Дифференцированные задания по русскому языку
тренажёр по русскому языку (5, 6 класс)

Канкулова Марьянна Абубекировна

Карточки разбиты по уровням сложности, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, относятся к числу наиболее эффективных средств и методов обучения. Дидактические карточки являются средством развития умений логического мышления, приобретения прочных знаний и проведения целенаправленного обучающего контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya.docx126.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания

по русскому языку

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Канкулова М.А.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей средней ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков. В практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам. Чаще всего на уроках используются задания различного уровня сложности, рассчитанные на группы учащихся, отличающиеся по своим психофизическим признакам: особенностям памяти, внимания, мышления, восприятию информации. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом, желающим и умеющим учиться.

Данное пособие адресовано учителям русского языка. В его основе лежит систематический разноуровневый контроль знаний и умений учащихся, полученных при изучении русского языка в 5-6 классах. Пособие соответствует содержанию стандартных программ в средней школе.  Предлагаемая система контроля основывается на базовых знаниях, обязательных для всех программ.

Карточки-задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, относятся к числу наиболее эффективных средств и методов обучения. Дидактические карточки являются средством развития умений логического мышления, приобретения прочных знаний и проведения целенаправленного обучающего контроля. В данное пособие для формирования карточек включены упражнения и задания, при выполнении которых учащиеся будут использовать уже полученные знания или приобретать новые.

Карточки разбиты по уровням сложности. Задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания образования по русскому языку в 5–6 классах. Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более глубокого содержания. Выполнение заданий этой группы(С) рассчитано на более сложную умственную деятельность и ориентировано на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, делать выводы.

Представленные «пакеты» карточек рассчитаны на творческое использование учителем при работе, а именно: внесение корректировок и редактирование составленных работ в зависимости от уровня знаний учащихся, вида проводимой работы (самостоятельная, контрольная, итоговая и т. д.).

Карточки-задания в зависимости от целей обучения учитель может использовать на разных этапах урока:

  • по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий;
  • при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;
  • при опросе – фронтальном и индивидуальном;
  • для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Дидактические карточки-задания можно использовать с различными целями. Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию. Их можно применять в работе с отстающими учениками и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса. Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, можно использовать для групповой формы работы в классе.

Данное пособие может стать удобным инструментом для быстрого поурочного и тематического контроля знаний и умений учащихся и их оценки. Использование пособия облегчит учителю подготовку к урокам, позволит Разноуровневый характер заданий поможет преподавателю учитывать особенности как всего класса, так и отдельных учеников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕМА: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ГРУППА «А»

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова  б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом.(М. Горький.)

Из ряда слов подчеркни слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением.

Колючие, корзина, скользит, беда, сугроб, помогал, носил, месяц, зелёный, тащить, ворона, снежок.

Спиши слова, поставь знак ударения и выдели корень. Подчеркни в ряду данных слов проверочное.

Варенье, варить, варка, варёный. Столяр, столовая, столик, стол. Тяжёлый, тяжесть, тяжело. Плясун, плясать, пляска. Плодовитый, плодовый, плод. Дождливый, дождичек, дождь. Спасение, спасательный, спас. Размахивать, махнуть, взмах, перемахнуть, взмахивать. Очаровываться, очарование, очаровательный, чары. Заявить, явка, объявить, объявление, предъявить, заявка. Объяснить, ясный, пояснение, разъяснить, ясно. Выезд, разъезд, поезд, переезд, объезд наездник. Единый, объединить, соединить, разъединить, единица.

Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

(___) С..сновые (___) д..ревья. (___) М..рская (___) в..лна (___) Б..льшой мальчик. (___) Д..ждливая (___) ос..нь. (___) Ст.льная (___) л..нейка.(___) З..лёная (___) тр..ва. (___) Ш..рокая площадь. (___) Пл..хая погода. (___) Далёкий путь. (___) В..здушные (___) шары. (___) Ч..совая стрелка. (___) Р..дные (___) м..ста. (___) Н..чная (___) т..шина. (___) Т..жёлая лопата. (___) ..довитые (___) гр..бы. Заячьи (___) сл..ды.

Какие буквы нужно вставить? Докажи.

Сл..зал шоколад

Прим..рять ботинки

Пол..скать брюки

Пос..деть на скамейке

Зак..лю булавкой

Острые м..чи

Сл..зал с лестницы

Прим..рять друзей

Пол..скать кошку

Пос..деть от старости

Зак..лю здоровье

Футбольные м..чи

Прочитай загадки. Напиши отгадки. Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.

1)  На дв..ре г..рой, а в избе в..дой.

2)  З..мой б..ло,

В..сной ч..рно,

Летом з..л..но,

Ос..нью стрижено.

3)  Л..жит под пл..тнём

И крутит хв..стом.

Ничего не б..лит,

А все стонет.

ГРУППА «В»

Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец.Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –         

Сделать подарок –         

Издавать крики –         

Испытывать жалость –         

Излучать свет –         

Произвести выстрел –         

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Объясни их написание.

        что?

Броды, бордка – б..р..да.

Полосы, полоска – п..л..са.

Головы, головка – г..л..ва.

        какой?

Млод, молденький – м..л..дой.

Дорого, дороже – д..р..гой.

Дерево, деревья – д..р..вянный

Поставь над словами знак ударения. Выдели корень.

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) Какие труды, такие пл..ды (…).

2) Мороз л..нивого (…) за нос хв..тает (…), а перед проворным шапку снимает.

3) Дер..во (…) сильно к..рнями (…), а человек д..лами (…).

4) З..рно (…) в кол..су (…) – тор..пись (…) сжать пол..су (…).

Объясни данные пословицы.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

БЕРЁЗА ВСЕГДА ХОРОША.

В поле ст..ит б..рёза, трепещет на в..тру з..лёными л..сточками. Берёзовая роща в..сной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые ств..лы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с с..рёжек, послушаешь, как п..ёт скв..рец, и станет тебе ле..ко и радо..но.

Зимой, как п..кажется над лесом со..це, берёзка заблестит, загорится на м..розе серебром. Зимним утром прил..тают на берёзу т..терева и клюют бурые серёжки. Л..са п..дкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Д..ждутся, когда лиса уб..жит ни с чем, и падают с берёзы на сне..,  пр..ламывают л..дяную корочку и греются в сн..гу.

К данным словам запиши противоположные по значению.

Дешёвый – … .                 Удлинить – … .

Старый – … .                 Печалиться – … .

Сытый – … .                Молчать – … .

В подобранных словах поставь ударение. Подчеркни безударные гласные.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подбери и напиши проверочное слово.

Мы н..чевали у л..сника. Он уг..стил нас гр..бами и пров..дил
к с..новалу. Под крышей сарая л..пилось гн..здо. Пять прожорливых пт..нцов пр..сили еды. Ласточка долго кружилась над гн..здом, б..ялась с..диться. Птица н..силась над нами и почти задевала крыльями наши лица.

Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … .         Машет – … .             Вяжет – … .

Стонет – … .         Пашет – … .             Пишет – … .

Лижет – … .        Скажет – … .             Зацепит – … .

Тащит – … .         Топит – … .              Косит – … .

Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

ГРУППА «С»

Спиши, вставив пропущенные буквы. Проверяй их однокоренными словами, отвечающими на вопрос что?

Образец.Столовая – стол.

Ст..ловая ложка. Д..ждливая погода. Ст..пной край. В..здушный шар. К..смический корабль. В..черняя заря. З..лотое кольцо. Сч..стилвая семья. В..твистые рога.

Подчеркни безударные гласные.

Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

е     и     я     а     о

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

К данным словам подбери и напиши проверочные. Вставь пропущенные буквы.

Ш..рстяной – …, ж..вой – …, ш..фровка – …, ш..тье – …,
ж..стянка – …, ш..стой – …, ж..ровой – …, ш..пы – …, ж..тьё – …, ш..лестеть – …, ш..рокий – … .

Подчеркни слова, для написания которых надо знать два правила.

Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

Прочитай шарады. Запиши слова-отгадки с проверочными словами.

1)  С Е торопят, если знают,

Что недолго уж до срока.

С И – учительница часто

Говорит в конце урока.

2)  С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи,

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И.

3)  С И нам долго находиться

Можно в городе, в селе.

При еде, чтоб не давиться,

Надо сделать с буквой Е.

4)  С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

ТЕМА: «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

ГРУППА «А»

Прочитайте. Спишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными.

  1) Суббота – выходной день.

  2) У Анны хорошая коллекция бабочек.

  3) Утром принесли телеграмму.

  4) Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

Образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.

Утро – … , … , … , … .

Класс – … , … , … , … .

Весна – … , … , … , … .

Длина – … , … , … , … .

Прочитай загадки. Напиши отгадки.

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате? (_________)

Белая кошка

Лезет в окошко. (__________)

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

У Ан_ы есть а_уратная ко_екция насекомых. Тро_ейбус сделан из мета_а. И_юминация сверкала ми_ионами огней. Найдите су_у двух и пяти. Э_а смотрела и_юстрации в учебнике гра_атики. Мама купила килогра_ яблок.

Спиши. Подчеркни двойные согласные в словах. Раздели слова с двойными согласными для переноса.

Коллектив, суббота, килограмм, можжевельник, весенний, медленно, жужжит, рассказ, русский, аллея, осинник, ценный, ссора, масса, класс.

Прочитай. Напиши слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб?

В какой игре – кк?

Какая болезнь с пп?

В каком языке – сс?

Какой сосуд с нн?

Прочитай. Замени словосочетания одним словом. Напиши, подчеркни двойные согласные.

Место, где продают билеты.

Спортивная игра с шайбой.

Группа людей с общими интересами.

Комната для занятий.

Шестой день недели.

Спортивный бег.

Дорога, покрытая асфальтом.

Дорога с рядами деревьев по сторонам.

Результат сложения.

ГРУППА «В»

Прочитай. Раздели слова вертикальными черточками для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

 Составь предложения со словами аллея, рассказ.

Вставь н или нн. Напиши.

