Арина Родионовна Яковлева – няня поэта

Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта

-Работа по подготовке к сочинению/изложению

Подготовка к сочинению на тему

«Эпизод в рассказе «Муму»»

(Герасим и Муму)[3]

Подготовка к анализу эпизода. Заполнение таблицы. Составление общей характеристики произведения.

План анализа эпизода

Рабочие материалы к сочинению

Общая характеристика произведения

1852г. – время создания. Герасим и Татьяна, Муму, барыня. Воплощение в образе немого  Герасима стремления народа к внутренней свободе.

Место эпизода в сюжете произведения

Развитие действия

Функции эпизода

Прояснение мысли автора, раскрытие характера Герасима

Место и время действия в эпизоде

Весна, берег реки

Способ организации текста

Монолог повествователя

Как раскрывается характер Герасима в эпизоде? Какой герой?

Добрый, благодушный, гуманный, добросердечный, душевный, ласковый, милостливый, мягкосердечный, отзывчивый, простодушный, участливый, чуткий, внимательный, душевный, отзывчивый, чувствительный, заботливый

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Этапы работы по данной технологии: 1)вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта; 2)осмысление содержания – получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями (один из приемов на этом этапе – «Двойной дневник»); 3)рефлексия – осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации собственными словами.

Такое трехчастное строение работы вполне соответствует логике работы с текстом: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап.

 (таблица с.95-96: деятельность учителя, учащихся, методы и приемы)[4]

  1. Метод проектов

Метод проектов способствует развитию и совершенствованию умений информационной переработки текста, развитию исследовательских способностей учащихся, предполагает индивидуальную или групповую работу. Такой вид деятельности включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы, составление плана, изучение литературы по теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, трансформация полученной информации, ее преобразование с учетом поставленной задачи, защита, предполагающая устное выступление с краткой характеристикой работы.

При исследовании учащимися 5-7 классов какого-либо языкового,  литературоведческого явления, анализе художественного текста очень удобно в основе работы использовать «Двойной дневник».

(разработка Панфиловой, работы учащихся).

  1. Литература

1.Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобр.учреждений/ И.Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014

2. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М. Пахнова. – М., 2006.

3.Современные подходы в преподавании русского языка и литературы (в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое  пособие./ Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015

4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013.

5. Цыбулько И.П.  Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей/ И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2014.


[1] Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах – М: Просвещение, 2014. С.106.

[2] Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013. С.77-80

[3] Там же, с.159-161

[4] Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах – М: Просвещение, 2014.  с.95-96



Предварительный просмотр:

«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

учени_____    5класса ____

Ф.И.__________________________

Тема______________________________________________________

Художественное произведение  (автор, название)

 Предмет исследования______________________________________________

Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитаты из художественного текста

Мой комментарий

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

группы учащихся  5 класса ____

Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема_________________________________________________________________

Художественное произведение  (автор, название)

 Предмет исследования_________________________________________________

Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитаты из художественного текста

Моя интерпретация

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Двойной дневник» Панфилова Оксана Викторовна Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №21

Слайд 2

Прием «двойной дневник» предполагает связывание прочитанного текста с актуальными для учащихся вопросами и проблемами. При чтении текста нужно прерываться и делать записи в «Двойном дневнике». Этот прием позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования , цитирования, верного оформления записи текста Что такое «двойной дневник»?

Слайд 3

дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на два столбца В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание. В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься?

Слайд 4

Пример выполнения задания приемом «Двойного дневника» по упражнению учебника (текст статьи Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»): Текст (тезисы, цитаты) Моя интерпретация 1.Культурное наследие надо оберегать Культурное наследие – памятники архитектуры, живописи, литературы. Согласен с утверждением. 2.Горестные и грустные картины действительности. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. 3.Пример вандализма на Бородинском поле Кто не ценит прошлого, у того нет настоящего 4.«Утрата любого памятника культуры невосстановима» С исчезновением памятника исчезает дух того времени, в котором он создавался 5Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе Согласен. Ассоциация: строки из песни «С чего начинается родина»

Слайд 5

Изучение биографии писателя Детство А.С. Пушкина Мои замечания об услышанном Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал Отец поэта – Сергей Львович Пушкин Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта Арина Родионовна Яковлева – няня поэта Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта

Слайд 6

«Двойной дневник» в современных образовательных технологиях Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Метод проектов способствует развитию и совершенствованию умений информационной переработки текста, развитию исследовательских способностей учащихся, предполагает индивидуальную или групповую работу. Вызов Осмысление содержания Рефлексия

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРА 1.Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобр.учреждений / И.Г. Добротина . – М.: Просвещение, 2014 2. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М. Пахнова . – М., 2006. 3.Современные подходы в преподавании русского языка и литературы (в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие./ Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015 4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013. 5. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей/ И.П. Цыбулько ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "История обучения по страницам дневников"

В работе рассматривается система образования начала ХХ и ХХI века на основе исследования школьных дневников гимназистки Новоторжской гимназии и ученицы Выдропужской школы....

Исследовательская работа над текстом

В статье отражены основные этапы работы над текстом....

Английский для любознательных (обучение стратегиям работы с текстом)

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнох...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Метапредметные результаты обучения при работе с текстом

Опыт взаимодействия педагогов образовательного учреждения при разработке и решении задач образовательной программы школы...

«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....