Презентация "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Пилипенко Татьяна Валентиновна

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Деепричастие" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДЕЕПРЧАСТИЕ 1003.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» Урок русского языка в 7 классе Учитель: Пилипенко Татьяна Валентиновна

Слайд 2

Я часть речи не простая, И меня не каждый знает. У меня есть друг глагол, И к нему я прикреплен, Но при этом непременно Запятыми окружен. Сколько действий можно сразу Просто взять и спрессовать! Только нужно много знать. "Прыгая, играем, пляшем; Лежа, пишем и едим; Напевая, что-то красим И на корточках сидим". Не глагол, а что-то вроде Действую отчасти я, Эксклюзив в каком-то роде. Я – деепричастие. Немного поэзии …

Слайд 3

Термин «деепричастие» появился в русской грамматике в 17 веке. Ввёл его Мелетий Смотрицкий – филолог, церковный и общественный деятель. Слово состоит из двух частей: ДЕЕ +ПРИЧАСТИЕ (то есть «причастность к действию»). Из истории деепричастия

Слайд 4

Продолжи предложение: 1. Деепричастие обозначает…………………. 2. Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов……………………. 3. Деепричастие имеет черты сходства как……, так и …….. 4. Деепричастие с НЕ пишется……… . 5. Деепричастный оборот-это………… 6. В предложении деепричастие является ……. 7. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме………………….. Повторяем теорию

Слайд 5

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. Вид деепричастий Совершенного вида Несовершенного вида

Слайд 6

Ключ Деепричастия совершенного вида: * пригорюнившись * убежав * устремив * погрузившись Деепричастия несовершенного вида: * отражаясь * качая * облетая * ощущая * прислушиваясь

Слайд 7

Виктор Михайлович Васнецов « Алёнушка »

Слайд 8

Картина В.М.Васнецова « Алёнушка » производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в сплошную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку , напоминают о несбывшихся мечтах. Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу. Работа с текстом

Слайд 9

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя , Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...

Слайд 10

Соберите пословицы … Не зная броду,... Не замочив руки, … Не развязав мешок, … Зная сердце змеи, … … Бог лишил её ног. … не суйся в воду. … не узнаешь, что в нём. … не умоешься .

Слайд 11

1. Если деепричастный оборот является фразеологизмом. Например: Мальчик бежал сломя голову . Мы трудились не покладая рук. 2. Если деепричастие равно по значению наречию (утратили добавочное глагольное значение) Например: Я молча слушал рассказ бабушки. Он любит читать лёжа. Не выделяется запятыми:

Слайд 12

Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу (или к предмету), к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым. Вспомним правило:

Слайд 13

Исправим ошибку … Глядя вдаль, у нее возникают печальные мысли. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

Слайд 14

Исправим ошибку … Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке . Любуясь картиной, у меня появляется грустное настроение.

Слайд 15

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу НЕ с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!» Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и глаголу несдобровать!» - мрачно изрекала частица НЕ, вынужденная стоять рядом с Глаголом. Так и шло из поколения в поколение. Частица НЕ так не любит Глагол, что не признает и его глагольную форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть! Фамильная ненависть

Слайд 16

( Не)видя, (не)веря, (не) доумевая , ( не )решив, (не)замечая, (не)произнося, (не)стихая, (не) навидя , ( не )дождавшись, (не) узнав, (не) радуясь, (не)чувствуя, (не)страшась, (не)возмущаясь, (не) взлюбив , ( не )припоминая. Выборочный диктант

Слайд 17

ПИШЕМ СЛИТНО Ключ: недоумевая ненавидя невзлюбив -

Слайд 18

Для чего нужны деепричастия? Деепричастия помогают нам уточнить, дополнить наши представления о действиях предмета или лица. Используя деепричастия, мы можем избежать однообразия в речи, сделать ее более выразительной, конкретной Сделаем вывод

Слайд 19

Александр Николаевич Гвоздев: «Деепричастия...устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

Слайд 20

Подведём итог! ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ: «ЭТОТ УРОК БЫЛ …»

Слайд 21

Выписать из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» 4 предложения с деепричастными оборотами, графически выделив и подчеркнув их. Домашнее задание

Слайд 22

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!