План урока "Источники фразеологизмов" 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Железнова Оксана Николаевна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Источники фразеологизмов" к УМК под редакией Ладыженской. Лигвистический словарный диктант, составление кластера, работа с фразеологическим словарём, задание по группировке фразеологизмов по происхождению и другие задания развивают не только познавательный интерес , но и личностные качества обучающихся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istochniki_frazeologizmov.doc337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                Источники фразеологизмов.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Тип урока. Урок развития умений.

Форма урока:

Технологии

Оборудование: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 кл.- М.: Просвещение, фразеологический словарь, раздаточный материал.

 Задачи урока:

-знать происхождение фразеологизмов;

-знать понятие фразеологического оборота;

-уметь давать толкование фразеологического оборота, уметь работать с фразеологическим  словарём, подбирать фразеологические антонимы,  составлять с  ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИК­технологии.

Предметные:

2ЛР: знакомиться со значениями и историей фразеологизмов.

6ЛР: группировать фразеологизмы по происхождению и значению,   правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Лингвистический словарный диктант.

 

1. – Закончите предложения  

1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют … (богатство языка).

2) Тот смысл, который есть у слова, – это его … (лексическое значение).

3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется … (фразеологией).

4) Синоним слова языкознание – … (лингвистика).

5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это … (литературный язык).

– Что объединяет все записанные слова?

– Обозначьте орфограммы в них.

Самопроверка. На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык.

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Мотивирующее введение в тему урока.

Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает. (Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.)

– Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота.

– Как вы думаете, какова будет тема урока? (История (происхождение) фразеологизмов или  Источники фразеологизмов).

Запись темы в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

IV. Актуализация и углубление изученного.

V.Физкультминутка

– Подготовленные ребята рассказывают о значении и происхождении фразеологизмов. Одновременно рисуем  вместе  на доске и в тетрадях кластер «Источники фразеологизмов» , заполняя его после каждого выступления.

(анализ фразеологических единиц взят из параграфа 30 стр. 84-85

Собаку съел

Авгиевы конюшни

Тришкин кафтан

Как с гуся вода

Через час по  чайной ложке

 C:\Users\user\Desktop\image001.jpg

  1. Теоретический материал П 30 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения.

- добавляем информацию о других источниках происхождения фразеологизмов  в кластер.

– Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов? (Фразеологические.)

  1. Работа  в паре с фразеологическим  словарём (в классе необходимо иметь на каждой парте по 1 фразеологическому словарю).

 Упр 149.  Найти значение 1 фразеологизма, выписать и определить его происхождение. Составить предложение.  Определить синтаксическую  роль фразеологизма.

-Давайте немного разомнёмся. А помогут нам фразеологизмы.

-Проголосуем обеими руками

-попрыгаем как зайцы

-посмотрим друг другу в глаза

-возьмемся за голову

-разведём руками

-в ногах правды нет.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы, кластера.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Раздаточный материал – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью).

Каждой группе выдается  индивидуальное задание.

1 группа.

  • В воздухе пахнет порохом (близится, назревает война)
  • Боевое крещение (1. первое участие в бою; 2. первое серьёзное испытание в каком-либо деле)
  • Нашего полку прибыло (прибавилось таких людей, как мы; нас стало больше)

Держать нос по ветру (в зависимости от обстоятельств, изменяющихся условий менять свои взгляды, убеждения, изменять своё поведение)

  • Без руля и без ветрил (без ясного направления; без определённой цели в жизни)
  • Поймать на крючок / удочку (хитрыми уловками вынудить кого-либо сделать что-либо, поступить как-либо, перехитрить, провести)
  • Ловить рыбу в мутной воде (извлекать для себя пользу из чужих проблем) - кстати, фразеологизмы про воду
  • Ставить сети (Подстраивать кому-либо ловушку, западню)
  • Тянуть канитель (1. медленно делать что-либо; затягивать начатое дело; 2. говорить или делать что-либо нудно, однообразно)
  • Плести кружева (кокетничать, заигрывать с кем-либо)
  • На живую нитку (1. слегка закрепив несколькими стежками (ниток), так, чтобы только держалось (для примерки); 2. небрежно, непрочно, кое-как (сделать что-либо))

2 группа

  • Артист из погорелого театра (человек, не оправдавший надежд в каком-либо деле)
  • Вступать на подмостки (начинать деятельность актёра)
  • Появляться на сцену (являться, показываться где-либо в обществе)
  • Отпускать вожжи (позволять себе или кому-либо расслабиться; переставать быть в состоянии дееспособности)
  • На всех парах (1. очень быстро (бежать, ехать и т. п.); 2. очень скоро, без промедлений (делать что-либо))
  • Дать задний ход (отказываться от прежде сказанного, сделанного)
  • Крутить баранку (работать шофёром)
  • Бить баклуши (праздно проводить время; бездельничать)
  • Точить лясы (пустословить, заниматься пустой болтовнёй)
  • Топорная работа (грубая, неаккуратная работа)
  • Снимать стружку (отчитывать, критиковать, ругать кого-либо)
  • Класть под сукно (оставлять без внимания, без продвижения (какой-либо документ); откладывать решение какого-либо дела)
  • Положение хуже губернаторского (очень неприятное, крайне затруднительное (положение))

