Современная методология и формы организации учебного процесса
статья по русскому языку

Гендунова Светлана михайловна

Новые подходы образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современному обществу требуются выпускники с развитыми познавательными потребностями, нацеленные на саморазвитие и самореализацию, умеющих применять полученные знания, ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно сотрудничать, оценивать свои достижения. Современный педагог ставит перед собой педагогическую задачу - внедрение таких методов и приемов, которые помогут подросткам развивать их творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная методология и формы организации учебного процесса

Новые подходы образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современному обществу требуются выпускники с развитыми познавательными потребностями, нацеленные на саморазвитие и самореализацию, умеющих применять полученные знания, ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно сотрудничать, оценивать свои достижения. Современный педагог ставит перед собой педагогическую задачу - внедрение таких методов и приемов, которые помогут подросткам развивать их творческие способности.

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс. Педагогическая технология - модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с комфортных условий для учащихся и учителя. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
  2. Технология разноуровневого обучения
  3. Технология обучения как учебного исследования
  4. Технология обучения в сотрудничестве
  5. Технология эвристического обучения
  6. Предметно-ориентированные технологии обучения
  7. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
  8. Информационные технологии.
  9. Технологии дистанционного обучения
  10. Технологии оценивания достижений учащихся
  11. Рейтинговые технологии
  12. Интерактивные технологии
  13. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б)        по   характеру   обучения:        поисковые,        исследовательские,        эвристические,        проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные        дискуссии, создание        эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,

«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы        контроля        и        самоконтроля        за        эффективностью        учебно- познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля в) методы практического контроля и самоконтроля

Словесные методы:

  • объяснение
  • рассказ
  • работа с печатным словом (с текстом)
  • повествование
  • описание
  • рассуждение
  • проблемное изложение;
  • беседа

К наглядным методам        относятся: демонстрация,        показ        презентации,        визуального материала.

К практическим методам относятся:

  • Объяснительно-иллюстративные .
  • Репродуктивные

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

  • частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
  • исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
  • метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Фронтальные
  2. Групповые
  3. Индивидуальные
  4. Коллективные
  5. Парные
  6. Классные и внеклассные

В виде различных работ:

  • игры
  • учебная дискуссия
  • формулирование вопросов для получения информации
  • решение проблемных ситуаций
  • ситуации выбора
  • анализ жизненного опыта
  • рефлексивный анализ
  • обсуждение докладов
  • подготовка презентаций
  • подготовка и представление проектов
  • исследование

Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах и группах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте, также возможна работа в парах сменного состава.

Для наиболее успешного усвоения материала, я применяю следующие средства обучения:

Простые средства:

  • словесные (учебники, рабочие тетради и т.д.);
  • визуальные (словари, таблицы, карточки и пр.) Сложные средства:
  • аудиальные средства (аудиофайлы на компьютере);
  • аудиовизуальные (звуковой фильм, клип, видеоурок);
  • средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, проектор, сеть Интернет).

Список литературы

  1. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. Современные наукоемкие технологии.№6,-М., 2005г .
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2009.
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  2. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.- СПб, 2003.
  3. Ермолаева, М.Г. Современный урок . – М., 2005.
  4. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных образовательных стандартов. -Спб, 2012г.
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
  6. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989
  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. (Серия

«Педагогическая мастерская»).

  1. Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения . Завуч, 2005, № 3.

12.Ю.С, Меженко, Т.Н. Ситникова. Пособие "Школьный курс русского языка в опорных конспектах". - Житомир.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Данный материал поможет молодым учителям в подготовке уроков....

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре

Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Современный урок - основная форма организации учебного процесса

В статье рассматриваются различные аспекты современного урока...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Современные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса

Метод, где педагог не имеет центральной роли и становится организатором образовательного процесса, называется интерактивным методом обучения или «диалоговым обучением». Такой метод сч...