Тема: «Разносклоняемые имена существительные» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Павлова Наталья  Леонидовна

Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цели:  Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными.Показать особенности склонения существительных на –мя. Повторить  типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Технология:  моделирование ситуации успеха.                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznosklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цели:  Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными. Показать особенности склонения существительных на –мя. Повторить  типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Технология:  моделирование ситуации успеха.                                                                                                                                                       Эпиграф:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

                             Поговорка Ход урока:

  1. Организационный момент. (Распечатанный текст выдан учащимся).

Я долго шёл по тропинк… зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог... . Воробьи взметнулись стайкою и рассыпались по алле... . В лесу я потерял всякое представление о времен... .

Читают  текст.  Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Какова тема этого текста? К какому типу текста и стилю речи он относится? Спишите текст, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы.  Определите, какая схема соответствует 1, 3  предложению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

[   ],  и [   ].     [О и О ].       [   ],    [   ].        [   ],  а[   ].                                             Составьте схемы предложений с однородными членами.  

3. Морфологический разбор имени существительного в предложениях.  1.  Лёгкий ветерок гонит облака3 по небу. 2.Оставляют свои болота журавли

Синтаксический разбор предложения: Время от времени в  камышах слышался плеск, и в зарослях кувшинок медленно проплывал карась4.

  Новая тема. На доске даны слова:  Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, время, россыпь, звездопад.  К каким склонениям  относятся данные существительные? Распределите  их по склонениям. У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?

Как вы думаете,  почему 10 сущ. на -мя и слово «путь» получили название «разносклоняемые»?  Какие корни в этом сложном слове? Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных –  разносклоняемых; понять, в чем их особенность, научиться склонять и правильно употреблять в речи. Чтение правила по учебнику. Знакомство с полным списком разносклоняемых существительных.                                                                                                 Задание №3. Разносклоняемые существительные.                10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и  существительное мужского рода путь.

Р.п.

Д.п.  +-ен- + - и (по 3 скл.)       Т.П.   +-ен- + -ем (по 2 скл.)

П.п.                                                Запомните!

Десять слов с концовкой –мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

      Всякий раз, когда склоняешь,                 

     Суффикс –ен- ты прибавляешь.

Понаблюдайте,  как склоняются слова «имя» и «путь».  

И.

путь

имя

Р.

пути

имени

Д.

пути

имени

В.

путь

имя

Т.

путём

именем

П.

о пути

об имени

Просклоняйте  несколько слов из данного ряда: семя, пламя, знамя.  Сравните  их окончания в одном и том же падеже. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать? Существительные какого склонения имеют в Р.П., Д.п., П.п. окончание -и?

Падеж

Склонение

1-е

2-е

3-е

Р.п.

-и (ы)

-

Д.п.

-

П.п.

Существительные какого склонения имеют в Т.П. окончание -ем?

Падеж

Склонение

Разносклоняемые

Время

 Им.        Поле 2

Степь3

имя

  время

Р.п.

поля

степи

имени

 времени

Д.п.

полю

степи

имени

времени

В.п.

поле

степь

имя

время

Т.п.

полем

степью

именем

временем

П.п.

о  поле

о степи

об имени

о времени

Какую ещё особенность в склонении слов на - мя вы заметили? (суффикс -ен-)

 Обобщающая схема на слайде презентации, запись схемы в тетрадь.

Р.п.

Д.п.     + -ен- + и  (по 3-му скл.)    Т.п.  + -ен- + ем (по 2-му скл.)

П.п.

Задание № 4.  Выполните тест. 1. Укажите разносклоняемое существительное.      А) сарай    Б) стремя       В) лошадь

2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.   А) во врем…ни, в плам…ни       Б) стрем…н, знам..нем

3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.  А) на темен…, пламен…м   Б) в пут…, в пламен…

Задание № 5. Выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные. По горизонтали: 1.Дорога.   2. Длительность существования всего происходящего.                                                    3.Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.                       По вертикали: 1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом.             2. Зачаток растения.  

1.П

У

Т

Ь

Л

2. С

А

Е

М

2. В

Р

Е

М

Я

3.З

Н

А

М

Я

Задание №6.  Вставьте   разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее …   время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое …   племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,       вымя

Как написать свою фамилию и …,      имя

Зачем на лошадь надевать седло и … -      стремя

Необразованное было это ….     племя

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.       бремя

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер…,      знамя

Что кислород всегда поддерживает …       пламя

Над тем, как в булку превратить простое …,      семя

С утра до вечера они чесали ….          Темя

Прочитайте письмо Аркадия Хайта.   Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении? Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… .Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по ботанике заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… .  О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте? Итоги урока. Рефлексия.

1.        Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2.        Почему падежные формы слова «путь» подходят для проверки орфограмм в падежных окончаниях существительных на -мя?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4. А что показалось вам простым и легким?

5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? Домашнее задание:

Словарная работа: Найдите в толковом словаре значения следующих слов: бремя, стремя,  темя, племя  (работа учащихся с толковым словарем).

  1. Закрепление знаний о разносклоняемых существительных и их правописании:
  • Прослушайте  песню  на слова А.Хайта о разносклоняемых словах (Уроки «Радионяни»). Выпишите упомянутые в ней разносклоняемые существительные. О каких правилах употребления в речи разносклоняемых существительных вы узнали?
  • Выполнение заданий в группах, проверка заданий.
  • Прочитайте письмо Аркадия Хайта к ребятам (текст письма на слайде презентации). Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… .Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по ботанике заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… .

О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте?

6.  Итоги урока. Рефлексия.

1.        Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2.        Почему падежные формы слова «путь» подходят для проверки орфограмм в падежных окончаниях существительных на -мя?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4. А что показалось вам простым и легким?

5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

  1. Домашнее задание:

Составить  с разносклоняемыми существительными маленький текст (сказку, историю).

Карта урока.  Задание № 1.  Прочитайте предложения.  Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Какова тема этого текста? К какому типу текста и стилю речи он относится?    Спишите текст, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы, расставьте недостающие запятые.   Определите склонение имен существительных.  

1)Я долго ш…л по тр…пинк…  зимнего леса и любовался его красотой. 2) Зимний день свернулся и погас  ноч…  (по)дошла быстро и стала на порог.    

3) Вороб…и взметнулись ст…йкою и ра(с,сс)ыпались по аллее.                      4) В лесу я пот…рял всякое представление о времен...    

Определите, какая схема соответствует 1, 3  предложению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

[   ],  и [   ].     [О и О ].       [   ],    [   ].        [   ],  а[   ].                                             Составьте схемы предложений с однородными членами.

Задание №2.  Даны слова:  

Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, поле, степь, время, россыпь, звездопад. К каким склонениям  относятся данные существительные? Распределите  их по склонениям. У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?

Задание №3. Разносклоняемые существительные.

 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и  существительное мужского рода путь.

Р.п.

Д.п.  +-ен- + - и (по 3 скл.)       Т.П.   +-ен- + -ем (по 2 скл.)

П.п.

                                                              Запомните!

Десять слов с концовкой –мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

      Всякий раз, когда склоняешь,                 

     Суффикс –ен- ты прибавляешь.

Задание № 4.  Выполните тест. 1. Укажите разносклоняемое существительное.      А) сарай    Б) стремя       В) лошадь

2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.   А) во врем…ни, в плам…ни       Б) стрем…н, знам..нем

3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.  А) на темен…, пламен…м   Б) в пут…, в пламен…

Задание №5. Выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные. По горизонтали:

  1. Дорога.
  2.  Длительность существования всего происходящего.
  3. Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.                    По вертикали:
  1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом.
  2. Зачаток растения.

1

2

2

3

Задание №6.   Вставьте   разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее …  

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое …  

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,      

Как написать свою фамилию и …,      

Зачем на лошадь надевать седло и … -    

Необразованное было это ….    

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.      

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер…,      

Что кислород всегда поддерживает …      

Над тем, как в булку превратить простое …,      

С утра до вечера они чесали ….         

Задание № 7. Прочитайте письмо.  Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?   

    Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… . Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по биологии  заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

Технологическая карта урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

В работе представлена технологическая карта к уроку "Разносклоняемые существительные". Технология проблемно-диалогического обучения....

Урок русского языка в 6 класс на тему: "Разносклоняемые имена существительные".

Конспект урока русского языка в 6 классе.В конспекте представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....

Урок по теме "Разносклоняемые имена существительные 6 класс"

Урок содержит занимательный материал, соответсвует ФГОС...

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс

 Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления.  6 класс...