урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Имярекова Ирина Ивановна
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: «Значение и правописание частиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_znachenie_i_pravopisanie_chastits.docx367.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: «Значение и правописание частиц»

Тип урока:  повторительно-обобщающий

Цели:

  1. Закрепление  понятия о функциях частицы как служебной части речи.
  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать своеобразие частиц.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
  7. Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
  4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
  5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
  6. Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:                                              

ПК, проектор, экран, презентация


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

Все готовы к работе?

Начиная урок, улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы.

Перед началом работы мы должны с вами определить цели и задачи,  над решением которых сегодня будем работать.

  1. Постановка целей и задач урока:

Посмотрите, на тему урока и попробуйте сказать, что мы должны закрепить, какие навыки развивать.

Слайд 1

Слайд 2,3

  1. Эпиграф урока:

Эпиграф: «Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть  русского языка».  

А.Н.Толстой. (слайд 4)

Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы рассмотрим частицу как чрезвычайно разнообразную часть речи. Наша главная задача-  понять, какую роль играют частицы в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции.

  1. Работа по теме урока:
  1. Монологическое высказывание учащихся

-  Дайте определение частицы, как части  речи.

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3.Не имеют грамматического значения.

4.Не изменяются.

5.Не являются членом предложения.

6.Вносят различные оттенки значения.

7.Служат для образования форм слова.

8. Какие формы  частиц мы с вами изучили?

Слайд 5

  1. Коллективная работа с текстом (слайд 6)

Анализ текста Н.И.Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица – осоед?

- Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот ещё - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница.

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего, ты -  свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Вопросы и задания:

-Прочитайте выразительно текст.

-Понравился ли он вам? Чем?

- Озаглавьте. Сравните своё название савторским (ответ по щелчку мыши).

- Определите стиль. Обоснуйте.

- Сравните два предложения (слайд 7):

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

- В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще?

- Какими средствами?

- Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает точно и ёмко показать отношения собеседников?

- Укажите в тексте все частицы, определите их значение.

- Признаком, какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

- Почему именно в этом стиле используется множество частиц?

Вывод (слайд 8 по щелчку мыши):

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определённую информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально.

Эту роль хорошо исполняют частицы.

  1. Исследовательская работа: «Смысловые значения частиц» (слайд 8).

Частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё – таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Задание:

- Употребите разные частицы в предложении. Как изменится его смысл, какое место будут занимать в нём частицы?

В апреле наступила настоящая весна.

неужели        вот           что за            даже

разве             вон           как                 ведь

ли                                                             всё – таки

                                                                  же

Вывод (слайд 8 по щелчку мыши):

Частицы вносят различные оттенки значения в предложение и подчёркивают именно то слово, которое важно. ВЫВОД: для чего служат частицы? ( частицы служат для выражения  усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения.)

  1. Лингвистический эксперимент (слайд 9)

Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? ( научно поставленный опыт)

--- Мы тоже проведем опыт.

--- Прочитайте текст.

--- Чего не хватает? (восхищение, вопрос, уточнение…..)

Задание: дополните текст необходимыми частицами.

…      у птиц встречаются забавные имена. Ну …, например, птица поганка. Поганка,    …    ещё рогатая!

Или птичка завирушка. Или юла. А     …     совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и       …       чечевица. А       …       плохое название чиж или чечётка?

Да   …   могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое …  бывает обыкновенным.

Слова,  которые нужно  вставить: (Вот,   даже,  не,   да,  разве,  именно).

Уберем все частицы из текста

Лингвистический эксперимент результат

ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте)

 ( частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, указания, вопроса, восхищения.)

  1. Сопоставление языковых явлений. 

Определите, чем является слово ТО в следующих предложениях. Соедините стрелками. Взаимопроверка.

1.  Это (то), о чём я долго думал.

А) частица

2.  Из окна (то) слышался романс, (то) доносилась мелодия танго.

Б) суффикс

3.  Что (то) слышится родное в долгих песнях ямщика.

В) союз

4.  Медведь (то) стоит в малиннике, ягодами лакомится.

Г) местоимение

Ответ: г, в, б, а.

  1.   Тестовый контроль. 

Выполните тестовые задания. Для этого у вас есть несколько минут. Ответ показывайте в виде карточки.

  1. Обобщение и итог урока, выставление отметок. Итак ребята, скажите, пожалуйста, имеют ли значения частицы?

Перед вами лежит оценочный лист, вспомните все, что делали на уроке и заполните их.

Оценочный лист

Сегодня на уроке:

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку……,  потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..

  1. Домашняя работа (СЛАЙД 12)

Написать сочинение-рассуждение «Роль частиц в нашей речи» или написать диалог частиц «давай, пусть, даже, что за, не и ни».

  1. Рефлексия (слайд 13,14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...