Исследовательская работа над текстом
статья по литературе по теме

В статье отражены основные этапы работы над текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_s_tekstom.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь.

В. Ключевский.

В начале XXI века  общество  как в нашей стране, так и во всём  мире   претерпевает существенные изменения.  Кризис современной  реальности неизбежно привёл к кризису образования. Говоря о школе, мы все прекрасно понимаем, что она переживает не только экономический, но и, прежде всего,  нравственно - духовный кризис. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка и литературы, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. При поиске новых программ, технологий не следует забывать, что в школе  их непосредственно осуществляет учитель. Он  должен понимать, что проводит в жизнь и какие концепции  навязывает учащимся, но и быть  лично заинтересован в создании благоприятного пространства вокруг себя. Недаром говорится, что «все мы родом из детства» и то, что заложено в детстве и отрочестве остаётся в человеке на всю жизнь. Как сделать так, чтобы уроки словесности были не в тягость, а в радость  как для учителя, так и для ученика. Ведь творчество обеих сторон – процесс взаимосвязанный и даже  конкретный, как и любое воспитание. Но творчество  не  может быть самоцелью – оно наш метод.  И те уроки, где дети приобретут  исследовательский  навык,  опыт самостоятельной творческой работы,  внимательное отношение  к слову, тексту художественной литературы, а также научатся  анализировать, обобщать и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение, они запомнят надолго. Более того, проживая и пропуская через призму своей души  некоторые жизненные ситуации литературных героев, ученик находит выход из тупиков и получает практические знания в разрешении собственных  проблем.

В этой статье я хочу поделиться небольшим опытом и рассказать об исследовательской  работе, которая помогла мне  найти взаимопонимание с учениками, привить неподдельный интерес детей к предмету, а также научить их целостно воспринимать  историко - литературный  процесс и видеть картину мира.

Не секрет,  что формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Поисковая деятельность на уроке – это ключ к успеху школьника на поприще личностного роста. Но чтобы постоянно разжигать  интерес ученика  к предмету, необходимо систематически усложнять учебную задачу, тем самым   активизируя познавательную и творческую  деятельность учащегося.     Можно предложить  три  вида исследовательской деятельности на уроке:

  1. Аналитическое групповое исследование.
  2. Собственно - оценочное исследование.
  3. Научный подход в  исследовании  вопроса.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся:

  1. Чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.
  2. Психологическая  комфортность.
  3. Креативность,  установка на творчество.
  4. Мотивация к научно-познавательной деятельности.
  5. Четкая постановка цели и настроенность на положительный результат.

Развивать  поисковую активность школьника можно  посредством разных форм  деятельности:

  1. Самостоятельная работа  (поступательное  продвижение  учащихся от простого к сложному,  от подражания к творчеству).
  2. Выполнение реконструктивных самостоятельных работ ( самостоятельное  ведение  поиска  и определение  пути решения поставленной задачи).
  3. Умение  добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные.
  4. Умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов.
  5. Умение переформулировать основные положения текста.

В связи с этим на уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как работа с текстом способствует совершенствованию связной речи учащихся. Бесспорно, в центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Но следует отметить, что при написании собственных исследований  значительная  часть  школьников  не  может  самостоятельно безошибочно сформировать в связном тексте сложные синтаксические целые, т.е. не может установить правильные  смысловые и грамматические отношения между законченными предложениями. В работах учащихся ( сочинения, проекты, мини - исследования ) часты случаи нарушения последовательности в изложении мыслей, отсутствия логической и синтаксической связи между предложениями, неправильного их порядка, неуместных или неоправданно повторяющихся одинаковых средств связи между законченными предложениями.  Также в недостаточной степени учащимися  используются такие средства связи, как порядок слов, синтаксический параллелизм и инверсия, единый временной план. Большие затруднения в письменной речи учащихся   прослеживаются  в  умении верно выделять абзацы, логически и последовательно излагать свои мысли.  Все перечисленные недочёты говорят о том, что современный ученик  нуждается в помощи учителя.  Применяя метод  погружения в текст, учитель  подготовит  учащегося к учебно-исследовательской деятельности, поможет развить   коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются  рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (плановые, текстуальные,  смешанные, монографические, сводные или тематические ), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), знакомятся с особенностями сокращения текста и учатся писать аннотации разных видов. А также  развивают свои  речевые  способности в написании рецензий.

Планируя уроки русского языка и литературы  в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, конференции, уроки - диспуты,  самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их совместное  рецензирование). В качестве примера можно привести начальный этап исследовательской работы учащихся 10-го класса по теме: « История книги».

Актуальность темы:

Вы когда-нибудь задумывались о том,  как появились первые книги? Кто автор первого письма? Почему возникла необходимость в создании книги? Как влияет книга на обучение, на развитие личности?

Нам, современным детям,  стало интересно, что происходит с книгой сейчас, как она изменилась с её первого появления на свет и что с ней будет потом? Каков уровень  сегодня  издательской продукции? Почему пропадает интерес к чтению и с чем это связано?

 Книга прошла большой исторический путь - от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.

Сейчас в мире популярны электронные книги, аудиокниги,  и   трудно себе представить, что  всего лишь несколько веков тому  назад книги были в виде деревянных дощечек, на которые  люди наносили  нужную им информацию.

Своим исследованием  мы хотим найти ответы на поставленные вопросы, а выдвинутые нами гипотезы только помогут в этом поиске:

  1. Книга теряет свою актуальность.
  2. Электронная книга вытесняет печатную книгу.
  3. Падение культурного уровня читателя.
  4. Одна из причин потери интереса читателей к  книге  – нехватка времени.
  5. Современная школа не предусматривает обязательный экзамен по литературе.
  6. Влияние массовой культуры на человека.

 Цели исследования:

  1. Проследить появление книги, проследить эволюцию  книги,  а также выявить, как  книга  отражает время?
  2. Попытаться выяснить, что ждет читателя и  книгу в дальнейшем?
  3. Привлечь внимание школьников к проблеме падения интереса к чтению и к самообразованию вообще.

Достижение данных целей предполагает решение ряда следующих актуальных задач:

  1. Подобрать соответствующие материалы по данной теме и изучить их, сделать собственные выводы.
  2. Провести анкетирование среди учащихся школы, а также в Интернет сети.
  3. Сделать сравнительных анализ  полученных исследований  и обработать их.

В процессе написания данной работы  были использованы следующие методы:

  1. Анализ источников и используемой литературы по теме исследования.
  2. Изучение Интернет источников.
  3. Проведение социологических опросов.
  4. Сравнение результатов опроса с подобранным материалом

Значение исследования  - в условиях школьного исследования полученные данные могут быть полезны в первую очередь нашим сверстникам, потому что материал, представленный  в ходе работы, обогатит их жизненный опыт и  подтолкнёт  к поиску дополнительной информации. Также этот материал будет интересен   классным руководителям в проведении внеклассных дискуссий, так как материал исследования поднимает актуальные  проблемы  роли книги в формировании и становлении подрастающего поколения в обществе.

Мы  видим, насколько важна  для детей исследовательская деятельность на уроках литературы и не только. Поражает  глубина затрагиваемых проблем  и оригинальность детских рассуждений.

 Каждый учитель понимает, что в  основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы. Ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство для  получения оценки, но и ключ к   обогащению  своего словарного  запаса, к  развитию  интеллектуального и эмоционального уровня,   находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной и исследовательской  деятельности:

  1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека»,  тема семьи и дома, тема нравственного и гражданского долга , тема поиска смысла жизни и своего назначения  в ней, тема службы и служения Отечеству). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам, создают презентации и исследуют интересные для них темы.
  2. Разнообразие жанров уроков:

- творческие проекты. Тема: « Изменение стилистического рисунка произведения (попытка воссоздать стиль Саши Чёрного на примере рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)  ». Творческий проект. Тема: «Лингвистическая сказка».  Форма работы: групповое и индивидуальное составление  презентации  с последующей защитой проекта.

- использование технологий проблемного обучения в 11-ом классе. Тема: «Современное прочтение рассказов М. Зощенко».

- урок-исследование в 7-ом классе. Тема: «Расширение представления о языке отрицательных эмоций ( концепт- страх ) на базе основной темы: « Слитное и раздельное написание –не- с причастиями.»

- урок- практикум. Комплексный анализ текста в 11классе. Тема: « Речеведческий  анализ текста».

- ролевые игры. Тема: «Суд над Иудушкой Головлёвым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.

- театрализованное  прочтение монологов литературных героев.

- ученическая читательская конференция по творчеству А. Солженицына. Форма  работы: вопросы  проблемного  характера, исторический аспект произведения, сравнение -  один из важнейших способов изучения; метафорический сравнения, авторский сарказм;                                                              

- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

  1. Работа над выразительным чтением.

- логическое ударение,  ключевые слова, нахождение микротемы в тексте.

  1. Подробный  выразительный пересказ эпизода, а также связный ответ по теме.
    - позволяет ученику обогатить свой словарный запас, расширить кругозор.
  2. Работа над датами.
    -  в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.
  3. Лексическая работа. Составление и постижение лингвокультурологических концептов.
  4. Курс лекций и практических занятий по углублённому изучению орфографии, пунктуации и культуры речи в старшей школе.

Литературное образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными занятиями.  Внеклассная работа по предмету  является  неотъемлемой частью в мотивации  учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний. И если такая работа налажена в школе, то результат очевиден.

Использование технологии проектно - исследовательского обучения ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и мотивирует учащегося на способы освоения, на  способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка. Инновационные технологии не отвергают традиционно успешные способы работы, а взаимодействуют с ними, помогая и учителю, и ученику. Хочется верить, что такие  уроки были в радость ученику и побуждали его к дальнейшему творчеству и исследованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

"Двойной дневник" - эффективный прием обучения исследовательской работе с текстом

Методический материал для учителя содержит статью, презентацию и схему-таблицу для ученика...