Конспект урока с применением ИКТ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Внедрение ФГОС в школьном образовании требуют от учителя содействия в формировании различных компетенции у обучающихся. Современное общество становиться все более и более зависимо от информационных технологий, которые сейчас достаточно эффективно используются во всех его сферах. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни и помогает очень быстро и эффективно получить необходимую информацию, становится важным инструментом общения между людьми. По этой причине становится закономерным активное использование информационных технологий на всех ступенях обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx464.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа№1города Сургута

Учебный предмет

Русский язык

Класс

Учитель

Безукладникова Ольга Владимировна

Тема урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

Базовый учебник

Русский язык 9 класс, авторы  С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков  М.: «Просвещение», 2019

Тип урока

Урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению

Технология

Метод проектов, лингвистическая работа с текстом.

Цель деятельности учителя: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. по нравственному понятию «Призвание»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать: что такое текст, структуру написания сочинения-рассуждения, лексическое значение морально-этических понтий,   критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.

Уметь: анализировать текст, определять его тему и идею, находить правильные аргументы, делать выводы; создавать собственный текст, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД:  умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы на вопросы, создавать проект.

Оборудование   урока: тетради для творческих работ, доска, памятки, текст задания 9.3, словарь Ожегова, компьютер, экран, компьютерная  презентации.

Предварительная работа: внеклассное мероприятие в рамках декады гуманитарного цикла «Настоящая повесть о настоящем человеке» по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Технологическая карта урока.

Ход урока

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Учебные действия

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.

Личностные: развитие

доброжелательности,   готовности к сотрудничеству, ответственности 

II. Мотивация учебной деятельности,

определение

темы и        цели        

урока.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» В. Литвинов

- Какова тема нашего урока?

-  Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

- Записываем число и тему урока в тетрадь.

- Какую цель перед собой поставим? 

–Вспомнить алгоритм сочинения-рассуждения                                                           - Научиться писать сочинение -рассуждение 9.3.

- Давайте с вами вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку

-Формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

Данный вид сочинения - Это прообраз итогового сочинения в11 классе

- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3.

 - Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение?

– структуру сочинения, нравственные понятия, критерии оценивания, умение проникать в смысл читаемого текста, умение подбирать необходимые аргументы.

  Личностные:

формирование мотивационной основы учебной         деятельности.

Познавательные:

формирование

представлений о  структуре

сочинения-рассуждения Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

III.        Актуализация имеющихся знаний.

Задача: Применение полученных знаний на прошлых уроках, подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3., отработка навыков оценивания сочинения-рассуждения по критериям.

IV. Наблюдения над фактами языка

Основная задача урока: закрепление основных этапов сочинения-рассуждения 9.3.

Работа в группах

Задание 1:

- Вспомните структуру сочинения-рассуждения  – необходимо расположить этапы сочинения  по порядку (один учащийся работает у доски)

-Какова особенность сочинения 9.3?

(необходимо дать определение понятия, которое и является тезисом)

Работа по вопросам (фронтально):

  1. Что представляет собой тезис? (определение понятия   + его пояснение своими словами)
  2. Что такое аргументы? (ответы детей)
  3. Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта?

4.Что такое вывод? ( подведение итогов по понятию)

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:  формировать понятия:   рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

Работа с этапами сочинения-рассуждения.

Проверка самостоятельной работы.

Регулятивные: планирование последовательность действий (ответить на поставленные вопросы в ходе анализа сочинения-рассуждения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

V.        Выявление нравственного понятия, знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности, создание проекта сочинения-рассуждения 9.3.

- Сегодня мы будем с вами создавать проект сочинения 9.3, работать по тексту, который лежит у вас на столе (приложение №1) 

Прочитаем текст  Георгия Ивановича Андреева (род.в 1971г.)-современного  писателя-публициста  выразительно. Один ученик читает вслух текст (элемент итогового устного собеседования)

-Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 

   

- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?

-Какова, по-вашему, главная мысль данного текста?

(Выбор профессии –это осознанный выбор своей судьбы. Любимая профессия- это счастье и для человека, и для общества. Герои нашли свое призвание в учительском труде).

- В каком предложении или предложениях мы встречаемся с понятием «Призвание», какие предложения текста это подтверждают?   (  26-29)

-О каких качествах героев говорят слова «Светя другим, сгораю сам»?

Регулятивные: навыки работы в группе

Познавательные: вспомнить все изученные морально-этические понятия, необходимые для написания сочинения-рассуждения 9.3.

Коммуникативные: формировать   речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

VI. Работа над построением сочинения – рассуждения

Задача: создание проекта сочинения-рассуждения 9.3.

1.Работа над тезисом. Комментарий определения.

2. Работа над аргументами (по группам)

3. Вывод

- Прочитаем еще раз внимательно задание 9.3

- C чего начинаем работу?

(С определения понятия. Даем свое определение морально-этическому понятию, указанному в формулировке задания и связанному с содержанием текста.)

- Что такое призвание? Подберите синонимы к слову (отработка задания 8)

Ссылка на словарь синонимов русского языка https://sinonim.org/ 

 -Найдите определение данного понятия в словаре С.И. Ожегова  (работа со словарем). https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=21495 

 

- В каком значении употребляется это слово в тексте Г.И. Андреева? Помним, что нам надо дать определение понятия исходя из текста.

- Оформим тезис в тетради, записав определение понятия ПРИЗВАНИЕ. Помним, что при определении лексического значения существительного ключевым словом является существительное.

Воспользуйтесь клише на слайде . 

(На мой взгляд, призвание- это любимое дело человека, любимая профессия, которую он выбрал сам и которой  посвящает всё своё время и силы)

-Как мы можем прокомментировать это определение? Помним , что комментарий должен быть доказан затем примером из текста.

Возможно, вам поможет в этом такой алгоритм на доске:

Склонности –любимая профессия  - дело жизни  

Возможный вариант пояснения:

Найти свое призвание, значит  жить не столько своими личными интересами, сколько стараться приносить пользу другим.

Аргументация сочинения.

1 группа находит примеры и пишет пояснение для первого аргумента .

-Обратитесь  к тексту. Подберите  предложения, которые подтверждают наш тезис.

Аргумент 1.

26-29 предложения текста. Поясните примеры.

Вам в помощь варианты начала в памятке «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3» и на слайде презентации.

Самостоятельная работа учащихся 1 группы

Аргумент 2 –создает вторая группа .

-Какие примеры являются примерами из жизни?

(собственный опыт, жизнь знакомых. родных и т.д.; телепередачи, к/ф.,  худ.лит-ра)

На слайде портрет А. Маресьева

- Может ли его судьба быть примером самоотверженности, бескорыстного служения своей профессии и людям?

-Знаете ли вы лично людей, профессия которых стала их призванием?

Запишите аргумент 2, используя варианты  начала в памятке «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3» и на слайде презентации.

Чтение вслух получившихся вариантов. Не забываем сверяться с тезисом.

Делаем заключение из всего написанного и услышанного, помня,  что вывод- обобщенное выражение тезиса.

 (Следовательно, призвание – состояние души, смысл существования людей, увлечённых своим делом, преодолевающих трудности и совершенствующих своё мастерство).  

Познавательные: формировать способы     деятельности учащихся: находить    основную мысль  текста, обосновывать тезис,  подбирать аргументы, составлять план      сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать              умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять  логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

 Коммуникативные: формировать   речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и  взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

 Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей      деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

 Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

Подбирают и записывают синонимы к слову призвание.

Чья группа больше подберет синонимов?

Работа с орфографическим словарем С.И. Ожегова

Делятся полученным материалом

Дают определение понятию призвание, комментируют его.

Записывают тезис и комментарий в рабочую тетрадь

Работа по группам.

1 группа находит примеры в тексте  и пишет пояснение для первого аргумента

2 группа создаёт второй  аргумент на основе жизненного или читательского опыта

Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов аргумента 1.

 Исправление грамматических и речевых ошибок.

Аргумент 2. Пример из жизненного или читательского  опыта.

 Доказывает ли данный пример понятие ПРИЗВАНИЕ?

 VII. Итог урока

Задача:  Оценить работу учащихся согласно результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели

- Какой проект сочинения получился – каждая группа зачитывает свой материал

- Соединение частей сочинения – рассуждения 9.3.

- Каждая группа делится своей частью сочинения.

Вспоминаем критерии оценивания сочинения 9.3.

Регулятивные: навыки саморегуляции и внутренней мотивации

Познавательные: составление готового проекта сочинения-рассуждения 9.3.

Оценивание  сочинения-рассуждения 9.3. по критериям

VIII. Домашнее задание

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений.

Написать чистовой вариант готового проекта сочинения-рассуждения 9.3.  на основе работы каждой группы на морально – этическую тему по предложенному тексту – понятие «Призвание»

Личностные: развитие ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения.

IX. Рефлексия

-Вспомним начало урока

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов

-Над чем задумались мы, работая над сочинением? Что поняли мы о жизни, вчитываясь в текст и создавая свой?

-Была ли эта работа полезна для вас?

-Завершая урок, хочу вам напомнить, что разговор о призвании для вас только начинается. Ведь вы впервые в жизни должны сделать выбор- выбор профессии, выбор жизненного пути. Желаю вам не ошибиться и найти свое призвание!

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать  

свои достижения,  осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить.

Приложение 1

Текст

(1)Я не успел дочитать книгу, потому что раздался стук в дверь моей комнаты и на пороге появился отец. (2)Выглядел он задумчивым и даже встревоженным.

(3) – Сын, нам нужно поговорить. (4) Ты ведь мужчина, а мужчина должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью.(5) Ты хоть знаешь, сколько получают учителя? (6)Хочешь всю жизнь считать каждую копейку , не вылезать из долгов, мучиться из-за того что твои дети выглядят хуже других?..

(7)Он еще долго говорил, приводя примеры престижных профессий : юрист, экономист, программист… стоматолог, наконец!

(8 )-  И вообще , где ты видел в школе нормальных мужиков? (9)Так, одни неудачники. Не способные больше ни на что!

(10 ) - Пап, ну что ты говоришь. А как же ты сам?! (11 )-  Да что я… - отец  как-то безнадежно махнул рукой и вышел из комнаты.

(12) -  Вечером за дверью послышались легкие шаги мамы. (13)Она ,как водится, начала издалека. (14)- Андрей, ты конечно, уже взрослый , можешь самостоятельно принимать решения, но…(15)-Послушай…(16) Посмотри хотя бы на меня. (17) Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, изматывающая подготовка к урокам. (18) А ученики?! (19) Ты сам знаешь, какие сейчас школьники – дерзят, учителя ни в грош не ставят.(20) Если раньше педагогов уважали, то сегодня школа- это рабский и адский труд, женский коллектив,  интриги…(21)Зачем тебе все это?!

(22)- Хорошо, мама, я подумаю.

(23)- Я очень тебя прошу.

(24)Конечно, я хитрю: обещаю подумать, хотя все давно решил и даже уже подал документы в педагогический институт.(25)Хочу , как мои родители, быть учителем. (26) Они уже много лет работают в одной школе. (27)И нужно видеть, как горят их глаза, когда они обсуждают очередной урок  или пишут сценарий для школьного вечера. (28) В такие минуты я понимаю: несмотря ни на что, мои родители по-настоящему счастливы, потому что они влюблены в свою профессию.(29)Глядя на них, я понимаю древний девиз «Светя другим , сгораю сам», ведь так говорят о людях, самоотверженно преданных благородной профессии.(30) Я тоже слышу в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где побывали мы все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали.(31)Мне так хочется, чтобы путешествие в эту страну оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. (32) Именно поэтому я и хочу стать учителем – проводником , который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям , к новой, взрослой жизни!      

* Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель-публицист

9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов

Приложение 2

Критерии оценивания задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Конспект консультации в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Цель занятия - формирование у обучающихся навыка написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2)....

Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...