Порядковые числительные
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Беля Елена Александровна

Порядковые числительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ропрТема: Порядковые числительные.

Класс: 6

Учитель: Беля Елена Александровна

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Цель: формирование навыков употребления порядковых числительных в речи.

Задачи:

1) научить различать порядковые числительные от количественных;

2) научить особенностям изменения порядковых числительных;

3) предупредить грамматические ошибки при склонении порядковых числительных.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

ученики познакомятся с порядковыми  числительными, обозначающими порядок предметов при счёте, узнают, что они изменяются по падежам, родам и числам; сформулируют  познавательную  цель; а также поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); сравнение результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений; оценка.

Личностные:

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих способностей.

Коммуникативные:

взаимодействие учащихся в группах, парах,  развитие уважения друг к другу; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

                                                    Ход урока

1.Оргмомент.  (1 слайд) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна, сегодня урок у вас проведу я. Класс поделить на 2-3 группы, каждая стоит у своей зоны.

Первый ученик каждой группы просит ребят   рассчитаться по порядку, после  расчета, говорит: «Группа к уроку готова!».

Учитель:Прошу занять свои места. Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок так необычно? (скоро мы будем отмечать День защитника Отечества( какого числа?) -23 февраля).

Фронтальный опрос.А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у  каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные?  (на порядок по счету).Делаем вывод, какие это числительные?

Учащиеся:  Это порядковые числительные.

Значит тема  сегодняшнего урока?  ( порядковые числительные).  ( 2 слайд)Учащиеся записывают тему урока.

Что вы еще знаете об имени числительном? (Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).

2. Изучение нового материала.

(Создание проблемной ситуации).                                                                                      

( слайд 3)А какие праздники у нас впереди?  (8 марта, 1мая, 9 мая). Я вам желаю их провести весело, задорно. Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (65- я  годовщина  Победы нашего народа в Великой Отечественной войне).  Война длилась долгие  четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы ВОВ.

А какой год   был  самым  тяжелым?  (дети отвечают).

 ( слайд 4)Давайте запишем в тетрадь (1 ученик у доски) предложения:

Первый год войны был самым тяжелым  для русского народа.

Произвести синтаксический разбор предложения. ( слайд 5)

(Возникновение проблемной ситуации) Учитель: Ребята,  с какой  проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос:  какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы,  и  выдвижению гипотезы).

Задание№1:  Из предложения выпишите словосочетания ( 6 слайд)

Первый   год                                         Тяжелый     год

Определите главное слово и зависимое и задайте вопрос.

(Слайд 7)

На какой вопрос отвечает и прилагательное, и числительное? (какой?)

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. Просклоняем словосочетание тяжелый год устно  ( слайд 8).(Задания по решению проблемы)                                                                                          

Задание №2

Склонение прилагательного

 И. п. тяжелый год

 Р. П. тяжелого года

 В.п.  тяжелый год

 Д. п. тяжелому году

 Т.п.  тяжелым годом

 П.п.  о тяжелом годе

Самостоятельно просклонять числительное.

Просклоняйте самостоятельно словосочетание первый год и выделите окончания (один пишет на доске).

 И. п. первый год

 Р. п. первого года

 В.п.  первый год

 Д. п. первому году

 Т.п.  первым годом

 П.п.  о первом годе

Сравните окончания прилагательного и числительного, что вы заметили? (они одинаковые и отвечают на один и тот же вопрос) Какой мы можем сделать из этого вывод?

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

Задание № 3 (слайд9) Придумайте словосочетание (числительное + существительное) к словам на слайде, чтобы у числительных был другой род и другое число.

(слайд 10)

Первая  битва  (ед.ч., ж.р.)

 Первое сражение  (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Гипотеза подтвердилась.

Физкультминутка.(слайд 11)

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Задание №4. ( слайд 12) Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году. Где здесь порядковое числительное? (1941)

Самостоятельная работа.

Просклоняйте числительное  тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях.   1 ученик у доски. Выделить окончания.

        Тысяча  девятьсот  сорок первый                        

        Тысяча  девятьсот  сорок первого                        

        Тысяча  девятьсот сорок первому                        

                Тысяча  девятьсот сорок первый                

        Тысяча  девятьсот сорок первым                

                О тысяча  девятьсот сорок первом        

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой  еще вывод можно сделать?

Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.

Задание № 5. (слайд 13)

Откройте учебник «Практика» упражнение 504. Выписать предложения в тетрадь, добавив недостающие числительные.

5. Итог урока.  (слайд 14)

Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке, давайте повторим:

-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)

-как изменяются порядковые числительные?  (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?                                    (от существительного, к которому оно относится).

  Молодцы, ребята! Сегодня вы славно потрудились.

6. Домашнее задание.( слайд 15)  Стр. 158., п. 66,упр. 378. Выполнив  задание, вы познакомитесь с событиями,  в которых русскому народу  приходилось защищать нашу землю от захватчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование порядковых числительных

Данная презентация поможет ввести правило образования порядковых числительных 1 - 12. Имеется упражнение для первичного закрепления. Можно использовать с любым УМК....

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)   Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку по французскому языку по теме: Порядковые числительные

Данная презентация может быть использована на уроках французского языка при изучении и повторении порядковых числительных....

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...