Заголовки текстов, их типы
план-конспект урока по русскому языку

Дряева Дарья Александровна

Заголовки текстов, их типы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 24.

Тема: заголовки текстов, их типы.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

УМК: « Русский родной язык» О.М. Александрова и др.

Класс: 7

Цель: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков.

Планируемые образовательные результаты:        

Личностные УУД: осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД: формулировать заголовки, различать их типы.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка.

2) Актуализация знаний

Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами заголовков, узнаем, как именно они влияют на судьбу текста. Итак, запишите тему занятия «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста» и эпиграф:

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

- Сегодня на занятии мы  узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.         

Педагог задает ряд вопросов:

  1. Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Записывают тему занятия в тетрадь 

Прослушивание информации

Учащиеся размышляют, отвечают.

 

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста.

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса

3) Работа по теме урока

- Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

Педагог раздает карточки -подсказки - «Требования к заголовку» (см Приложение 1)

- К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

"Двойной" заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты,  комментируют материал карточек – подсказок.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

5) Закрепление изученного

Игра «От темы к заголовку»        

Педагог предлагает учащимся варианты тем:

1. Любимый домашний любимец.

2. Семья.

3. Школьная жизнь.

4. Детство.

5. Родители.

6. Друзья.

Анализ текстов СМИ        

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Педагог задает ряд вопросов:

1. Какова роль заголовка в любом тексте?

2. С помощью каких способов заголовки становятся эффективными?

Учащиеся моделируют разные виды заголовков

(1. «Кошка или Кешка?»; «Почему я выбрала собаку?»; «Кто в семье голова?»;

2. «Семь-я»; «Близкие люди»; «Дорогие мои старики»; «Мой дом – моя крепость»;

3. «Классно!»; «Учитель»; «Тишина! Урок идет!»; «На перемене»; «Тест на толерантность»;

4. «Куда улетают голуби?»; «Радуга в окошке»; «Капелька детства»; «Вкус детства»; «О Незнайках»;

5. «Мама и папа»; «Спасибо, Вам!»; «Мой плот»; «Мамино сердце»;

6. «О друзьях»; «Лучшая подружка»; «Секретик под замочком»; «Приключения Ретивых»; «Как мы ловили мух» и т.п.)

Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.

Учащиеся отвечают, опираясь на анализ текстов СМИ

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

5) Этап рефлексии учебной деятельности.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

- Итак, какова была задача нашего урока?

- Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки

Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению:

- Упр.  137, стр. 94

Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:

узнал_________;

научился__________;

был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру)      

  1. 2  3  4  5.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности;

Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)

Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)

      Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. ...

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...

Приемы работы над заголовком текста.

приемы работы над заголовком текста в средней школе....

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...