Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Лоскутникова Ольга Сергеевна

Задания для формирования УУД, используемые на  внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация учебной деятельности по формированию УУД »

Кружок «Занимательный русский язык».

Тема учебного занятия: «Этимология – помощница орфографии».

Класс:7.

Тип урока: внеклассное занятие.

Перечень формируемых УУД:

1.Познавательные УУД: формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при ее решении; искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; умение работать со словарем.

2.Регулятивные УУД: определять цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и что предстоит узнать; уметь прогнозировать результат; корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; оценивать  качество и уровень усвоения нового знания.

3.Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

      Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая,   самостоятельная, учебный диалог. 

Задания по формированию УУД

   Открыв учебник русского языка, читаем: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова следует запомнить или проверять по словарю». И приводятся примеры: колесó, лопáта, странúца… А между тем, во многих случаях «непроверяемые» гласные можно проверить, если выяснить историю  происхождения слова. 

1)Какой раздел науки о языке связан с  орфографией? Сформулируйте тему нашего занятия.

   Сейчас трудно представить, что слова белый, бельё и берёза имеют общий корень. Но это именно так. Существительное бельё является древнерусским суффиксальным производным от прилагательного бéлый с исходным значением «некрашеное (белое) полотно». И берёза получила своё название за белую кору. Зная происхождение слова берёза, мы уже никогда не напишем его по-другому.

     Правописание безударного А в названии части света зáпад легко объяснить этимологически родственными пáдать, упáсть. Всем известно, что солнце скрывается (падает) за горизонт именно на западе.

       Таким образом, для выяснения написания нужного слова можно воспользоваться этимологическим словарем.

2) С помощью этимологии объясните, почему так названы белка, гвоздика, копейка, понедельник, опёнок.

3) Используя этимологический словарь, объясните написание гласной О в группе слов: колесо, околесица, колея, около, кольцо, коловорот, колесить.

4) Подберите для каждого слова проверочное, вставьте пропущенные буквы и кратко объясните, что совпадение написаний в проверяемом и проверочном словах не случайно.

Вд..хновение, возм..стить, в..лнение, раз..бл..чить, р..шётка.

5)  Игра «Пентагон».

   Попробуйте объяснить ее название.

    Загадывается слово. Сообщается, что оно обозначает. Объявляется первая подсказка. На обдумывание каждой подсказки (их всего 5) дается одна минута. Команды должны успеть подумать и дать ответ. По истечении отведенного времени объявляется следующая подсказка. Если команда ответила правильно после 1 подсказки, то ей дается 5 баллов, после 2 – 4, после 3 – 3 и т.д. Подсказка представляет из себя фразу, по которой можно определить этот предмет.

     (Дети объединяются в группы по 3-5 человек. Учитель следит, чтобы в каждой группе обязательно были и сильные, и слабые ученики. При выполнении одного задания для всех,  в успехе  заинтересован каждый ребенок. Оценка за выполнение задания ставится  одна на группу. Активная совместная учебная деятельность не только помогает детям, испытывающим затруднения во время индивидуальных ответов,  высказать свое мнение, принять участие в обсуждении,  выяснить  непонятые им вопросы, но и  способствует формированию социальных умений каждого учащегося.)

6)  Создание лингвистического текста.

     «Говядина и ковбой»

     Мясо свиньи – свинина, мясо барана – баранина. А мясо коровы? Казалось бы, ему надо называться «коровятина», а оно почему-то называется говядиной. Произошло оно от старинного слова говядо, которое обозначало крупный рогатый скот. А слово говядо, в свою очередь, произошло от слова гов. В некоторых других языках этот же корень выглядит как ков. Обозначает он корову. А в Америке этот корень сросся с корнем бой, что значит парень. Словом ковбой называют конного пастуха, охраняющего стадо коров.

     Капитан и капуста. Вглядитесь в эти слова? Вы, конечно, заметили, что оба они начинаются с «кап». А есть ли в них что-нибудь общее по смыслу? Расскажите об этом. Подберите иллюстрации к созданному вами тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...

«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...

Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"

Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно...

Выступление на заседании ЦМК 05.04.2023. Тема: «Формирование толерантности на занятиях по русскому языка и литературе» учебно-методический материал

Опыт организации работы по воспитанию толерантности обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...