дифференцированные задания по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Шараева Маргарита Ивановна

дифференцированные задания  по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differ.zadaniya_sam.rabota.docx113.21 КБ
Файл differentsirovannye_zadaniya.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания по русскому языку

Карточка №1

Тема:  «Наречие.  Употребление наречий в речи.
Группы наречий»

Самостоятельная работа №1

I уровень.  Указать наречия в тексте.  Подчеркнуть их как члены предложения.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.  Пригнувшись и напряженно всмотревшись в потоки дождя, команда дружно приземлилась в грязь.

На какие вопросы отвечают эти наречия?

Самостоятельная работа №2

I уровень.  Вместо «окон» вставить наречия.

Пользуйся словами для справки!

1.  В сердце льстец __________ отыщет уголок.
2.  А ларчик __________ открывался.
3.  __________ соврешь – __________ тебе не поверят.
4.  У сильного __________ бессильный виноват.
5.  Кто хочет __________ знать, тому надо __________ спать.

Слова для справки: сегодня, всегда, мало, завтра, просто, много, всегда.

Карточка №2

Наречие.  Смысловые группы наречий

javascript:void(0);javascript:void(0);Самостоятельная работа №1

III уровень.  Выписать словосочетания (глагол + наречие) и разобрать их.  Определить смысловые группы наречий.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.

Дополнить ряд 2-3 словосочетаниями с наречиями других смысловых групп.

Самостоятельная работа №2

III уровень.   Записать 5-6 пословиц и поговорок с наречиями.  Графически показать зависимость наречий от главного слова.

Самостоятельная работа №3

Домашнее задание.  Подготовить сообщение о происхождении 2-3 наречий.

Самостоятельная работа №4

По заданному началу составить мини-рассказ с использованием наречий.

Я люблю море больше всего на свете.  Хорошо вбежать в воду горячими ногами и мчаться по мелководью, брызгаясь.  Хорошо побродить вдоль воды…

Карточка №3

Слитное и раздельное написание наречий

Самостоятельная работа №1

I уровень.  Соедини синонимичные пары:

 

Наречия

Наречия
и другие части речи

javascript:void(0);javascript:void(0);Наотрез

Наугад

javascript:void(0);Наотмашь

Крепко (очень)

javascript:void(0);Наособицу

Наперехват

javascript:void(0);javascript:void(0);Наобум

Наиболее

javascript:void(0);Наиначе

Категорически

javascript:void(0);Намертво

Размахнувшись

javascript:void(0);Навзничь

Отдельно

javascript:void(0);Наперерез

Назад

 

Самостоятельная работа №1

I уровень.  Зачеркни лишнее:

1)  весело, вечером, туманно, вовремя, грустный;
2)  надолго, наскоро, наверх, на боковую;
3)  без оглядки, без удержу, впотьмах, в охапку;
4)  вправо, издавна, задолго, весело;
5)  слева, крепко, тихо, доверчиво.

Устно объясни свой выбор.

 

 

Самостоятельная работа №1

III уровень.  Раскрыть лексическое значение наречий.  Расставить ударение.  Составить 3-5 предложений с этими наречениями.

 

Наотмашь

 

Наособицу

 

Наобум

 

Навзничь

 

Наиначе

 

Наотрез

 

Намертво

 

Наперерез

 

 

1.                                                                                                                      
                                                                                                                    

2.                                                                                                                      
                                                                                                                    

3.                                                                                                                      
                                                                                                                    

Самостоятельная работа №2

III уровень.  К данным наречиям подобрать наречия-антонимы.  Продолжи ряд самостоятельно.

 

Наглухо

 

. . . . .

 

Наобум

 

. . . . .

 

Наскоро

 

. . . . .

 

Издавна

 

. . . . .

 

Наспех

 

. . . . .

 

Споро

 

. . . . .

 

Карточка №4

Слитное и раздельное написание наречий

Игра «Лото».  Состоит из разрезных карточек.  На одной глаголы, на остальных наречия (10-12 слов).  Это задание хорошо подходит учащимся с разными уровнями обученности и разными модальностями.  Оно развивает, распределяет и концентрирует внимание учащихся, повышает их уровень практической грамотности, расширяет словарный запас (задание №2 направлено на развитие речи учащихся).

Самостоятельная работа №1

Подбери к данным глаголам или словосочетаниям наречия.

Сразиться с врагом

 

Потратить время

 

Вспоминать

 

Трудиться

 

Переписать задание

 

Самостоятельная работа №2

Замени наречия синонимичными, пишущимися слитно.

Напрасно

 

Вволю

 

Своевременно

 

Наспех

 

Насквозь (о пуле)

 

Круто

 

Решительно

 

Плотно

 

Самостоятельная работа №3

Замени наречия синонимичными, пишущимися раздельно.

Бестолково

 

Вовремя

 

Впотьмах

 

Безотказно

 

Ежедневно

 

Шутя

 

Самостоятельная работа №4

Замени словосочетания одним словом – наречием.

Перегоняя друг друга

 

Умышленно разозлить

 

Перебивая друг друга

 

Карточка №5

Написание не с наречиями

I уровень

Самостоятельная работа №1

Вставить пропущенные буквы.  Обозначить орфограммы «не» в наречиях на –о(-е).

(Не)правдиво, а лживо; (не)обоснованно; (не)друж…любно, а враждебно; (не)серьезно, а легк…мысленно; (не)серьезно; (не)далеко, а близко; (не)далеко; (не)умно, а глупо; (не)умно; (не)дружелюбно; (не)легко.

javascript:void(0);Памятка.  Есть противопоставление с союзом  а  – пиши раздельно!

Самостоятельная работа №2

Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы, расставь пропущенные запятые.  Подчеркни наречия как члены предложения.

Старый лес зашумел ровно, (не)умолч(?)но.  М…новав деревню всадники св…рнули (не)влево а вправо и бросились в(с,з)качь.  Солнце было (не)обычайно бол(?)шим и алым потом сузилось и пож…лтело.  Деревня нах…дилась (не)далеко от станци… а близко.  Мальчику пок…залось что (не)знакомец (не)заметно но крайне вн…мательно осматр…вает па(с,сс)ажиров.  Орел с отд…ленной поднявшись вершины парит (не)подвижно со мной наравне.

Самостоятельная работа №3

Подбери к наречиям синонимы с «не», затем антонимы.

Наречия

Синонимы

Антонимы

 

Медленно

Небыстро

Быстро

Образец!

Тихо

 

 

 

. . .

. . .

Много

 

Низко

 

 

 

. . .

Неразумно

 

 

Плохо

 

 

 

 

III уровень

Самостоятельная работа №1

Заполнить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о(-е)».  Составить предложения на все случаи слитного и раздельного написания «не» с различными частями речи.  Сделать вывод.

 

 

Существительные

Прилагательные

Наречия

javascript:void(0);javascript:void(0);javascript:void(0);СЛИТНО

 

 

 

РАЗДЕЛЬНО

 

 

 

 

ВЫВОД: ____________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Самостоятельная работа №2

Подобрать к наречиям синонимы с НЕ, затем антонимы.  Составить по 2 простых распространенных предложения с парами слов.  Сделать вывод о роли синонимической замены наречий.

 

 

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

Внимательно

 

 

Случайно

 

 

Подозрительно

 

 

Дешево

 

 

Справедливо

 

 

 

ВЫВОД: ____________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Цифровой диктант

I уровень.  Расставить номера предложений в соответствии с темой.

НЕ с существительными

 

НЕ с прилагательными

 

НЕ с глаголами

 

НЕ с местоимениями

 

НЕ с причастиями

 

НЕ с деепричастиями

 

НЕ с наречиями

 

1.  Семеро одного (не)ждут.                 2.   (Не)всё коту масленица.
3.  (Не)пойман – (не)вор.                      4.  Хрен редьки (не)слаще .
5.  Всяк правду хвалит, да (не)всяк ее говорит.
6.  (Не)было бы счастья, да (не)счастье помогло.
7.  (Не)боги горшки обжигают.            8.   Голод (не)тетка.
9.  Бедность (не)порок.                          10. Дураку закон (не)писан.
11. Взялся за гуж, (не)говори, что (не)дюж.
12. Давши слово, держись, а (не)давши, крепись.
13. Гость (не)много гостит, да много видит.
14. Дерево скоро садят, да (не)скоро с него плоды едят.
15. Знайку вперед толкают, а (не)знайка за печкой сидит.
16. Мать высоко замахивается, да (не)больно бьет.
17. (Не)всякая птица летит высоко, (не)всякое око видит далеко.
18. Сегодня вёдро, завтра (не)настье.
19. Скоро сказка сказывается, да (не)скоро дело делается.
20. Храбрый (не)тот, кто страха (не)знает, а кто навстречу ему идет.
21. Летела пташка высоко, да села (не)далеко.
22. Муравей (не)велик, а горы копает.
23. Яблоко от яблони (не)далеко падает.
24. Живи своим трудом, а (не)чужим добром.

Самостоятельная работа №2

I уровень.  Домашнее задание: выписать 10 пословиц и поговорок на написание «не» с наречиями.

III уровень.  Классифицировать пословицы и поговорки по написанию НЕ с различными частями речи.  Графически объяснить орфограмму.

Самостоятельная работа №3

III уровень. По картинке составить рассказ-миниатюру с использованием наречий с орфограммой «НЕ с наречиями».

I уровень.  Составить по картинке словосочетания с наречиями.

Карточка №6

«н» и «нн» в наречиях на –о(-е)

I уровень

Самостоятельная работа №1

От данных прилагательных образуй однокоренные наречия.

Смотри образец и памятку: сколько «н» в прилагательном – столько в наречии!

Прилагательное           Наречие

Прилагательное           Наречие

Медленный –                медленно

Искре(н,нн)ий  –

Пристой(н,нн)ый  –

Позд(н,нн)ий  –

Увлече(н,нн)ый  –

Отдале(н,нн)ый  –

Ежеднев(н,нн)ый  –

Искусстве(н,нн)ый  –

Тума(н,нн)ый  –

Торжестве(н,нн)ый  –

Изолирова(н,нн)ый  –

Ветре(н,нн)ый  –

Бесслед(н,нн)ый  –

Качестве(н,нн)ый  –

Двусмысле(н,нн)ый  –

Време(н,нн)ый  –

Нежда(н,нн)ый  –

Типич(н,нн)ый  –

Лицемер(н,нн)ый  –

Мысле(н,нн)ый  –

Самостоятельная работа №2

Вставь пропущенные буквы.  Подчеркни наречия с орфограммой «Н и НН в наречиях» как члены предложения.  Вставь пропущенные запятые.

1. Старик дремал прикрыв лицо от мух рва(н,нн)ой бараньей шапкой, а внук Василь подперев подбородок ладонями и сощурив глаза рассея(н,нн)о смотрел на реку.
2. Старик прищурился самоувере(н,нн)о мотнул подбородком вверх и в его голосе дрогнули нежда(н,нн)о прорвавшись какие-то звери(н,нн)ые звуки.  
3. Его маленькие голубые глазки окруже(н,нн)ые белыми ресницами смотрели со(н,нн)о.    
4. Старик растеря(н,нн)о моргал глазами и напряже(н,нн)о прислушивался.

Памятка: Наречие можно заменить другим, синонимичным наречием.

Карточка №7

«н» и «нн» в наречиях на –о(-е)

III уровень

Самостоятельная работа №1

Распредели словосочетания в три столбика.  Вставь пропущенные буквы.  Обозначь морфему.  Дополни ряд своими примерами (2-3 в каждой группе).  Сделай вывод.

