Особенности устного итогового собеседования
статья по русскому языку

Евстратова Елена Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_ustnogo_itogovogo_sobesedovaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евстратова Е.В.

учитель русского языка

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушская СОШ

 «Особенности устного итогового собеседования»

В 2018 году в школах первый раз прошло  устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов.

Оно ввелось в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).

  1. КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух,пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
  2. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
  3. Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.
  4. Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.

Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.

Какова же сама процедура проведения экзамена?

  1. Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
  2. Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
  3. Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
  4. Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
  5. Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
  6. Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
  7. Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
  8. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
  9. После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
  10. По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь.

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (4 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 2 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.

3 задание –  монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику.

4задание – диалог.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.

Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Устное итоговое собеседование

Варианты устного итогового собеседования в 9 классе...

Устное итоговое собеседование 9 класс

Вариант  для подготовки к устному итоговому собеседованию...

Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию

Приёмы на уроках русского языка в 9 классе для успешной подготовки к сдаче устного собеседования...

Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.

 Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседовани...

Устное итоговое собеседование в школе с тяжелыми нарушениями речи

В статье  проанализированы особенности проведения устного экзамена у детей с тяжелыми нарушениями речи , представлены подходы и даны рекомендации по проведению экзамена, а также дана морально-эти...

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...