Пришла вес_а. Появились подснежники и другие ра_ие весе__ие цветы. Пройдет лето. Наступит ра__яя золотая осень. Ласково будет еще светить осе__ее солнце. Но с каждым днем будет холоднее, начнутся первые утре__ие заморозки.

В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – согласные.

Прочитай текст, выпиши слова с двойными согласными.

Медленно день клонится к вечеру. От развесистых деревьев пролегли длинные тени. Уже не жужжат пчелы, не гудят мохнатые шмели. Группа туристов решила сделать привал на берегу реки.

Выдались тёплые осенние дни. Настала суббота. Из-за холма показались школьники. Впереди шёл учитель. Ребята группами шли к пустырю. Там решено разбить парк. Деревья сажали коллективно. Скоро зашумит молодой лес.

Подчеркни в словах двойные согласные.

Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

1) Су(б, бб)о(т, тт)а, а(л, лл)ея, о(с, сс)ина, г(р, рр)у(п, пп)а, ве(с, сс)(н, нн)а, шо(с, сс)е, бы(с, сс)тро, до(м, мм)а,
г(
р, рр)а(м, мм), (х, хх)о(к, кк)ей.

2) Па(с, сс)а(ж, жж)ир, сугро(б, бб), ва(н, нн)а, лу(ж, жж)и, те(р, рр)а(с, сс)а, ба(с, сс)ейн, ру(с, сс)кий, а(п, пп)етит, о(с, сс)ень, г(р, рр)и(п, пп), а(к, кк)у(р, рр)атный.

Отгадай загадки.

1) Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

а

2) Падают с ветки

Золотые монетки.

о

л

3) Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … .

х

4) Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

т

5) Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное р содержит он

И называется … .

п

Напиши отгадки. Подчеркни двойные согласные.

ГРУППА «С»

Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

1) Ри(м, мм)а, зи(м, мм)а, те(р, рр)ор, ра(с, сс)(к, кк)аз,
к(
р, рр)и(с, сс)та(л, лл), Ро(с, сс)ия, ки(л, лл)ог(р, рр)а(м, мм),
те(
н, нн)ис, ко(л, лл)е(к, кк)ция, Мо(с, сс)ква.

2) Э(м, мм)а, к(л, лл)а(с, сс)ик, Ге(н, нн)а(д, дд)ий,
а(
п, пп)е(т, тт)ит, (с, сс)о(р, рр)а, и(л, лл)юст(р, рр)ация,
Кири(
л, лл), пови(с, сс), к(л, лл)а(с, сс), со(л, лл)нышко.

Составь 2–3 предложения с данными словами. Укажи части речи.

Реши кроссворд, подбери нужное слово и запиши его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

3. Место, где продают билеты.

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.

5. Дорога, покрытая асфальтом.

Проверь себя! Прочитай слово в выделенных клеточках.

Прочитай загадки. Напиши отгадки.

1)  Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом …

2)  В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный …

3)  Стоит на крыше всех труб выше.

4)  Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется …

5)  Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

6)  Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …

7)  На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С,

Называется …

Раздели слова с двойными согласными для переноса.

ТЕМА: «МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ШИПЯЩИХ

ГРУППА «А»

Подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.

Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .

Слова для справок: ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

Прочитай слова.

Печь, ложь, брешь, тишь, душ.

 Замени выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:

1) средство человеческого общения;

2) хлебное растение;

3) женское украшение;

4) краска для черчения или письма;

5) торжественное музыкальное приветствие.

Допиши по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

Слова для справок: ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

Спиши сочетания слов. Измени окончания существительных, данных в скобках, по смыслу. Укажи род.

Тёмная (ночи) – … .

Резиновый (мячи) – … .

Красивая (вещи) – … .

Вкусный (калачи) – … .

Замени одним словом и напиши.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

Женский род – Ь, мужской род или множественное число – .

Проверь написание слов и впиши в ту колонку, в которую считаешь нужным.

правильно

неправильно

лучь

калач

молодеж

тучь

ноч

лещ

стриж

передач

малышь

дач

мыш

Мишь

этажь

рож

ландыш

лыжь

задач

ключ

помощ

ГРУППА «В»

Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

 Объясни написание мягкого знака.

Спиши слова в алфавитном порядке. В конце существительных женского рода после шипящих пиши ь.

Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).

б) Напиши слова с шипящими на конце в два столбика: в левый – без ь на конце, в правый – с ь.

Шала(?), бага(?), ти(?), ёр(?), ве(?), сторо(?), ё(?), глу(?), кала(?), ре(?), ди(?), пе(?).

Составь предложения из данных слов.

1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки

2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит

3) на, веселилась, площадке, молодёж(?)

4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня

5) отец, багаж(?), вещи, в, сдал

Напиши предложения. Где нужно, поставь мягкий знак (ь).

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Докажи свой выбор.

Звёздная но.., душистый ланды.., футбольный мат.., яркий лу.., полевая мы.., красивая бро.., черный гра.., острый но.., золотая ро.., русская пе.., громкий пла.., речная ти.., литературная ре.., свежий кала.., лучший скрипа.. .

ГРУППА «С»

Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки. Если ты правильно заполнил кроссворд, то в клеточках прочтёшь слово на то же правило.

1) Какая весенняя птица любит ходить за плугом и кормиться.

2) Шевельнул бородкой гном,

и вошёл хозяин в дом.

3) Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

4) Секу, секу – не высеку.

Рублю, рублю – не вырублю.

Отгадки: грач, ключ, плач, луч. Калач.

Составь и напиши предложения к картинкам. Укажи части речи.

Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки.

1)  Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

2)  Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

3)  Много иголок,

а все без ниток.

4)  Тело тёплое, а крови нет.

5)  Стоит над водой,

Трясет бородой.

6)  Под полом таится,

Кошки боится.

7)  Вам придётся удивиться.

Это небольшая птица,

Но стремительнее всех!

Видим длинных два крыла,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Выпиши ключевое слово, запиши его в единственном числе, укажи род.

ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ГРУППА «А»

Прочитай, соблюдая интонацию перечисления. Подчеркни однородные члены предложения. Докажи, что эти члены предложения однородные.

Зеленеет, цветёт, поёт, блестит, звенит и веселится всё живое. Мухи, осы, шмели укрываются в сухие убежища. Цветут сосна и ель. Надуваются, разбухают почки осин. Скоро улетят утки, трясогузки, вальдшнепы. На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Малиновка щебетала чётко, весело, звонко. Тени ходили по полям беловатым, жидким осинам, берёзам косматым. Покосная пора чарует ясными днями, пылающим солнцем, ароматом ярких цветов, благоухающим сеном, беспыльным воздухом, ягодами и грибами.

Напиши предложения, освободив их от повторяющихся слов.

1. Дети давали ёжику хлеб, давали молоко давали свежую травку. 2. Птицы живут в лесах, живут на озёрах, живут в болотах. 3. Много в нашей стране дремучих лесов, много бескрайних степей, много раздольных полей. 4. В нашей реке водятся окуни, водятся лещи, водятся ерши. 5. Ребята ходят летом на реку купаться, ходят ловить рыбу, ходят отдыхать.

Придумай и вставь подходящие по смыслу однородные подлежащие или сказуемые.

У меня дома живут … и … . Бабочки над цветами … , … , … . На столе лежат … , … и … . Будильник … и… у меня над головой. Солнце то … , то снова … из-за облаков. … , … , … остаются зимовать в городе.

Расставь знаки препинания между однородными членами предложений.

Мальчик быстро разделся сбежал вниз по крутому бережку и бросился в воду. Он раза три нырнул потом поплыл на спине и закрыл от удовольствия глаза. Он позволял себе всякую роскошь: лежал на спине нежился брызгался кувыркался плавал на животе, боком и на спине. (По А. Чехову.)

Расставь знаки препинания между однородными членами предложений.

Летает жужжит мохнатый шмель сладкий сок собирает. Хоботок у шмеля длинный. Засунет его шмель поглубже в цветок наберёт соку и на другой цветок перелетит. На многих цветах побывает шмель, а потом в своё гнездо полетит. Гнездо шмели устраивают в земле во мху в старой норке или ямке. Там они большой семьёй живут. (Г. Скребицкий.)

Спиши текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.

Выгл..нуло яркое солнце. Вспыхнули засв..тились снега. Синие красные з..лёные огоньки зажглись на з..мле на кустах на д..ревьях. Подул ветерок стр..хнул иней с в..твей. И в воздух.. заискрились запл..сали разноцветные огоньки.

Соедини каждую пару предложений в одно предложение с однородными членами. Используй подходящие по смыслу союзы а, но, и. Поставь, где нужно, запятые.

1) Серёжа пишет красиво. Он пишет медленно. 2) Петя пишет быстро. Он пишет небрежно. 3) Саша быстро решает задачи. Он решает их правильно. 4) Я пришёл не к тебе. Я пришёл к твоему брату. 5) Дождь шёл днём. Дождь не шёл ночью. 6) Месяц светит. Месяц не греет. 7) На охоту мы пошли на рассвете. Вернулись поздно вечером.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Начинаются сильные м..розы сн..гопады м..тели и вьюги. З..мля реки ..зера д..ревья и кусты покрылись ровным слоем снега. Л..дяной ветер дует в поле и в л..су.

Расставь запятые. Подчеркни однородные члены.

Спиши. Вставь пропущенные союзы. Расставь знаки препинания.

1) Счастье в воздухе не вьется … руками достается.

2) Летела пташка высоко … села недалеко.

3) Журавль высоко летает … реки не покидает.

4) На всякий цветок пчёлка садится … не со всякого мёд берёт.

5) В одно ухо слушает … в другое выпускает.

Распространи предложения однородными членами.

1) В саду созрели сливы, … .

2) По краям опушки леса толпились молоденькие осинки, … .

3) У дороги попадались подберёзовики, … .

4) Утренняя роса переливалась, … на траве и кустах.

5) Птица вспорхнула из куста и … .

6) Родник весело бежал, … .

7) В лесу ребята собирали …, … .

8) Ребята стали сажать около жилых домов …, … .

ГРУППА «В»

Спиши, вставив пропущенные буквы и запятые.