Отчеты собра(н,нн)ы, скоше(н,нн)ая трава, напряже(н,нн)ый момент, местность пусты(н,нн)а, песча(н,нн)ый берег, смышле(н,нн)ый малыш, листва озаре(н,нн)а, ране(н,нн)ый боец, даль тума(н,нн)а, жела(н,нн)ый друг, подли(н,нн)ые украшения, смотрел рассея(н,нн)о.

Прилагательные

Причастия

Наречия


 

 

 

ВЫВОД: ____________________________________________________
_________________________________________________________

Самостоятельная работа №2

Выписать сначала словосочетания с «н», потом с «нн».  Надписать над ними названия части речи (н., прил., прич.).  Составить 3 сложных предложения с первыми тремя словосочетаниями.

Смотрел рассея…о, облака рассея…ы, девочка рассея…а, радость неожида…а, получил неожида…о, появление неожида…о, группа убежде…а, рассказывал убежде…о, козочка испуга…а, говорил испуга…о, стадо испуга…о, разглядывал бессмысле…о, речь бессмысле…а, выступление бессмысле…о, внимание постоя…о, работа постоя…а, дует постоя…о.

Н

 

 

НН

 

 

 

      _________________________________________________________
_________________________________________________________

Карточка №8

Буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

I уровень

Самостоятельная работа №1

Игра «Собери слова».  Из предложенных морфем «собери» наречия (кто больше).

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

javascript:void(0);

 

 

Внимание!  Есть «лишние» морфемы.  Укажи их!

Самостоятельная работа №2

Укажи в предложениях наречия на –о, -е, образованные приставочно-суффиксальным способом, подчеркнув их как члены предложения.  Разбери эти наречия по составу.  От каких прилагательных образованы эти наречия.

 

Прилагательные

1. Ветер снова усилился.

 

2. Небо было раскалено почти добела.

 

3. Серое небо предвещало дождь надолго.

 

4. Справа и слева низина клубилась туманом.

 

5. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.

 

6. Издалека послышался шум.

 

7. Изредка из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало.

 

Карточка №9

Буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

III уровень

Самостоятельная работа №1

От прилагательных образовать все возможные наречия (кто больше).

Темный

 

Сухой

 

Красный

 

Далекий

 

Долгий

 

Левый

 

Правый

 

Новый

 

Начало

 

Глухой

 

 

В ряду прилагательных укажи «лишнее» слово.  Почему?  Составь 5 словосочетаний (глагол + наречие).  Обозначь главные и зависимые слова.  Произведи морфемный разбор наречий с приставками из-, до-, с-.

      _________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Самостоятельная работа №2

Замени словосочетания наречиями на -о, -а на конце.

Беседовать без стеснений

 

Переписать окончательно

 

Закрыть очень плотно

 

Сказать дерзость не подумав

 

Приложить близко

 

         . . .

 

         . . .

 

 

Продолжи ряд самостоятельно.  Найди «лишнее» словосочетание.

Карточка №10

о-ё после шипящих на конце наречий

I уровень

Самостоятельная работа №1

Подбери к глаголам наречия, используя слова для справок.  Обозначь условия выбора букв о-ё после шипящих.

 

Учиться . . .

Поглядывать  . . .

Говорить . . .

Всматриваться  . . .

Звучать  . . .

Двигаться  . . .

Выступать  . . .

Защищать  . . .

 

Слова для справок:  блестяще, хорошо, убеждающе, горячо, неуклюже, осуждающе, испытующе, торжествующе.

Самостоятельная работа №2

Образуй от прилагательных наречия на о-е.  Графически обозначь орфограмму.

 

javascript:void(0);

Зловещий –

Певучий –

Свежий –

Крепкий –

Волнующий –

Горячий –

Убаюкивающий –

Угрожающий –

Крепкий –

 

Внимание!  В ряд прилагательных вкралось «лишнее» слово!  Найди его!

Карточка №11

о-ё после шипящих на конце наречий

III уровень

Самостоятельная работа №1

Заполни таблицу «Буквы о, е, ё после шипящих в разных частях слова» 2-3 примерами.  Обозначь условия выбора указанных букв.  Составь с этими словами предложения с причастным и деепричастным оборотами; сложное предложение.

 

Гласная после шипящей

ЧАСТЬ СЛОВА

javascript:void(0);

javascript:void(0);

javascript:void(0);


ё

 

 

 

 

 

 

 

 

 


о

 

 

 

 

 

 

 

 

 


е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      _________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Самостоятельная работа №2

Замени наречия наречиями-синонимами с буквами о-е после шипящих.

Взяться за дело усердно –
Работу выполнить прекрасно  –
Любить сильно –
Говорить напевно –
Вести себя дерзко –
Смотреть неодобрительно –
Двигаться неловко –

Составь с полученными сочетаниями 2-3 предложения с однородными членами.

Карточка №12

ПОВТОРЕНИЕ

I уровень

Самостоятельная работа №1

Пользуясь справкой, вставь в «слепой» текст наречия.  Графически объясни орфограммы.  Объясни значение подчеркнутых слов.

Куртки  ___________ ,                      Шли ___________ –
Шапки ___________ –                      Просто ___________ ,
Шли ___________                             ___________ и ___________ ,
В первый теплый день                    А потом ___________

(Стихотворение С.Я.Маршака «Друзья-товарищи»)

Справка: (на)зад, (куда)попало, прям(а,о), (на)распашку, (на)прав(а,о), (на)бекрень, (на)угад, (куда)попало.

Самостоятельная работа №2

Подчеркни наречия как члены предложения.  Стрелкой обозначь их зависимость от главных слов.  Обозначь орфограммы.

Колосья тих… б…ют вас по л…цу, вас…льки ц…пляют(?)ся за ноги, перепела кр…чат кругом, лошадь бежит рыс(?)ю.  Статные осины выс…ко л…печ(а,у)т над вами; дли(н,нн)ые, в…сячие ветки берез едва ш…велят(?)ся; м…гуче дуб стоит, как боец, подле…

Самостоятельная работа №3

Разбери по составу слова из текста:


Наречия

 

 

 


Прилагательные

 

 

 


Глаголы

 

 

 

Карточка №13

Зачет по теме «НАРЕЧИЕ»

Самостоятельная работа №1

Игра «Словообразование».  Используя буквы вписанного по вертикали слова, записать по горизонтали наречия, образованные от стоящих напротив слов.

 

 

 

С

 

 

 

 

Сухой

 

 

Л

 

 

 

 

Плавать

 

 

О

 

 

 

 

Один

 

 

В

 

 

 

 

Двое

 

 

О

 

 

 

 

Род

 

 

О

 

 

 

 

Бок

 

 

Б

 

 

 

 

Белый

 

 

Р

 

 

 

 

Трое

 

 

А

 

 

 

 

Тайна

 

 

З

 

 

 

 

Зло

 

 

О

 

 

 

 

Общий

 

 

В

 

 

 

 

Весь

 

 

А

 

 

 

 

Даль

 

 

Н

 

 

 

 

Новый

 

 

И

 

 

 

 

Ничья

 

 

Е

 

 

 

 

Верх

Самостоятельная работа №2

Кроссворд «Спрятанные слова».  Заполни клетки наречиями и в выделенном столбике прочтешь название части речи.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Навыворот.

2.     В отдалении, на некотором расстоянии.

3.     Пересекая путь кому-либо.

4.     Одно из наречий, на конце которых ь не пишется.

5.     С целью, с намерением, с умыслом.

6.     Вдвоем, без посторонних.

