Теория для выполнения 1 задания ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Теория для выполнения 1 задания ЕГЭ по русскому языку поможет в подготовке к сдаче экзамена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_k_1_zadaniyu_ege.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Теория к 1 заданию ЕГЭ по русскому языку

ЧАСТИЦА -  
1) 
Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. (Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!).
 
2)
 Отрицательные: не, ни, нет (ни капли; нет, я не хочу)  

3) 
Вопросительные: разве, неужели, ли, да, да ну 

4) 
Указательные: вот, вон, а вот, а вон

5) 
Уточняющие: именно, ровно, точно, как раз

6) 
Выделительно-ограничительные: лишь, только, почти, разве лишь, только лишь, исключительно.

7) 
Восклицательные: что за, как

8) 
Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли

9) 
Утвердительные: да, так, ага

10) 
Усилительные: даже, же, ведь, все-таки, все же 

Частицы, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. 
Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. 


СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

-соединительные 
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и. 

-
противительные 
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же. 

-
разделительные 
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то 

-
присоединительные
тоже, также, но и да и, и притом, и причем. 

-
пояснительные
то есть, а именно, или (в значении то есть) 


ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Типы подчинительных союзов: изъяснительные (что, как, чтобы.. ), времени (когда, лишь, едва, как только...), цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...), следствия (так что...), условия (если, если бы, раз...), уступки (хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...), сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы...), причины: потому что, ибо, так как, оттого что...), места (где, куда, откуда...), образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 

Союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ: 

То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. 
Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. 
Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. 
Так что – используются перед выводом рассуждений. 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 

МЕСТОИМЕНИЯ 

Разряды местоимений: 

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.) 

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.) 

!!! Притяжательные местоимения 
ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. 

Возвратное: себя 

Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. 

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. 

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. 

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. 

Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. 

Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП) 

НАРЕЧИЯ 
1.
 Обстоятельственные 
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...) 
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...) 
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) 
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) 
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...) 

2. 
Определительные 
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...) 
-количественные (много, мало, чуть-чуть...) 
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..) 
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...) 
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..) 

В качестве средств связи обычно выступает наречие поэтому, также местоименные наречия (там, так, тогда)



ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 

1. 
Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) 
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 

2. 
Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 

3. 
Связь мыслей, последовательность изложения 
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 

4. Источник сообщения 
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 

5. Приемы и способы оформления мыслей 
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 

7. Оценка меры того, о чем говорится 
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 

8. Степень обычности сообщаемого 
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 

9. Выражение экспрессивности высказывания 
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 

Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся в 1-м задании ЕГЭ: 
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. 
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). 
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. 
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. 
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. 
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. 
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык)

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык). Алгоритм работы. Памятки. Текст для подготовки. Варианты ученических сочинений....

Алгоритм выполнения заданий ОГЭ по русскому языку

В метадоческой разработке даны рекомендации по выполнению заданий 3-14 тестовой части ОГЭ по русскому языку (теория+примеры)...

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку

Рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Теория к 5 заданию ОГЭ по русскому языку

Теория к 5 заданию ОГЭ по русскому языку...

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ...

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку....