Урок русского языка на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ковальчук Наталия Ярославовна

Урок русского языка  на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvennye_i_poryadkovye_chislitelnye.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Количественные и порядковые числительные».

Цель деятельности учителя: Создавать условия для объяснения понятия числа и формирования умений отличать имена числительные, различать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительным.

Планируемые результаты:

Предметные - имеют представление о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; образовывают порядковые и количественные числительные; осуществляют правильный выбор написаний гласных в числительных.

Метапредметные:

Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Цели:  

Образовательная:

  • формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;
  • совершенствование  умения  отличать  числительные  от  других  частей  речи,  связанных  с понятием числа;
  • формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

  • развитие  мышления,  логики,  умения  анализировать,  выделять  существенные  признаки, делать общие выводы;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательная:

  • воспитание  интереса  к  изучению  русского  языка,  воспитание  коммуникативных  качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Технологии: проблемное обучение, игровая, развивающее обучение.

Оборудование: мультимедийная доска, учебники.

                                                      Ход урока

1. Организационный момент. 

        Установление контакта с участниками.

  • Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
  • Поднимите руки те, у кого в классе есть друзья.
  • Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня на уроке будем делать.
  • Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня на уроке будем делать.
  • Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
  • Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
  • Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня работать у доски.

2. Мотивирование к учебной деятельности. Выборочное письмо.

- Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем вместе.

1) Семь ступенек, лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)

2) Два брюшка, четыре ушка (подушка)

3) Один костер светит, весь мир согревает (солнце)

4) Три глаза, как три приказа. А красный – самый опасный (светофор)

5) Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут
    (месяцы).

- Что объединяет все загадки?

- Выпишите из загадок числительные, расположив их в тетради в столбик.

        Семь                        

        Два                        

        Четыре                

        Один                        

        Три                        

        Двенадцать                

- Докажите, что все выписанные вами слова являются именами числительными.

- Ира, а в каком классе учится твой брат? (седьмом)

- Ребята, слово, которое произнесла Ира, какой частью речи является? (имя числительное) Но ведь оно не отвечает на вопрос «сколько?»

- Почему одни числительные отвечают на вопрос «сколько?», а другие – на вопрос «какой?».

- Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «сколько?»?

- Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «какой?»

- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.

3. Изучение нового материала.

- Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду, и поэтому важно знать, как их правильно писать и употреблять в речи. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы дайте на них полные ответы.

  1. В какой школе вы учитесь?
  2. Сколько уроков у вас сегодня?
  3. За какой партой ты сидишь?
  4. Сколько тебе лет?

Вот видите, ребята, в каждом вашем ответе прозвучало числительное. А на каких предметах вы встречаетесь с числительными? (на уроке математики)

- А еще? Послушайте предложения и ответьте.

В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.

У берега цунами достигает от 10 до 50 метров…

- Ребята! А на уроках литературы вы употребляете числительные? (год рождения автора произведения, в каком году происходят события).

- Итак, мы убедились в том, насколько широко распространены числительные в нашей жизни. А теперь снова обратимся к числительным, которые вы выписали из загадок. Что они означают? На какой вопрос отвечают?

(Число, количество предметов. Отвечают на вопрос «Сколько?»)

- Образуйте от каждого числительного  другое числительное, отвечающее на вопрос «Какой?», и запишите их в другой столбик.

Семь                        седьмой

        Два                        второй

        Четыре                четвёртый

        Один                        первый

        Три                        третий

        Двенадцать                двенадцатый

- Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, ребята, что обозначают числительные во втором столбике? (порядок предметов при счете)

- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами идем по пути познания части речи, поиска ее особенностей.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 38 и самостоятельно прочтите теоретические сведения в таблице упражнения 376, которые нам дают ученые-лингвисты.

(Ученики читают правило).

- Так на какие разряды делится имя числительное?

- Что обозначают количественные числительные? Порядковые?

- А что вы еще узнали об этой части речи из учебника?

- А как образуются порядковые имена числительные?

- Ещё раз возвращаемся к тем числительным, которые вы выписывали из загадок. Все ли порядковые имена числительные образованы от количественных с той же основой?

4. Закрепление нового материала.

Прежде чем приступить к закреплению нового материала, немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Какие числительные вам встретились в этом стихотворении? К каким разрядам они относятся?

1. Игра «Найди меня!»

А знаете ли вы, что числительные могут прятаться внутри слов? Перед вами на экране текст. Расшифруйте его и запишите.

Вскоре 7ья 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той.

Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько устриц, что пред100ит целый пир.

Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.

2. Игра «Сортировщик»

Ребята, перед вами предложения. Ваша задача в каждом из них найти имена числительные и рассортировать их в два столбика: количественные и порядковые.

Мама купила мне пять тетрадей.

Первое сентября – День знаний.

Наша команда заняла второе место в конкурсе рисунков.

Только один человек из класса решил задачу правильно.

Я учусь в шестом классе.

Восьмое марта – праздник мам.

В году двенадцать месяцев.

… в чешуе, как жар, горя, тридцать три богатыря.

Девятое мая – День Победы.

Количественные                                Порядковые

Пять                                                первое

Один                                                второе

Двенадцать                                        шестом

Тридцать три                                восьмое

                                                девятое

- Обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку, используя ключ на доске.

3. Игра «Цепочка» (устно)

Учитель называет словосочетание числительное+существительное. Нужно продолжить цепочку, называя следующее числительное, но с другим существительным (можно называть и количественные, и порядковые имена числительные. Например: один стол, второй класс, три сосны…

4. Игра «Аукцион»

Работа в парах. Вспомнить и записать пословицы, фразеологизмы, в составе которых есть имя числительное.

Семь пядей во лбу.

Семеро одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

Два сапога – пара.

На все четыре стороны.

Лить слёзы в три ручья.

5. Игра «Вспомни»

Нужно вспомнить и назвать литературные произведения, в названия которых есть имена числительные.

«Три толстяка», «Три мушкетёра», «Три поросёнка», «Один в поле не воин», «Двенадцать стульев», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Пятнадцатилетний капитан», «Тайна третьей планеты», «Два весёлых гуся», «Четыре желания».

5. Рефлексия

Восполните пропуски и закончите предложения:

Имена числительные обозначают …

Количественные числительные отвечают на вопрос …

Порядковые числительные отвечают на вопрос …

Количественные числительные изменяются …

В предложении … числительные являются определением.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вместе подведём итоги нашей совместной работы. Для этого продолжите предложенные фразы:

Сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

У меня получилось…

6. Оценивание.

7. Домашнее задание.

Найти и выписать из текстов литературных произведений 5 предложений, в которых есть имена числительные. Указать их разряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Разряды имён числительных"

Данный урок разработан в рамках ФГОС ООО....

Открытый урок русского языка по теме "Правописание имен числительных".

Темиртасова  Данагуль  Хазиевна,учитель русского языка и литературы І квалификационной категориисредней общеобразовательной школы №1города Уральска  Открытый урок русского язы...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание имен числительных".

Темиртасова  Данагуль  Хазиевна,учитель русского языка и литературы І квалификационной категориисредней общеобразовательной школы №1города Уральска  Открытый урок русского язы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"

Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...

Повторительно-обобщающий урок русского языка «В гостях у имени числительного»

Урок обобщения знаний позволит учителю повторить сведения о б имени числительном: разряды числительных,  правописание количественных и порядковых числительных, а также нормы употребления  чи...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...