3 группа

  • Разбойники пера (о продажных, беспринципных журналистах, писателях)
  • Газетная утка (сенсационная ложь, выдумка средств массовой информации для привлечения внимания и т.д.)
  • Попасть в переплёт (оказываться в трудном и неприятном положении)
  • Позолотить пилюлю (смягчить, скрасить чем-либо причиняемую кому-либо неприятность, обиду)
  • Горькая пилюля (что-либо обидное, неприятное для кого-либо)
  • Как в аптеке (1.совершенно точно, безошибочно; 2. всё в порядке)
  • Лезть с суконным рылом в калашный ряд (пытаться занять неподобающе высокое место, положение и т. п.)
  • Показывать товар лицом (проявлять, представлять что-либо с лучшей, наиболее выигрышной стороны)
  • Мерить на свой аршин (судить о ком-либо или о чём-либо только по своим ограниченным представлениям, согласно только своим требованиям)
  • Довести до белого каления (прийти в исступление; потерять самообладание)
  • Куй железо, пока горячо (не терять времени, используя благоприятные обстоятельства)
  • Между молотом и наковальней (в тяжёлом положении, когда опасность или неприятность угрожают с двух сторон)

 4  группа

  • Тёртый калач (опытный, бывалый и хитрый человек, которого трудно провести, обмануть)
  • Из одного теста (совершенно похож на кого-либо по характеру, мировоззрению, образу жизни и т. п.)
  • Всё перемелется (благополучно разрешится, пройдёт (о каких-либо затруднениях, сложных жизненных обстоятельствах и т. п.))
  • Стричь под одну гребёнку (уравнивать кого-либо с кем-либо в каком-либо отношении, не считаясь с различиями; оценивать всех одинаково (обычно отрицательно))
  • Под мальчика (вид причёски с коротко остриженными сзади волосами, открывающими шею)
  • Классная дама (воспитательница в женских средних учебных заведениях)
  • День открытых дверей (день, в который приглашаются родители и дети в учебное заведение с целью ознакомления с его профилем)

Выполняется в группах.  Обсуждение коллективное.

Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов.

Вывод.  Фразеологизмы распределены по следующим группам:

-военные

-моряки, охотники

-швеи
педагоги
-аптекари

-торговцы

-парикмахеры

-журналисты

-плотники

-извозчики, шофёры

Самостоятельная работа. Упр. 150 – развивается умение поставлять фразеологизмы с их значениями.

Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти.

П. Раздаточный материал – выявление информации о близких по значению фразеологизмах в разных языках.

Популярные фразеологизмы в разных странах мира.

 Кормить осла бисквитным тортом(Португалия)  -  метать бисер перед свиньями (Россия)

Нести чушь (Россия) – выдувать маленьких –утят (Латвия)

Скользить на сэндвиче с креветками (Швеция )- как сыр в масле кататься(Россия)

Пить воду, пока плаваешь (Индонезия) – одним выстрелом убить двух зайцев (Россия)

Чувствовать себя как осьминог в гараже (Испания) – чувствовать себя не в своей тарелке (Россия)

Я думаю, моя свинья насвистывает (Германия)- не укладывается в голове (Россия)

Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно.

– Приведите примеры сходных по смыслу фразеологизмов в русском и изучаемом вами языке.(из домашнего задания)

П.  Творческая работа. Развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов.

Прочитайте фразеологизмы. Найдите антонимичную пару. Сочините сказку - миниатюру.

хоть иголки собирай                   ни зги не видно

заваривать кашу                        воспрянуть духом

по чайной ложке                        на ночь глядя

коломенская верста                   от горшка два вершка

чуть свет                                   как кошка с собакой

повесить нос                             одним духом

жить душа в душу                      расхлебывать кашу

сидеть сложа руки                     не покладая рук

Работа в группах. Прослушивание 1–2 сказок (по желанию).

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей, в том числе с помощью ИК-технологий, Интернета.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

VII. Итог урока.

– Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Выберите фразеологизм.  

Группа фразеологизмов для рефлексии

Не успел глазом моргнуть.

Работал, не покладая рук.

Работал, спустя рукава.

Работал, засучив рукава.

Зарубил себе на носу.

Работал в поте лица.

Ловил каждое слово.

Считал ворон.

Каша в голове.

Бил баклуши.

Витал в облаках.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

П 30

БУ. Упр. 151(письменно).

ПУ.   упр. 152  

По желанию:

1) дописать сказку с использованием других фразеологизмов.

2)Найти и сопоставить  1 русский фразеологизм фразеологизму из другого языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план для 5 класса

Воспитательные планы, перечень классных часов, тематика родительских собраний и.т.д....

Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

 Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

Планы уроков (1 класс)

Планы уроков по физкультуре для 1 класса (новые стандарты). 2 часа в неделю. Третья страница в планах это обратный лист для каждой страницы....

План работы 8 класса

«Светить всегда, светить везде,   В учёбе, спорте и труде!»...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

План-конспект мастер-класса Создание интерактивных заданий по информатике для начальных классов в MS PowerPoint при помощи анимации

Данный мастер-класс предназначен для учителей. Он знакомит с возможностями использования эффектов анимации и триггеров  в программе MS PowerPоint , а также с методикой создани...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...