7.     Без определенной цели, пользы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет по теме «НАРЕЧИЕ»

III уровень.  Обязательная часть

I.     Употребляются ли наречия при существительных?  Если да – приведи несколько примеров.

________________________________________________________
________________________________________________________

II.    Приведи несколько примеров словосочетаний с наречиями и омонимичными предлогами.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

III.   Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?    

IV.   Можно ли вне текста определить, к какой части речи относятся слова глубокó, широкó, далеко и др.?  Почему?

________________________________________________________
________________________________________________________

V.    Известно, что наречия – неизменяемые слова.  Но какие из них и в каких случаях всё же изменяются? ___________________________________________

________________________________________________________

VI.   Назови три наречия с одинаковым количеством букв, образованные от слова тихий: ________________________________________________________

________________________________________________________

VII. Определи часть речи в двух предложениях:

а) Здесь сколько цветов! ____________________________________

б) Я столько передумал за это время! ________________________

VIII. Назови басню Крылова, где существительное тьма употребляется в значении наречия («очень много», «масса»): ___________________________

________________________________________________________

IX.   Назови стихотворение А.С.Пушкина, из которого взяты наречия: неподвúжно, наравнé, отселе, здесь, смиренно, ниже, вотще (напрасно), грозно?

________________________________________________________

X.    Назови наречия в стихотворении Лермонтова «Парус». __________

________________________________________________________
________________________________________________________

XI.   Составь предложения, в которые вошли бы слова нáбок и на бóк, óтроду и óт роду, наýтро и нá утро, вначале и в начале, сначала и с начала.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

XII. Объясни морфологические и смысловые различия слов озабоченно и озабочено, сосредоточенно и сосредоточено, сдержанно и сдержано, обдуманно и обдумано, согласованно и согласовано.  Составь 5-6 предложений.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

Зачет по теме «НАРЕЧИЕ»
ТЕСТ

I уровень.  Обязательная часть

I.     Укажи неверное утверждение:

а) наречия обозначают признак действия;

б) наречия не изменяются;

в) наречия могут относиться к одному из трех родов.

II.    Подчеркни в тексте наречия.

Солнце косыми лучами невыносимо жгло мне шею и щеки.  Верстовые столбы я замечал издалека.  Облака, прежде рассыпанные по небосклону, приняв зловещие черные тени, теперь собирались в одну большую мрачную тучу.  Изредка погромыхивал дальний гром.  Большая темно-лиловая туча быстро продвигалась к нам.

III.   Укажи лишнее слово:

а) смело;

б) близко;

в) лежа;

г)  слева;

д) завтра.

IV.   Назови части речи:

а) обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия –     ;

б) показывает, каким образом, как, когда, где совершается действие  –        .

V.    Укажи предложение с деепричастным оборотом (запятые не проставлены):

а) Поднимающееся солнце освещало верхушки леса.

б) Солнце поднималось, освещая верхушки леса.

в) Солнце поднималось и освещало верхушки леса.

VI.   НЕ или НИ нужно писать в словах данных предложений?

1. Темная ночь, н…где не мерцал огонек.

2. Путником н…где было переночевать, и они построили шалаш.

        Выбери правильный ответ:

а) в обоих случаях НЕ;

б) в обоих случаях НИ;

в) в первом предложении НЕ, а во втором – НИ;

г)  в первом предложении НИ, а во втором – НЕ.

VII. Укажи наречия с НН:

а) тума…о;

б) мысле…о;

в) интерес…о;

г)  нечая…о.

VIII.          Укажи слово, состав которого соответствует схеме javascript:void(0);:

а) весёлый;

б) невесёлый;

в) весело;

г)  невесело.

II уровень.  Дополнительная часть

IX.   Раскрой скобки.  Обозначь главные и зависимые слова.  Поставь вопросы к зависимым словам.  Устной объясни свой выбор орфограммы.

(Во)время предупредить, (во)время урока, подняться (на)верх, (на)верх холма, положить (на)бок лодки, повалиться (на)бок, (в)ручную машину, вышивать (в)ручную.

Контрольный диктант по теме «НАРЕЧИЕ»

ПОЛЕТ В ГОРАХ

Справа за грядами гор угасает оранжевым пламенем вечерняя заря.  Последний луч солнца освещает вершину Эльбруса.  Наш самолет летит напрямик.

Сумерки сгущаются сильнее.  Надо торопиться, чтобы добраться домой вовремя.  На потемневшем небе загорается первая звезда.  Беловатые облака потянулись длинными волокнами слева от ущелья.  Потускнели очертания склонов вверху.  Внизу уже не различишь деревьев.

Вот справа блеснули яркие огни электростанции.  Самолет летит над ущельем.  Внизу виднеется извивающаяся лента горной речки.  По сторонам теснятся зубчатые утесы гор, покрытые синеватым снегом.

Сказочно красиво!

Грамматическое задание

I уровень.  Подчеркни наречия.  Обозначь в них орфограммы. 

Укажи слова с чередующимися гласными в корне. 

Укажи предложение, соответствующее схеме: [                             ×    , |         ]

 

II уровень.  Запиши наречия со словами, от которых они зависят.  Покажи эту зависимость схематически

Подбери однокоренные слова-наречия к слову «напрямик».

Разбери по составу слова «потускнели», «потемневшем», «сгущаются».

Составь схему и произведи синтаксический разбор 2-го предложения во 2-ом абзаце.

 

III уровень.  Раскрой лексическое значение слов «гряда», «утес».

Замени, где можно, наречия синонимичными сочетаниями слов и составь с ними предложения.

Определи стиль и тип текста.

 

Отредактируй предложения:

Подходя к лесу, мне стало холодно.

 

Какаду жила у бабушки в доме много лет.

 

Согласно распоряжения директора срок подачи отчета истекает четвертого апреля.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе.  Из опыта работы.  М., Просвещение, 1994 г.

 Т.Угроватова. Подсказки на каждый день. М., «Владос», 1995 г.

 В.П.Канакина. Дидактический материал к урокам русского языка для начальных классов.  Владимир, «Владимирская школа», 1995 г.

 В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь.  Занимательно о русском языке. Л., «Просвещение», 1990 г.

 А.Арсирий, Г.Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка.  Учпедгиз, 1963 г.

 Диагностический паспорт 7 «А» класса.

 М.Балабан.  Чрезвычайная природа школьной неволи. «Управление школой» от 8-15 января 2002 г.

 Осваиваем уровневую дифференциацию: организация работы.  Информационный бюллетень научно-педагогического объединения «Образование для всех».

 Дифференциация в обучении.  Закрытый семинар.  О.Б.Логинова.

 



Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания по русскому языку

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к обучению учащихся на уроках русского языка
(набор разноуровневых заданий по курсу русского языка в 7 классе)


 

В данной экспериментальной работе представлены практические задания к урокам русского языка в 7 классе.  Основная задача эксперимента – разработать систему индивидуальных разноуровневых заданий для самостоятельных и контрольных работ по русскому языку с учетом различных параметров индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика (ИСУД).

Данный дидактический материал по теме «Наречие» разработан с учетом уровневой дифференциации, т.е. таких методических приемов, которые позволяют вести индивидуальное обучение практически на каждом уроке.  Этот материал дифференцирован с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их уровней обученности и обучаемости, с учетом психических процессов и качеств личности, являющихся следствием психических заболеваний детей.  Для рациональной и эффективной организации учебного процесса

       определены основные понятия предмета, тематические результаты обучения,

       продуманы обязательные итоговые и текущие требования по теме,

       скорректировано поурочное планирование,

       выделено главное в подаче материала,

       подобран и накоплен необходимый дидактический материал с учетом индивидуальной работы на уроках и для выполнения домашних заданий.

Для индивидуализации учебного процесса необходимо определить особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика, диагностировать уровень его обученности по результатам контрольно-методических срезов.

При I-ом уровне обученности ученик понимает и запоминает новую информацию с помощью схем, таблиц, опорных конспектов, правил «помощников», может применить ее по алгоритму (с использованием образца, справка, канона).

Учащийся II уровня обученности способен выполнить задание самостоятельно, без подсказки, но аналогичное тому, что выполнялось в классе, активно использует приобретенные знания в знакомой ситуации.

III уровень творческий: ученик способен самостоятельно применить полученные теоретические знания, выполнить любое практическое задание, а также проектировать новые способы решений.

Составление «Карт класса для индивидуализации учебного процесса», проведение мониторинга результативности обучения, знакомство с результатами мониторинга лечащих врачей, психологов, внедрение приемов организации самостоятельной деятельности и приемов мотивации обучения, систематизация учебных приемов, создание картотеки форм учебных заданий и приемов приводит к расширению зоны ближайшего развития, повышению уровня учебных возможностей (обучаемости), росту мотивации и развитию успеха учащихся.

 

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: разработать систему разноуровневых индивидуальных самостоятельных и проверочных работ, способствующих повышению уровня обученности учащихся.

 

ЗАДАЧИ:

1)    повышение практической грамотности учащихся;

2)    пополнение теоретических знаний;

3)    расширение словарного запаса;

4)    обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка;

5)    совершенствование навыка владения монологической речью.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: использование разноуровневых индивидуальных заданий на уроках русского языка в 7 «А» классе в 2002-2003 учебном году позволило повысить уровень обученности учащихся:

 

Уровни
обученности

На начало
учебного года

На конец
учебного года

I уровень

3

4

II уровень

3

4

III уровень

1

1

«Группа риска»

2

-

 

Данные учебные приемы, используемые на уроках русского языка, способствуют развитию различных навыков и умений учащихся.

Например, задания карточки №1 («Понятие о наречии.  Смысловые группы наречий»): развивают умение находить наречия в тексте по их грамматическому значению и морфологическим признакам; выявить своеобразие наречия как части речи; выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; раскрыть синтаксическую роль данной грамматической категории не только в отдельных предложениях, но и как один из способов связи предложений в тексте.  Также выполнение этих заданий направлено и на развитие связной речи учащихся, способствующих обогащению словарного запаса (лексикона) изобразительно-выразительными средствами русского языка, делающими речь более точной и выразительной.  Умение находить словосочетания с наречиями, их анализ позволит учащимся сделать вывод, что наречия могут относиться к глаголу, деепричастию, причастию и существительному, а это необходимо, чтобы определить, что же означает наречие – признак действия или признак признака (на развитие языкового кругозора за счет знакомства с этимологией слова).

Задания карточки №2 («Написание не с наречиями») формируют навык написания не с наречиями в сравнении с другими частями речи, навык синонимической замены наречий и ее роль, позволяют учащимся расширить словарный запас за счет подбора наречий-антонимов.  Анализ теоретического материала, выполненных практических упражнений дает возможность сделать вывод о том, что в наречиях не на –о,   не является только частицей.

Задания карточек «Написание н и нн в наречиях» формируют орфографические навыки, умение разграничивать краткие прилагательные, причастия и наречия, умение рассуждать, применяя правило-помощник и аргументируя выбор орфограммы: обстоятельство образа действия относится к глаголу – это наречие, его можно заменить другим наречием, в нем пишем столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; сказуемое может быть выражено кратким прилагательным или кратким причастием: краткое причастие можно заменить глаголом (в нем пишем н), а краткое прилагательное можно заменить прилагательным в полной форме (в нем пишем столько н, сколько в полном).

Прежде всего все индивидуальные задания направлены на формирование навыков практической грамотности учащихся, но кроме этого они способствуют развитию

       логического мышления (карточки №___, подобрать слова с противоположными по написанию частями слова, например, стеклянный – серебряный; составить слова с частями слова: ому, ому; прочитать зашифрованные предложения, соотнеся цифры и буквы; разгадать ребус или кроссворд и т.д.);

       умению обобщать (составление различных таблиц);

       проводить анализ и синтез (распределить слова по видам орфограмм);

       отрабатывать орфоэпические нормы языка, т.е. правильность произношения наречий;

       умение систематизировать, обобщать материал;

       развертывать информацию, делать выводы (это способствует развитию письменной монологической речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка

Методическая разработка уроков русского языка с применением дифференцированного подхода...

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях  по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...