Кот увидел Каштанку вск..чил выгнул спину задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. Кот ещё с..льнее выгнул спину заш..пел и ударил Каштанку лапой. Каштанка отск..чила присела на все четыре лапы и зал..лась громким лаем. В это время гусь подошёл сзади и долбанул её в спину.

(По А. Чехову.)

Спиши. Расставь знаки препинания.

На еловую ветку опустилась кристальная звёздочка засверкала искрами. Дятел залетел наспех схватил сосновую шишку оживился понёсся на свою кузницу. Примостился на ели клёст уцепился за ветку повис вниз головой. Ему так удобнее потрошить еловую шишку. На макушку ели присела сорока повертелась помахала длинным хвостом оглянулась заволновалась. Она решила рассказать о лесных новостях.

Спиши. Вставь пропущенные союзы.

1) Заяц ночью ходит по полям … лесам без страха. 2) … утром со страху бегает путает следы. 3) Даже опытные охотники не сразу разберутся в двойных следах … далеких прыжках. 4) Они удивляются хитрости зайца. 5) А заяц и не думает хитрить. 6) Он всего боится.

Подчеркни однородные члены.

Из каждой пары предложений составь одно предложение с однородными членами. Где нужно, используй подходящие по смыслу союзы и поставь запятые.

Образец. Не суди об арбузе по корке, а о человеке – по платью.

1) Не суди об арбузе по корке. Не суди о человеке по платью.
2) Не одежда красит человека. Человек красит труд. 3) Звание героя дают не за красоту. Звание героя дают за труд. 4) Душу и сердце в работу вложи. Каждой минутой в труде дорожи. 5) Сначала подумай. Потом делай.

Подчеркни союзы. Проверь, поставлены ли запятые.

Спиши, распространяя предложения однородными членами. Не забудь ставить запятые между однородными членами предложения.

1. В нашем лесу растут ёлки, … . 2. В лесу мы собираем землянику, … , … . 3. Белки питаются желудями, … . 4. В зоологическом саду дети видели обезьян, … . 5. Скоро зазеленеют поля, … . 6. Весенние работы идут на полях, … . 7. Засияло солнце в степи, … .

Установи, какими членами предложения являются однородные члены предложения.

ГРУППА «С»

Напиши ответы на вопросы, использовав данные в скобках слова. Отдели запятыми друг от друга однородные члены предложения. Укажи, каким членом предложения они являются.

1) Какие птицы возвратились на родину? (Грачи, скворцы, ласточки.)

2) Какие цветы появились весной? (Подснежники, ландыши, фиалки.)

3) Какие деревья зацвели? (Яблони, абрикосы, вишни.)

Составь из данных слов по два предложения с однородными членами. В первом предложении эти слова должны быть подлежащими, во втором – второстепенными членами предложения.

1) Груши, яблоки, сливы, вишни. 2) Картофель, капуста, помидоры, горох, мор

Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу союзы и, а, но. Перед союзами а, но поставь запятые.

1) Вчера мы хорошо работали … весело отдыхали. 2) Эта работа трудная … интересная. 3) Сегодня мы работали … не отдыхали. 4) Мы много работали … не устали. 5) Утром солнце тёплое … ласковое. 6) Воздух ещё не знойный … уже не холодный.

Прочитай и озаглавь рассказ. Спиши его, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

Я шёл с руж..ём через поле к речк.. . Надо мной л..тали кобчи-ки. Вдруг вбл..зи выпорхнул жаворонок чирикнул и пол..тел над

полем. Один кобчик понёсся на птичку выпустил свои к..гтистые лапы, чтобы вц..питься в неё. Жаворонок метнулся в сторону, и кобчик пронёсся мимо. Но вот несётся другой кобчик. Жаворонок заметался запищал подл..тел ко мне и сел на моё плечо. Я продолжал свой путь с птичкой на плече. У прибрежного трос..ника жаворонок вспорхнул чирикнул и скрылся в зелен.. . (По Н. Никольскому)

Прочитай стихотворение. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Найди однородные члены предложения. Укажи, какими членами предложения они являются.

У ..кна на столике в стакане

С чистою х..лодною в..дой

Наклонился ланды.. и не вянет,

Наполняя комнату в..сной.

Восковые ч..шечки развесил,

Словно бусы, он на ст..бельке

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и р..ке.

                        Вс. Рождественский

Прочитай стихотворение. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Найди однородные члены предложения. Укажи, какими членами предложения они являются.

Осторожно ветер

Из калитки выш..л,

Посм..трел в ..окошко,

Проб..жал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

В..р..бьёв знакомых.

                        М. Исаковский

ТЕМА: «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ГРУППА «А»

Прочитай отрывки из стихотворений Ф. Тютчева.

        1)        В небе тают облака,

                И, лучистая на зное,

                В искрах катится река,

                Словно зеркало стальное.

2)        Мы ж лёгкое племя,        3)        Всё красное лето

        Цветём и блестим,                Мы были в красе,

        И краткое время                Играли с лучами,

        На сучьях гостим.                Купались в росе!..

        4)        С горы бежит поток проворный,

                В лесу не молкнет птичий гам,

                И гам лесной, и шум нагорный –

                Всё вторит весело громам.

Выпиши словосочетания существительных с прилагательными. Выдели окончания прилагательных и определи их род.

Припиши к существительным прилагательные.

Образец.Лютик жёлтый (м. р.).

Лютик, мак, василёк (цвет). Груша, редька, лимон (вкус). Кольцо, ведро, мяч (материал).

Укажи род прилагательных.

К данным именам существительным подбери имена прилагательные и напиши словосочетания.

Повидло (ср. р.) … .        Тюль (м. р.) … .

Путь (м. р.) … .        Полотенце (ср. р.) … .

Туфля (ж. р.) … .        Фамилия (ж. р.) … .

Прорубь (ж. р.) … .        Картофель (м. р.) … .

Фасоль (ж. р.) … .        Кофе (м. р.) … .

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

Сладкая … . Русская … . Колючий … . Светлый … . Тёплое … . Вкусное … . Молодые … . Дружные … .

Спиши, вставив подходящие по смыслу прилагательные.

1) Стояло (горячее, жаркое) лето. 2) Мы искупались в речке и лежали на (горячем, жарком) песке. 3) Домой пробирались по (влажной, мокрой) траве. 4) Одежда на нас стала (влажной, мокрой).

Укажи род прилагательных.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания. Подчеркни буквы, которые нужно проверять. Подбери к этим словам проверочные слова.

Лесн.. аптека

Аптечн.. ромашка, полев.. хвощ, болотн.. багульник, горьк.. полынь, болотн.. сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

Спиши, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Укажи род.

Горяч.. топлен.. молоко (ср. р.). вкусн.. свеж.. хлеб (…). Сладк.. сочн.. яблоко (…). Ароматн.. зрел.. земляника (…).

Напиши словосочетания, вставляя окончания имён прилагательных. Обозначь род.

Зимн.. пальто.        син.. кофта.

Пушист.. варежка.        Легк.. ткань.

Тёпл.. одеяло.        Ранн.. картофель.

Сладк.. морковь.        Сочн.. яблоко.

Вишнёв.. повидло.        Земляничн.. варенье.

Выпиши словосочетания прилагательных с существительными во множественном числе. Выдели окончания прилагательных.

В давние времена люди придумали солнечные часы. Но ими можно было пользоваться только в солнечные дни. Затем появились песочные часы. Люди изобрели также водяные и механические башенные часы. Всё это – предки наших современных часов. Много позднее появились часы карманные, ручные, настольные, стенные. Теперь часы есть в каждой семье.

Спиши. Найди в тексте прилагательные и выдели окончания. Обозначь число имён прилагательных. Выпиши из текста два слова с безударными гласными в корне, подбери к ним проверочные слова.

Летний вечер

Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину сосны. Умолкают птичьи голоса. Синяя дымка тумана окутала дальний лес, речку. Потянул лёгкий ветерок. Мягкие луга покрылись росой. Полевые цветы закрыли голубые, жёлтые, розовые глазки. Вокруг разлит сладкий запах мёда. Летнее небо потихоньку темнеет. На землю легли летние сумерки.

Спиши, обозначь число прилагательных.

        Густой, з..лёный ельник у д..роги,

        Глубокие пуш..стые сн..га.

        В них ш..л олень, могучий, тонконогий,

        К сп..не откинул тяжкие р..га.

        И. Бунин

Спиши. Обозначь число имён прилагательных. Выдели их окончания.

Наступил полярный день. Всюду бурная жизнь. Не видны на белом снегу белые песцы и белые медведи. Зато очень заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу. А сколько жизни на шумных птичьих базарах! А как прекрасны розовые чайки на лазоревых льдах! (По Н. Сладкову.)

Спиши словосочетания. Рядом напиши их во множественном числе.

Утренний туман – … .        Резкий звук – … .

Утренняя заря – … .        Резкая речь – … .

        Резкое замечание – … .

Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Выдели их.

От данных слов образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напиши словосочетания.

Образец.Честь – честные поступки.

Лесть, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.

Подчеркни непроизносимую согласную.

ГРУППА «В»

Составь и напиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

1) Наступила, ноч.. , лунн.. , росист.. . 2) На, п..лянке, бабочки, ночн.. , порхали. 3) Тихо, летуч.. , проносились, мыши. 4) Цв..ты, раскрывались, ночн..

Укажи число прилагательных. Выдели их окончания.

ГРУППА «С»

Спиши пословицы, вставив пропущенные буквы.

1) Хорош.. песня дух бодрит. 2) Хорош.. железо не ржавеет, хорош.. человек не забывается. 3) Одинок.. дерево ветер валит.
4) Дружн.. табун волков не боится. 5) Ласков.. слово что весен.. день. 6) Добр.. дело в воде не утонет.

Допишите окончания имён прилагательных. Укажите род.

Умн.. книга что тепл.. дождь для всходов.    Добр.. слава лежит, а худ.. бежит.  Дождлив.. лето хуже осени. 10) Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.  Высок.. небо – отец мой, широк.. земля – мать моя.   Знание – высш.. богатство.

        

ТЕМА «СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

        ГРУППА «А»

Запиши слова в три столбика.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

От данных имен существительных образуй новые слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

Запиши слова в единственном числе. Обозначь склонение имён существительных.

Картечи, деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

Спиши пословицы.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

Укажи склонения всех имён существительных.

Спиши. Определи склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький.)

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива. (И. Бунин.)

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевитый лист блестел, прикрывая кисточку цветка. (Т. Дрёмова.)

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. (П. Воронин.)

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой. (В. Солоухин.)

Выпиши только имена существительные первого склонения.

Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно.

Из данных слов составь и запиши словосочетания с именами существительными в дательном падеже.

I вариант

Проехать, страна, по; прислушаться, песня, к; погладить, голова, по; приблизиться, стена, к; помогать, Надежда Петровна.

II вариант

Поехать, бабушка, к; бегать, лужайка, по; обратиться, подруга, к; ходить, комната, по; рассказать, Валентина Ивановна.

 Выдели окончания имён существительных.

ГРУППА «В»

Допиши пословицы.

1) Лучше горькая правда друга, чем сладкая ... .

2) Храбрость – ... .

3) Человек без Родины, что ... .

4) В молодости не научишься работать, ... останешься ... .

5) Золото добывают из земли, а ... добывают ... .

6) Птице нужны крылья, а ... .

Определи склонения имён существительных.

Запиши к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения.

Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар, папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.

 Обозначь склонение всех имён существительных.

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Проверь их ударными окончаниями имен существительных вода, земля. Определи падеж.

Образец. Выехал из деревни (из земли).

1) Сидел на яблон.. (…). Слез с яблон.. (…).

2) Побежал к речк.. (…). Добежал до речк.. (…).

3) Выехал из деревн.. (…). Подъехал к деревн.. (…).

4) Подошёл к школ.. (…). Пришёл из школ.. (…).

5) Шёл по улиц.. (…). Дошёл до своей улиц.. (…).

Рассмотри, как образованы имена существительные.

Напиши имена существительные в три столбика: 1-е, 2-е, 3-е склонение. Разбери выделенные слова по составу.

Спиши. Подчеркни имена существительные 1-го склонения в творительном падеже. Выдели окончания.

1) За речкой тянутся огромные поля.

2) За деревней протекает широкая речка.

3) Все небо затянуло тучей.

4) Дорожка заросла ромашкой и цепкой лебедой.

5) Над ивой и берёзой кружилась стая ворон.

ГРУППА «С»

Прочитай шуточное стихотворение.

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно солёный,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета.

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы!

Стрекочет сорока, стрекочет –

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

                                Б. Заходер

Выпиши имена существительные, обозначь их склонение.

Напиши слова в порядке указанных значений. Обозначь склонение имён существительных.

1) Хлебный злак. 2) Остаток срубленного дерева. 3) Капли тающего снега, падающие с крыши. 4) Вредитель шерстяных вещей. 5) Награда. 6) Засушенный кусок хлеба. 7) Перечень дней в году. 8) Полоска волос над глазом. 9) Покрывало для стола. 10) Народный музыкальный инструмент. 11) Тот, кто пашет землю.
12) Всходы озимого посева. 13) Твёрдая смола, из которой делают украшения. 14. Место на берегу для причала судов.

Слова для справок: пристань, ячмень, пахарь, озимь, янтарь, бровь, медаль, сухарь, капель, моль, пень, календарь, скатерть, свирель.

Поставь имена существительные 1-го склонения в винительном падеже, употребив нужные по смыслу предлоги. Выдели окончания имен существительных.

1) Наклеить (марка, открытка).

2) Намотать (катушка, нитка).

3) Отремонтировать (квартира, неделя).

4) Уронить (ручка, парта).

5) Дорисовать (картина, суббота).

Спиши текст, ставь имена существительные в нужном падеже. Укажи падеж. Выдели окончания.

ПРОГУЛКА.

Мы шли по (дорожка) к (роща). Справа расстилалось поле (пшеница), а слева – поле (конопля). На (опушка) (роща) было много лесных ягод.

Мы наблюдали за птицами и насекомыми. Вот к (берёзка) подлетели сороки. Дятел застучал клювом по (осинка). Грачи важно расхаживали по (полянка). Пчёлы перелетали от (кашка) к (гвоздика), от (фиалка) к (ромашка).

(По В. Свиреденкову.)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 3-го склонения. Выдели окончания. Укажи падеж.

1) На р..ке Кубани у пристани стоял пароход. 2) В Сибири в л..сах много пушных зв..рей. 3) Мы читали рассказы о храбрости и верности русских б..йцов. 4) Во всей окрес..ности не было х..лмов. 5) Отбл..ски со..нца отражались в з..ркальной глади р..ки.

ТЕМА: «1 СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

ГРУППА «А»

Соедини слова-помощники + вопросы с соответствующим падежом.

кем? чем?

Доволен

кто? что?

Думаю о ком? о чем?

Вижу        кого? что?

Дать              кому? чему?

Нет             кого? чего?

Р.п.

