защита курсовой работы
материал по русскому языку

Перфильева Ксения Сергеевна

защита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_kursovoy_raboty_perfileva_k.s.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые члены комиссии, коллеги! Позвольте представить вашему вниманию курсовую работу на тему «Дидактические игры на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков у младших школьников».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретную задачу научить школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила пунктуации при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное [33, с.12]. Действительно, орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, так как проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности. Этот факт подтверждает и примерная основная образовательная программа начального общего образования, в которой акцент делается на овладение орфографической стороной письма, способствующей усвоению родного языка в письменной форме. Таким образом, проблема «Дидактических игр на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков у младших школьников» является актуальной, что и определило выбор темы нашего исследования.

Объектом исследования: является процесс формирования орфографических навыков у младших школьников.

Предмет исследования: возможности использования дидактических игр как средство повышения орфографической грамотности младших школьников.

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты использования дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования орфографических навыков у младших школьников.

Задачи исследования представлены на слайдах:

В работе использовались следующие методы исследования: 

Теоретические: 

  • анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
  • синтез полученных знаний;

Структура исследования курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Решая задачу параграфа 1.1 – изучить особенности формирования орфографических навыков у младших школьников. Мы рассмотрели несколько аспектов.. В «Словаре современного русского литературного языка» под орфографией понимается «общепринятая система правил написания слов данного языка, правописание». Название данного термина произошло от греческих слов орфос - «правильный» и графо - «пишу». Поэтому и орфограмма в переводе означает «правильное написание, буква». То есть, основной единицей правописания служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. Необходимым условием формирования грамотного письма является освоение графики и орфографии. Говоря об обучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических умений и навыков.

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность у учащегося, ставить перед собой орфографические задачи. Для этого у обучающихся нужно развивать следующие орфографические умения:  

  1. ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
  2. устанавливать тип орфограммы;
  3. применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи);  
  4. осуществлять орфографический самоконтроль. [1, с.125].

Отметим, что важным условием формирования орфографических умений является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических умений, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

Решая задачу параграфа 1.2, мы рассмотрели некоторые возможности использования дидактических игр как средство формирования орфографических навыков у младших школьников.

Говоря о возможностях применяемых дидактических игр на уроках русского языка можно выделить следующее:

а) значительно растет познавательный интерес к предмету;

б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

в) активизируется учебно-познавательная деятельность;

г) формируется положительная мотивация к учебной деятельности, развивается внимание, увеличивается работоспособность. Перечислим функции дидактической игры, которые доказывают ее необходимость и важность для учебного процесса;

 - дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

-  помогает выявить индивидуальные особенности детей;

Дидактическая направленность игр проявляется в применении орфографических знаний и умений, развитии общеучебных умений и навыков, самостоятельности, воли, а с другой – сотрудничества, коллективизма и общительности, также отражается в развитии внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, в развитии воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, а главное - стимулирует речь.

В практической части исследования мы проанализировали актуальное состояние педагогической практики по вопросам применения дидактических игр на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков у младших школьников

Изучили работы следующих педагогов: учителя начальных классов I квалификационной категории МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска Муртазина Коркем Шандозовна, И.В. Кузьмина, являющейся учителем-методистом школы № 20, Л.И. Смагина, Д.В. Менджерицкой и пришли к выводу о том, что

Дидактическая игра используется большинством учителей на уроках русского языка, так как она способствует переключению видов деятельности, развитию                 коммуникабельности,                 сплоченности коллектива.

Дидактические игры могут использоваться на различных этапах урока: от организации начала урока до рефлексии.

Много дидактических игр авторы советуют использовать для усвоения орфографии. [14, с.31].

Следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Далее мы рассмотрели использования дидактических игр на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков младших. Перечислим некоторые из них: Помоги Незнайке.

Дети разбиваются на 3 команды по 5 человек. На доске написаны три столбика слов с безударными гласными.

Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных: каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную, написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.

Почтальон

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

Рифмовки - «запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. «Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений.

Вот пример одной из «запоминалок»:

Сочетания ЩА и ЧА

в слове пища и свеча,

чаща, дача и печать -

нужно с буквой А писать,

потому что ЧА и ЩА

пишут только с буквой А.

Исходя из всего вышеперечисленного, дидактические игры являются хорошим средством для формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка, они способны привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Включение дидактических игр в процесс обучения, способствует более качественному усвоению знаний по орфографии.

Таким образом, все вышеизложенное, что позволяет считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Защита курсовой работы.(КПК)

Крусы повышения квалификации преподавателей физики. "Лабораторные работы как средство повышения качества профессионального образования"...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Защита растений"

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮКУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ110202 – «Плодоовощеводство и виноградарство»...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Положение о курсовой работе (курсовом проекте) для студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование НСГК 2021-2022г.

Настоящее Положение о курсовой работе (курсовом проекте) разработано на основе ФЗ от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации ...