Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Павлова Наталья  Леонидовна

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.  

Цель работы: Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе.

В словаре С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.

Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, который позволяет достичь значительных результатов в деятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.  

Цель работы: Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе.

В словаре С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.

Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, который позволяет достичь значительных результатов в деятельности ребенка.

Считаю, что одной из главных задач является создание ситуации успеха, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах, причём для учащихся с различным уровнем успешности по предмету.  

        Успех– это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.      Успех – это стимул для дальнейшего продвижения в какой-либо деятельности, источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, это мощный рычаг потребности учиться, способствующий развитию учебной мотивации. А ведь, не секрет, что уровень учебной мотивации учащихся основной школы при переходе из начальной школы характеризуется отрицательной динамикой. Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, по результатам мониторинга школьного психолога, - это учащиеся со средним и низким уровнем учебной мотивации. И одна из проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа с такими учащимися. Эти дети требуют особого внимания учителя.

    Условиями создания ситуации успеха являются специальные действия педагога. Успех необходимо создавать в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи: 

установка на деятельность (мотивационная и эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); 

обеспечение деятельности посредством учебных действий (операций) 

сравнение полученных результатов с предполагаемыми (рефлексия). 

В  5-м классе при изучении темы «Состав слова»  использую стихотворный текст. Он  является иллюстрацией к изучаемому материалу и создаёт положительную мотивацию.

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

В 5 классе при изучении темы «Правописание имен прилагательных» использую  загадки. - О какой части  речи мы сегодня будем говорить?

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.         Имя прилагательное

При изучении темы «Падеж имен существительных» использую Игру  «Конструктор». Соберите пословицы. Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл данного предложения. Какой теме посвящены пословицы? Определите падеж имен существительных.  

Человек без Родины -              Родины нашей.

Главное в жизн… -                  соловей без песни.

Нет в мир… краше                 своё гнездо любит.      

Всякая птица                           служить Отчизн…

 Цель игры: расширить знания о пословицах, обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; коммуникативную компетентность, воспитывать интерес к культуре русского народа. 

При изучении темы «Имя прилагательное»  использую   Сценку «Прилагательное и прилагается».

Как вы понимаете смысл названия части речи прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.  

Правдин: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?

Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Вот эта!

Митрофанушка: Эта? Прилагательна!

Правдин: Почему же?

Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.

Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофанушка: И ведомо!

– Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

(Нет) Что не знает Митрофан? Помогите ему. (Он не знает что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы отвечает)

– Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается, приложена)

Как вы понимаете смысл названия части речи? Приложенное, добавленное к чему-нибудь. К чему же «приложено» прилагательное?  К имени существительному. – Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета).  – Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».  Актуализация знаний, умений. Так  Митрофанушка  рассуждал о прилагательных. - Кто является главным героем сценки? Каким в его  себе представляете? ( глупый, невоспитанный , эгоистичный, ленивый )-Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для точной его характеристики героя.) Согласны  ли вы с Митрофанушкой? А как вы сами ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?  Как вы понимаете смысл названия части речи? Ученики.  Приложенное, добавленное к чему-то. К чему же «приложено» прилагательное? К имени существительному. – Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета) – Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Используемые на уроках русского языка сценки, помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание учащихся, провести урок в оптимальном режиме развития школьников, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в учебном процессе, что является непременными условиями формирования интереса.

 На уроке в 5 классе при изучении темы «Род имен существительных» использую  приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный приём, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Ребята,  у вас у всех есть телефон.

              (пишу на доске)   СМС

Что это такое? Как правильно сказать: СМС пришла, или СМС пришло? Для этого надо определить род этого слова. Но как?  СМС – пришло из английского языка, это заимствованное слово и означает: короткое сообщение. Если использовать слово как жаргон, то есть в быту, в детской или молодежной среде,  то СМС – женского рода – СМС-ка пришла. На это указывает окончание –А (так же, как и книга, парта, мама). Если говорить по литературной норме, то среднего рода – СМС-сообщение (оно).  Вообще же в деловой речи правильно будет сказать так:

 Пришлите мне короткое сообщение на номер… Правильно ли

Как правильно? Исправьте.

Итак, что мы должны знать, чтобы правильно говорить, согласовывать в нужной форме имена существительные с другими словами? Надо знать род этого существительного. Как вы думаете, это легко? Это интересно?

Вот этим мы и будем с вами сегодня заниматься. Итак, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема урока?

. Приём «Нестандартный вход в урок».  Универсальный приём, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

           “Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”         - Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова) - Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма) Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема  урока.   - Запишите тему в тетрадь – «Род имён существительных»

Цель урока: Научиться определять род имён существительных.

- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.

В 5 классе  на этапе закрепления знаний проводится  словарно-орфографическая работа.    

Даны толкования слов,  запишите слова, определите, к какому склонению относятся существительные.  

Словарно – орфографическая  работа способствует обогащению словарного запаса учащихся,  совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. 

1. Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.      (Шепот 2 скл.)                    2.Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища.    (Росточек 2 скл.)

3.Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья).    (Заросль – 3 скл.)                                          4. Глухой, обычно тихий звук от трения,  лёгкого  соприкосновения с чем-нибудь,  шуршание.  (Шорох 2 скл.)

5.Маленький рост, длинный хвост.  

 Серая шубка, острые зубки.  (Мышь 3 скл.)

6. Зимой дрова ест, а летом спит.  (Печь 3 скл.)

При изучении в 5 классе темы «Повторение по теме «Имя  Существительное»  использую приём «Верные и неверные  утверждения»

  Прием  «Верные и неверные утверждения» Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да», либо «нет». 1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например,  синева)

2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

3. К  постоянным  морфологическим признакам относятся  собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род,  синтаксическая роль в предложении.

4.К  непостоянным  морфологическим признакам относятся  род, число, падеж.

5.Имена  существительные  изменяются по родам?

6.Имена собственные пишутся с большой буквы?

7.В словах реч… , молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?

8.Имена существительные имеют 6 падежей?

9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?

11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?

 12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением?

Этот приём можно использовать в начале урока и на любом этапе. Учитель предлагает ряд утверждений по определённой теме. Учащиеся выбирают правильные утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревновательности позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были правильными.

При изучении в 8  классе темы «Повторение по теме  «Второстепенные члены предложения»  использую приём «Верные и неверные  утверждения»

Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да», либо «нет».

1. Подлежащее – самый главный член предложения.

2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.

3. Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи.

4. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.

5. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.

6. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

7. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.

8.В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

9. Согласованные определения примыкают к определяемому слову.

10. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.

11. Дополнение может быть выражено деепричастием.

12. Дополнения бывают прямые и косвенные.

13. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут  быть выражены деепричастным оборотом Обстоятельство цели отвечает на вопрос почему? отчего?

Дополнительный материал, помогающий ученику лучше понять тему, тоже повышает качество обучения. Это памятка, карточка- консультант, «шпаргалка», алгоритмы, прием «Лестницы» и др.

А) Карточки- консультанты: такую опору даю, если учащимся необходимо вспомнить изученный материал или закрепить умения по данной орфограмме.

Гласные О -Ё после шипящих (ч, ш, щ, ж) в корне

Слышим О, под ударением Ё.

ИСКЛ.: шов, шорох, крыжовник, капюшон.  

Или такая памятка- картинка, которая поможет запомнить орфограмму «Буквы о/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных».

                        

Домик, где труба домика –ударение.

Также предлагаю попробовать зарифмовать правило :                        (пример ученика )

В корне слова пишем ё после всех шипящих,

Хоть и слышим букву о в речи говорящих.

Но есть слова особые –пиши здесь букву о:

Шорох, шов, крыжовник, капюшон – 

Все мы без сомнения – ребята-исключения!

В 5 классе при изучении имени прилагательного  использую прием «Закончите предложения» на этапе обобщения  знаний.   Этот прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, проанализировать изученный материал,  высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.  Закончите      предложение.

1. Имя прилагательное  - это  ……часть речи, которая обозначает  ……..

2.Отвечает на вопросы    …..  или  ……

Имена прилагательные изменяются по ….

     Имена прилагательные согласуются   с ….., т.е. ставятся в …………, что и существительные, к которым они относятся.

3.В предложении имена прилагательные являются  ……

 Терминологический диктант в 8 классе при изучении темы «Простое предложение». Цель диктанта:  оценить  уровень усвоения знаний на уроке; выявление наиболее трудных для учащихся элементов содержания тем урока.

1. Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…(синтаксис)

2.Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…(пунктуация).

Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа…(простое предложение)

3. Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым (двусоставное)

4. Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания? ( побудительное)

5. Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске? (восклицательное) При изучении  в 5 классе темы «Морфемика»  использую Терминологический диктант. Запишите термин.

1.Наименьшая значимая часть слова.

2.Раздел науки о языке, который изучает морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова.

3.Значимая часть слова,  которая образует формы слова.

4.Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

5.Часть изменяемого  слова без окончания. 

6.Морфема, стоящая  после корня и обычно служит  для образования слов.

7.Главная значимая  часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 

Использую прием  «Составьте слова»  

1.Составьте слова:

А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

        В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

        Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

        Вся же – в дневнике я и в журнале

Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД.  

Прием  способствует развитию аналитического мышления; способствует формированию культуры речи;  повышает интерес к изучению предмета, познавательную активность 

 Терминологический диктант в 8 классе при изучении темы «Простое предложение». Цель диктанта:  оценить  уровень усвоения знаний на уроке; выявление наиболее трудных для учащихся элементов содержания тем урока.

1. Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…(синтаксис)

2.Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…(пунктуация).

3.Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа…(простое предложение)

4. Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым (двусоставное)

5. Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания? ( побудительное)

6. Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске? (восклицательное)

При изучении  в 5 классе темы «Морфемика»  использую Терминологический диктант. Запишите термин.  1.Наименьшая значимая часть слова.

2.Раздел науки о языке, который изучает морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова.

3.Значимая часть слова,  которая образует формы слова.

4.Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

5.Часть изменяемого  слова без окончания. 

6.Морфема, стоящая  после корня и обычно служит  для образования слов.

7.Главная значимая  часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 

В 5 классе при изучении имени прилагательного  использую прием «Закончите предложения» на этапе обобщения  знаний.   Этот прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, проанализировать изученный материал,  высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Закончите      предложение.

1. Имя прилагательное  - это  ……часть речи, которая обозначает  ……..

2.Отвечает на вопросы    …..  или  ……

Имена прилагательные изменяются по ….

 Имена прилагательные согласуются   с ….., т.е. ставятся в …………, что и существительные, к которым они относятся.

3.В предложении имена прилагательные являются  ……

Терминологический кроссворд.  Цель: контроль знаний основных понятий темы «Морфемика». Задачи: 1.Развивать познавательную активность, внимание, память.  А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Морфемика»

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова.

2. Значимая часть слова.  

3. Морфема, стоящая перед корнем.

4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Главная значимая часть слова.

6. Слова, имеющие одинаковый корень.

7. Часть слова без окончания.

1

2

3

4

5

6

7

Для  учащихся я использую следующие формы проведения:  диктанты карточки  тесты.  Так же на уроках использую игры: «Кто лучше знает правила?»  «Найди свою пару»

Игры со словами. На этапе актуализации знаний использую следующие задания. Поиграем! Игра со словами!  Составьте из следующих двух слов третье слово:

Вода + ринг =

виноград

Гора + камин =

гармоника

Кожа + ворон =

жаворонок

Паста + клин =

пластинка

Кот + танк =

контакт

Ров + поза =

паровоз

Парк + ива =

крапива

Прочитай слова путём перестановки букв: определите, какая буква лишняя, запишите слова, выделите орфограмму.

аееиорстн

Растение

ооешрх

Шорох

иыацгн

Цыган

иаоиьзлжт

Изложить

При изучении в 5 классе темы: «Живое слово русского фольклора». (предмет  «Русский родной язык») использую прием деформированное слово. Даны буквы:

   Л Л Ь Ф О О Р К                                                                   

Попробуйте собрать все буквы вместе, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке. Что получилось?  Проблемный вопрос: Почему фольклор называют живым?

При изучении в 8 классе темы «Синтаксический разбор двусоставного предложения» использую  конструирование  деформированного предложения.

   Составьте  предложение из данных слов, расставьте знаки препинания,

объясните пунктограмму. 

хранитель  и   живое мира  целого язык      пласта         мировых    и   русский  пространство достижении многомиллионного  русского

  • Пласт - 1. плотный, плоский слой чего-н. п. почвы, породы.
  • 2.перен. однородная масса как часть чего-н. (книжн.). пласты населения. п. новых терминов. * лежать пластом или как пласт (разг.) - неподвижно, вытянувшись. ii прил. пластовой, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). пластовая жила. 

Задание.  Подберите синонимы к данному слову.  Составьте с данным словом  словосочетание, предложение.

Русский язык – хранитель целого пласта  мировых достижений   и живое пространство  многомиллионного русского  мира.   В. В. Путин

       Как вы понимаете смысл высказывания В. В. Путина?  Выполните                   синтаксический разбор предложения.  Русский язык –   хранитель целого пласта  мировых  достижений  и живое  пространство  многомиллионного русского мира.  (Повеств., невоскл., простое, двусоставное,  распространенное, осложнено однородными сказуемыми) [ О и О ]

На уроках в 8 классе при изучении темы «Виды сказуемого»  использую деформированный текст.    Задание. Даны предложения, постройте текст, определите тему  текста. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте  знаки препинания.  Подчеркните сказуемые, определите тип сказуемых.  

Даль  стр..мился   всю  жизнь  зан..мат..ся  не  только  инт..рес..ным  для  него  но  и  п..лезным  для  общества  делом.

Датчанин  Иоганн  Даль  пр..успел в изучени..  языков.

(В)нач..ле  он  нач..л  изучат..  немецкий   французский   затем английский  русский  и блестяще овл..дел  ими.

Всего он знал семь языков.

Он  г..тов  был  верно  и  пред…но  служить  ей.

Слава  о  т..лантливом  лингвист…  дошла  до Санкт-Петербурга   и  Екатерина  II   р..шила пр..гласить  его  на должность б..блиотекаря.

 Молодой  уч..ный  прибыл  в  русскую  ст..лицу  и  решил остат…ся  в  Ро(с,сс)и...  

 Поз..нее  он  буд..т  подпис..вать своё  имя  на  русский  лад: «Иван Матвеев сын Даль».

В  Росси..  (не)хв..тало  врачей   и  Иоганн  решил  посв..тить себя  медиц..не.                                Эту  черту  впоследстви..   буд..т  ст..рат..ся  унаслед..вать  и  старший  сын  Владим…р.  

Расположите предложения  в необходимом порядке в соответствии со схемами.  Перед нами текст – единица синтаксиса, произведение речи, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств.

     

Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.

          Слава о талантливом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга, и Екатерина II решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать свое имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль».   

Словарно - лексическая работа.  Анализ текста – один из важных видов работы.  Перед нами текст – единица синтаксиса, произведение речи, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств.

Выразительно прочитайте текст. Как вы могли бы озаглавить текст? Определите тему и идею текста.

 Определите количество смысловых частей, разделите текст на абзацы. К какому стилю относится текст? Докажите.  Какой  тип речи данного текста?

Создаю ситуацию успеха на этапе урока, связанном с заданием на дом. При правильном подходе оно не принуждает, а наоборот, развивает интерес учащихся. Называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Необходимо дифференцировать домашнее задание, предлагать три их уровня:

1. Обязательное для всех, посильное каждому ученику.

2. Тренировочное задание, которое рассчитано на тех, кто желает хорошо знать предмет и без особого труда выполняет задания. 

3. Творческое, где предполагается составить кроссворд, текст на какую-либо тему, тест, написать сочинение и т.д. (оценивается высокой отметкой, похвалой).

Создание ситуации успеха также способствует развитию мотивации к предметам русского языка и литературы. Мои ученики принимают активное участие в декадах по предметам, олимпиадах, в различных конкурсах по русскому языку и литературе, повышая свой кругозор. 

Кроме того, данный подход на уроках обеспечивает метапредметные результаты обучения школьников, например, на мотивационно – целевом этапе: умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; на операционно-деятельностном: умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результаты своих действий; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов. И на этапе рефлексии: умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы, то есть обеспечивает развитие у учащихся умения учиться.

Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром же иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах. 

Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, я придерживаюсь следующих правил:

-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим после победы над ними, чтобы радость победы была нравственной.

-Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, наградами и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро читает и т.д.

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Учителю также необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....

Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"

Данный материал может  быть использован на выступлениях ШМО...

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Создание ситуации успеха на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроках письма и чтения многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы....