Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ракишева Екатерина Андреевна

Цель: познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 «Б» классе по теме:

«Имена существительные общего рода»

Учитель :Ракишева Екатерина Андреевна,  

МАОУ «Сервинская ООШ»

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цели урока:

- познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных;
- сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;
- начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода;

- пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Деятельность обучающихся:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

П: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять  в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.

Л: обогащать грамматический строй своей речи.

Метод обучения: проблемный урок.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Актуализация знаний.

1. Буквенный диктант.

Задание: ответить про себя  на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

  • Какое слово у Вас получилось?

- Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  •  Каково его лексическое значение?

З

Н

А

Й

К

А

  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)

2.Морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА

Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) 
собственное или нарицательное;
б) 
одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

Приводят все факты, всплывающие в памяти об имени существительном.

III. Постановка проблемы.

- Можем ли мы определить род у этого слова?

- Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

-Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.

- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Определяют род.

Анализируют при сравнении.

Высказывают предположения на основе наблюдений

IV. Открытие новых знаний.

- В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

- Какая тема нашего урока?

- Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?

  • ужасная неряха 
  • ужасный неряха

- Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

- Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

- Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе.

Обобщают и делают выводы.

Формулируют  тему урока.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

- Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

Ребята, мне нужна ваша помощь! Я уже устала от Незнайки, даже не знаю, что с ним делать. Он стал таким зазнайкой и хвастунишкой. Все жители Цветочного города считают его невежей. А недавно Кнопочка мне сказала, что я стала такая плакса. Думаю, во всём виноват этот несносный коротышка. Ещё хочу поделиться с вами своими планами на будущее: я решила стать преподавателем, чтобы обучить нашего Незнайку хорошим манерам. Вы только представьте: курс лекций по этикету проведет кандидат наук Ромашка.
Жду с нетерпением Ваших советов. До скорой встречи. 
  Ваша Ромашка.

-Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

-Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

- Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

- Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

- Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?

-Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).

-Придумайте предложение с одним из этих слов и запишите в тетрадь.

-Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 15-151). Обсуждение.

- К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка.)

4. Игра «Отгадай слово».

- Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание: Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

Описание: https://urok.1sept.ru/articles/664730/img1.jpg

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

- Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин.

5.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Задание: соединить слова с их лексическим значением.

Подлиза

неопрятный, грязный человек.

Обжора

горемычный (несчастный) человек.

Плакса

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

Грязнуля

изнеженный человек.

Хитрюга

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Непоседа

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

Растяпа

тот, кто болтает вздор, пустяки.

Неженка

ненасытный, прожорливый человек.

Горемыка

очень хитрый человек.

Пустомеля

тот, кто много и часто плачет.

 - Поменялись в паре листочками, проверяем ( ставим плюс или минус).

- Оцениваем, считаем плюсы, ставим оценку на листочке.

 Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности. Расширяют словарный запас. Отбирают нужную информацию для выполнения практического задания.

Излагают свои мысли в устной и письменной форме.

Слушают других, корректируют свою точку зрения.

Осуществляют  взаимный контроль.

VI. Итог урока.

- Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.

  • Какова была цель урока? Мы ее достигли?
  • К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?

Графический диктант.

- Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.

Задание: отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».

+ 1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.

+ 2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.

+ 3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.

+ 4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.

– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.

+ 6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.

+ 7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.

– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.

+ 9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).

+ 10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.

- Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.

- Я, надеюсь, что вы будете употреблять в своей речи имена существительные общего рода, но чаще всего только с положительной характеристикой, чтобы не обидеть друг друга.

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

VII. Рефлексия.

- Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.

Спасибо вам за урок!

Определяют степень успешности своей работы.

VIII. Домашнее задание.

1 вариант – написать слова общего рода с положительной характеристикой;

2 вариант – написать слова общего рода с отрицательной характеристикой.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Имена существительные общего рода"

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода"...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Имена существительные общего рода"....

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...