Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бадакшанова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Таблица для словарной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx153.63 КБ
Файл slovarnaya_rabota.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Имена существительные собственные и нарицательные».

ФИО: Бадакшанова Елена Анатольевна

Место работы: МАОУ СОШ с. Яблочное

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет:  Русский язык

Класс  5

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Базовый учебник:  Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская и др.]. – М: Просвещение, 2019

Цель  урока:

дать понятие «собственности – нарицательности»;

показать, что выбор прописной – строчной буквы зависит от того, что обозначает данное слово (согласно контексту);

сформировать умение правильного выбора прописной – строчной буквы.

Планируемые результаты:

− личностные: стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке;

− метапредметные: формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию, извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения.

−  предметные: формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки; умение группировать слова по условиям выбора написаний,

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, словарь, раздаточный материал

Структура и ход занятия.

Этап урока

Фрагменты урока

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие, тема урока пропущена

Записывают число

Мотивация учебной деятельно-сти учащихся.

Какая основная черта характера этих людей? Напишите.  

              ?

               ?

Добряк

доброта

Весельчак

Храбрец

Лжец

Хитрец

Лентяй

- Как можно озаглавить колонки?

Записывают существительные

Озаглавливают колонки: одушевленные и неодушевленные

Актуализация

Распределите слова на  одушевленные и неодушевленные

Ра..ч..ска, изл..жение, р..стение, ц..ркач, Р..стислав, зар..сли, Р..стов, р..сток, ж..кей, ш..пот, капюш..н, Ш..тландия, ж..рдочка, пол..жение, сл..гаемое. ш..фер, ц..ган, ц..ркуль, птиц.. .

- Почему одни слова пишутся с прописной буквы, другие со строчной?

Объяснить это поможет тема урока «Собственные и нарицательныые имена существительные». Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Распределяют слова, выделяют орфограммы

Записывают тему урока, определяют цели

Открытие нового знания

1. Все существительные в зависимости от того, что они обозначают, делятся на существительные нарицательные и собственные.

На слайде картинки, иллюстрирующие понятия.

Например, словом кот мы обозначаем всех животных с определенными признаками. https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus5k/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.files/image001.png

О предметах с общими признаками мы говорим как об однородных.

Однородные предметы называются при помощи нарицательных существительных.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus5k/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.files/image003.png

Для выделения отдельного предмета из множества похожих используются собственные существительные.

2. Работа с учебником  §89

3. Дайте клички животным по их внешнему виду и характеру. Запиите эти клички.

пушистый __________

черный ____________

маленький  ______________

дружелюбный ___________

шаловливый _____________

хитрый _______________                  

Изучают информацию на картинках, записывыют определения собственных и нарицательных существительных

Читают параграф учебника, сверяют свои записи с определениями, данными в учебнике

Выыполняют задание

Первичная проверка понимания

Работа в парах.

Найти в толковом словаре значения слов «день», «дворец»

День – 1. часть суток от восхода до захода Солнца, между утром ивечером. Например: ясный день

2. Календарное число месяца, посвященное какому-н. событию. Например: День Победы

Дворец – 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Здание как место пребывания монарха, его семьи. Например: Летний дворец Петра Первого. 3. Большое здание общественного назначения. Например: Соревнования проходили во Дворце спорта.

- Сравните, с какой буквы пишутся нарицательные, с какой собственные имена существительные

Запишите имена существительные в две группы: в первую — нарицательные, во вторую - собственные.

(С, с)трана, (Р,р)осия, (Р,р)ека, (В,в)олга, (С, с)обака,

(Ш,ш)арик, (Г,г)ород, (Н,н)овгород, (П,п)исатель, (Г,г)оголь

Работают со словарем, обращают внимание на то, что данные слова имеют нескольео значений

Определяют, в каком случае данные существительные являются собственными, а в каком – нарицательными.

Отмечают, что нарицате-льные существительные пишутся со строчной буквы, собственные - с прописной

Распределяют слова по группам, применяют правило

Н.В. Гоголь писал, что русский язык «беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Пример тому собственные и нарицательные имена существительные, между которыми нет непроходимой грани. Имена собственные могут переходить в нарицательные, а некоторые имена собственные образованы от имен нарицательных.

Нужно знать, как различать собственные и нарицательные существительные. Потому что иногда они отличаются только написанием с прописной или строчной буквы.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus5k/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.files/image006.png

Прочитайте ряд нарицательных существительных.

Победа, свобода, колобок, юность, известия.

  • Употребите их как имена собственныеи подставьте к словам по смыслу.

площадь  ________

журнал  _________

газета  _________

_____  _________

_____ __________

Определяют орфогафические действия при выборе прописной-строчной буквы:

1. установить значение слова (согласно контексту)

2. определить: собственное или нарицательное

3. выбрать букву

Выполняют упражнение

Первичное закрепле-ние

1. Спишите, вставляя прописную или строчную букву. Почему в данном тексте имя главного персонажа сказки в одном случае написано без кавычек, а в другом взято в кавычки?

Сказку о (К,к)оньке-(Г,г)орбунке любят все, но не каждый знает, что она имеет автора. Его имя (П,п)етр (П,п)авлович (Е,е)ршов. «К,к)онёк-(Г,г)орбунок» - его первое призведение. В нем писатель прославляет русский народ, его ум, смекалку, доброту.

Работают с текстом, выполняют задания.

2. Подумайте, из каких произведений эти персонажи, и заполните таблицу.

Персонаж

Автор

Название

произведения

Буратино

А.Толстой

Январь, Февраль, Март

С. Маршак

Королевич Елисей

А.Пушкин

Жилин, Костылин

Л.Н. Толстой

  • Дополните таблицу двумя своими примерами.

Заполняют таблицу.

Приводят свои примеры.

Домашнее задание

1. §89, упр. 529

2. §89; составьте предложения. Используя слова (словосочетания).

Россия, День Победы, Великая Отечественная война, Герой России, Земля (планета), Вечный огонь.

Рефлексия

- С какими именами существительными мы

познакомились сегодня на уроке?

- Где может пригодиться  знание об именах собственных? Где мы можем применить умения писать собственные имена существительные?

Использованные источники:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», 2006г.

Н.П.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь  2 по русскому языку. Имя существительное». – М.Просвещение, 2005

https://videouroki.net/video/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.html



Предварительный просмотр:

Употребление прописных букв.

Моя Родина

Никто не забыт и

ничто не забыто

Праздники

Олимпиада

Древняя Русь

Башни Московского Кремля

Российская Федерация

глава государства

Президент Российской Федерации

Крайний Север

Дальний Восток

Северный Ледовитый океан

Черное море

Гражданская война

Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Курская битва

Брестская крепость

Вечный огонь Славы

Дорога жизни

Могила Неизвестного Солдата

Герой России

Орден Славы

Медаль «За отвагу»

Парад Победы

Новый год

День знаний

День учителя

8 Марта (Международный женский день)

День Победы

Рождество Христово

Олимпийские игры

Олимпийская деревня

Белая олимпиада

олимпийский огонь

Паралимпийские игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...