В.п.

Т.п

И.п.

П.п.

Д.п.


Запиши слова в три столбика.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

От данных имен существительных образуй новые слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

Спиши пословицы.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

Укажи склонения всех имён существительных.

Выпиши только имена существительные первого склонения.

Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.

Спиши.

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочекянтаря.

По Т. Горовой.

 Определи склонение и падеж всех имён существительных.

 Выделенные слова разбери по составу.

Выпиши только имена существительные первого склонения.

Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно.

Спишите, вставив пропущенные буквы.

Наступила х..лодная з..ма. К (..кну) (п..д) л..тела синич..ка.

Определите падежи имён существительных первого склонения.

ГРУППА «В»

Прочитай слова.

Клевер, жаворонок, щука, стол, комбайн, верблюд, сирень, карась, диван, трактор, табуретка, осётр, цыплёнок, шкаф, молотилка.

Выпиши имена существительные, обозначающие животных. Укажи цифрой их склонение.

Прочитай слова.

Тетрадь, книга, перо, комбайн, жук, клей, зеркало, окно, трактор, осётр, стул, шкаф, молотилка.

Выпиши имена существительные, обозначающие машины. Укажи цифрой их склонение.

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена существительные первого склонения.

Учитель, индюк, мышь, холодок, друг, волшебник.

Спиши. Слова, данные в скобках, употреби в нужном падеже.

I вариант

1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).

II вариант

1) Собака с жадност..ю набросилась на (колбаса, мясо, сахар). 2) Рыбак поймал (щука, окунь, лещ.. , ёрш..). 3) За..ц б..ится (волк, л..са, м..две..ь). 4) Мы любим слушать пение (соловей, с..ница, скв..рец).

Укажи падежи имен существительных второго склонения. Выдели окончания

Составь словосочетания, укажи падеж, выдели окончания.

1) Варенье из (вишня).

2) Увлечение (музыка).

3) Занятие (лепка).

4) Приём в (поликлиника).

5) Ветка (яблоня).

6) Цветы (черёмуха).

7) Путь к (роща).

Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.

ГРУППА «С»

Прочитай шуточное стихотворение.

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно солёный,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета.

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы!

Стрекочет сорока, стрекочет –

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

                                Б. Заходер

Выпиши имена существительные, обозначь их склонение

Напиши слова в порядке указанных значений. Обозначь склонение имён существительных.

1) Хлебный злак. 2) Остаток срубленного дерева. 3) Капли тающего снега, падающие с крыши. 4) Вредитель шерстяных вещей. 5) Награда. 6) Засушенный кусок хлеба. 7) Перечень дней в году. 8) Полоска волос над глазом. 9) Покрывало для стола. 10) Народный музыкальный инструмент. 11) Тот, кто пашет землю.
12) Всходы озимого посева. 13) Твёрдая смола, из которой делают украшения. 14. Место на берегу для причала судов.

Слова для справок: пристань, ячмень, пахарь, озимь, янтарь, бровь, медаль, сухарь, капель, моль, пень, календарь, скатерть, свирель.

Прочитай приметы и пословицы.

1) Кошка к печурк… – стужа  на дворе.

2) Паук усиленно плетёт сети – к сухой погод.. .

3) Лягушки расквакались – к непогод.. .

4) Муравьи прячутся в гнёзда – к гроз.. .

5) Птичк.. ветка дороже золотой клетк.. .

6) Капля по капл.. и камень долбит.

7) У ленивой прях.. и для себя нет рубах.. .

8) Собирай по ягодк.. – набёрешь кузовок.

9) В пашн.. огрехи, а в кармане прорехи.

Объясни смысл пословиц. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания, обозначь падеж имён существительных 1-го склонения.

Спиши текст, ставь имена существительные в нужном падеже. Укажи падеж. Выдели окончания.

ПРОГУЛКА.

Мы шли по (дорожка) к (роща). Справа расстилалось поле (пшеница), а слева – поле (конопля). На (опушка) (роща) было много лесных ягод.

Мы наблюдали за птицами и насекомыми. Вот к (берёзка) подлетели сороки. Дятел застучал клювом по (осинка). Грачи важно расхаживали по (полянка). Пчёлы перелетали от (кашка) к (гвоздика), от (фиалка) к (ромашка).

(По В. Свиреденкову

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ТЕМА: «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

ТЕМА: «МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ШИПЯЩИХ

ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ТЕМА: «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ТЕМА «СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

ТЕМА: «1 СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал с дифференцированными заданиями по русскому языку для 8 класса

Карточки с дифференцированными заданиями созданы по всем разделам курса "Русский язык" для 8 класса...

дифференцированные задания по русскому языку

дифференцированные задания  по русскому языку...

Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса

Дифференцированные творческие задания по русскому языкудля 6 класса...

Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса

Дифференцированные творческие задания по русскому языкудля 6 класса...

Дифференцированные задания по русскому языку для обучающихся 8 класса

Данный материал представдяет собой дифференцированные задания по различным темам. Может быть использован для щбучающихся 8 класса....

Дифференцированные задания по русскому языку

Дифференцированные задания по русскому языку...