"Дробные уроки" в обучении детей с неустойчивостью внимания
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Заболоцкая Татьяна Петровна

    Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами, ребёнок не готов усваивать учебный материал в течение 45 минут урока или соизмеримого по длительности дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ожулунская средняя общеобразовательная школа»

«Дробные уроки» для детей

с недостаточной устойчивостью внимания»

Автор: Заболоцкая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы

                                                                               

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..3

Основная часть ……………………………………….4-7

Практическая часть…………………………………8-17

Заключение……………………………………………..18

Приложение……………………………………….…....19

Литература ……………………………………………..20

Введение

    Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами, ребёнок не готов усваивать учебный материал в течение 45 минут урока или соизмеримого по длительности дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями.

   

Основная часть

    Способность удерживать внимание в течение урока является скорее исключением из правил. Не следует путать дисциплинированно сидящий класс и внимательно слушающих учеников. Приведем некоторые сведения из психологии. Через 5-6 минут напряжённой монотонной работы практически у всех возникают трудности с удержанием внимания. Если объект не вызывает интереса, то мозг временно снижает внимания к объекту. После этого часть людей усилием воли снова сосредотачивает внимание на изучаемом объекте, но большинство переключается на что-либо другое.

    Студентов колледжа попросили записать мысли, которые возникают в ходе занятий. Результаты оказались следующими: 20% слушали внимательно, хотя только 12% процентов слушали активно; 20% думали о предстоящем свидании; 20% предавались воспоминаниям; остальные мечтали, переживали, беспокоились, размышляли на произвольные темы.

(Атватер И. Я вас слушаю. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтера ).

2. Как надо проводить короткие занятия? Какова практическая польза от них?

Нам следует учесть следующее: нельзя сильно урезать свободное время ученика, надо учитывать особенности его внимания.

Занятие следует проводить, сделав перерыв после школы и, конечно, не перед выполнением домашнего задания. Второе условие: занятие должно быть настолько коротким (15 минут ), чтобы ученик не успел дойти до черты, за которой начинается усталость. На практике можно убедиться, что дети достаточно охотно соглашаются на короткие занятия, потому что они не нарушают их жизненных планов и не требуют титанических условий воли, необходимых для преодоления усталости во время продолжительных занятий.

Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 15-20 минут. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют активность работы ученика.

А  сколько минут активно работает тот же ученик на уроке? Большая часть занятий в школе – это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не даёт индивидуальных дополнительных домашних заданий, а если даёт – ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечётся и т.п.

Другое дело, если это задание разбить на 20-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Учитель сможет порекомендовать родителям провести необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.

Основная форма занятий – упражнения, выполняемые устно и имеющие готовые ответы (но в руках родителей). Готовые ответы позволят указать на ошибку сразу, а не через некоторое время после проверки тетрадей учителем.

3. Многие родители занимаются дома с детьми. Какую помощь окажет предлагаемая методика родителям и детям?

Процесс повторения правил будет разбит на несколько занятий. На этих занятиях сначала в оптимальной последовательности будут повторяться элементарные понятия, необходимые для понимания правила, а потом уже само правило. Например, перед повторением правила о правописании ё-о после шипящих можно провести занятие, на котором ученик повторит понятие о корне слова, на следующем занятии потренируется в определении отглагольных образований и т.д. Материал занятий, построенных по такому принципу, позволит родителям (если ученику очередное занятие покажется сложным) вернуться назад, повторить основы.

Ещё одна знакомая ситуация. Ученик говорит: « А нам ничего не задано              (учительница заболела и т.д.)». В этой ситуации родители, регулярно занимающиеся с ребёнком, не растеряются и смогут заняться, например, повторением пройденного.

Следует заметить, что у слабых учеников запаздывает развитие логической   памяти – мышления, да и натуральная память обычно не очень хорошая. Предложенные занятия будут поддерживать знания, полученные с помощью натуральной памяти, дети опытным путём научатся выбирать наиболее оптимальный метод организации процесса самообразования, т.е. когда и сколько раз в день заниматься, определить длительность занятий и перерывов.

Известно, что дети, не обладающие хорошими способностями, но много времени проводящие у телевизора, хорошо запоминают содержание часто повторяющихся рекламных роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но эти же дети затрудняются передать содержание понравившегося им фильма.

Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма. Таким образом, вышеприведённые факты также говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.

Во время занятий не надо применять никаких карательных мер, даже порицания, если ребёнок не мог ответить или неправильно ответил. Не должно быть какого-либо давления, ребёнок сам должен принимать решение: если он помнит, то отвечает, или ему ещё раз надо посмотреть справочные материалы, и он ответит, когда будет готов. Желательно не переносить выполнение задания на следующий день, за исключением случаев явной усталости.

А где же стимул? А он состоит в том, что если ребёнок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать в случае неудач? Во-первых, у ребёнка может появиться отвращение к таким занятиям, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться на учебной задаче.

4. О привычке заниматься и мотивации.

Скажем честно, что у неуспевающих учеников нет привычки заниматься.

Если мы хотим выработать такую привычку у ребёнка, то для этого надо создать определённые условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.

Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов – даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери – всё это снимет необходимость принимать волевое решение «наконец сесть заниматься русским языком», которое так трудно даётся детям. На этих занятиях надёжно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил – быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части грамматики, предварительно разбив «длинные» темы на небольшие фрагменты.

Привычка быстро выполнять задание, выработанная на коротких занятиях, со временем поможет снять ещё одну проблему слабо успевающих учеников – они тратят много времени на домашние уроки, но мало что успевают сделать. Иной ученик, чтобы избежать скучной предстоящей работы, бывает готов ухватиться за любой предлог, каким бы ничтожным и случайным он ни был.

5. Если материал, изложенный в учебнике, кажется ребёнку сложным, то ему можно порекомендовать подводящие упражнения.

Например, в 6-м классе происходит знакомство детей  с морфологическими признаками глаголов. Особенно сложно это даётся учащимся национальных школ. Например, в якутском языке нет возвратных глаголов. При изучении спряжений  может помочь весёлое стихотворение, которое заучивается детьми с удовольствием. Также в моём пособии все правила даны в виде схем, таблиц, опорных записей. И упражнения расположены в порядке возрастания степени сложности

Практическая часть

Справочный материал содержит:

  1. Теоретические материалы в основном в виде таблиц, схем, опорных записей.
  2. Готовые упражнения на закрепление теоретического материала.
  3. Упражнения на самостоятельное выполнение.
  4. Упражнения-тесты, схожие с материалами ЕГЭ
  5. Упражнения на расширение словарного запаса.
  6. Специальные задания на развитие памяти, внимания, мышления.

   При определении понятия «неуспеваемость» я придерживаюсь мнения М.С. Певзнера, считающего, что содержание этого понятия не является раз и навсегда данным, оно меняется в ходе развития школы и связано с изменением целей и содержания образования.

   В современной педагогике не дается определения неуспеваемости как отдельного, самостоятельного понятия, она толкуется как антипод успеваемости. Под успеваемостью же понимается степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности или характер степени полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений, навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебных программ.

   Внимание большинства исследователей и практиков в основном направлено на преодоление уже сложившейся, зафиксированной неуспеваемости.

   Отстающих учеников вообще нет, есть дети, которые не овладели всеми теми знаниями, которыми овладел весь класс, эти дети могут некоторое время с трудом учиться и быть успевающими. Но если отставание не устраняется своевременно, ученик становится с течением времени неуспевающим: он имеет в знаниях такие пробелы что овладеть новыми знаниями по данному предмету не может.

   По мнению К.Д. Ушинского, для успешного обучения каждого ребенка необходимо создание таких условий, в которых дети проявляли бы активность и самостоятельность, работали с охотой и без принуждения. К.Д. Ушинский призывал учителей «знать человека во всех его отношениях», рекомендовал прежде всего выявить уровень знаний слабого ученика, вскрыть причину его отставания в учебе, привести в систему имеющиеся у него знания, изучать новый материал с опорой на уже усвоенное, продвигаться вперед небольшими шагами. Он советовал педагогам избегать непрерывной критики результатов учения ребенка, чаще спрашивать слабоуспевающих. Большое значение в работе учителя автор отводил предупреждению рассеянности детей, преодолению механического заучивания учебного материала, рекомендовал широко использовать разнообразные методы обучения, которые позволяли бы всемерно учитывать индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления школьников.

   Большую трудность для таких детей представляет любой вид психической деятельности, особенно если им нужно проявить активность. Наблюдается несоответствие между уровнем развития практического и словесно-логического мышления – ученики мыслят либо в отвлеченном, либо в конкретном плане, но осуществить переход из одного плана в другой для них очень трудно. Недостатки памяти и мышления тесно связаны с общими особенностями «стиля» умственной работы этих школьников, низким тонусом познавательной активности, который обусловливается несформированностью мотивационной сферы. Для этих учащихся характерна недостаточная экономичность мышления. Ниже, по сравнению с успевающими сверстниками, и темп их мыслительной деятельности. Для отстающих детей характерен быстрый распад усвоенных знаний; неумение выделить главное в изучаемом материале; концентрация внимания на внешних деталях и случайных связях, то есть слабое развитие обобщений.

   Я буду рассматривать неуспеваемость как итог отставания, которое, если своевременно не устранить его причины, приведёт к неуспеваемости.

   Таким образом, тему «Причастие», которая наиболее сложна для понимания я разбила на несколько дробных уроков. Занятия проводятся во внеурочное время в течение 15-20 минут.

Занятие 1

Как отличить причастие от прилагательного?

Сравни: Красная (какая?) кофта. – Купленная (какая?) кофта.

        Указывается только            Кофта, которую купили      

         признак предмета                Признак + действие

          прилагательное                           причастие

Выполни тесты

1. Найди причастие:

1) светлеющая ночь                                              2) светлый день

3) серебристый день                                            4) серебряная ложка

2. Определи причастие в форме творительного падежа ед. числа:

1) виснувший     2) посмотревшему     3) нависшему     4) звенящую

3. Какое слово в предложении является причастием?

 Это были очень странные голубые языки пламени огня, намекавшие на что-то сказочное.

1) странные       2) голубые       3) намекавшие       4) сказочные

Занятие 2

Причастный оборот

   Есть одиночные причастия и причастный оборот.

Сравни: Читающий мальчик.  –  Читающий книгу мальчик.

      одиночное причастие               причастный оборот

                                                     (причастие + зависимое слово книгу)

   В вазе стоял засохший букет цветов.

                             причастный оборот

Выполни тесты

1. Найди причастие с зависимым словом (причастный оборот):

1) расшитый ковер                                   2) захватывающий фильм

3) опаленный дыханием осени            4) несшийся ветер

   2. Найди причастие с определяемым словом:

1) полыхающая печь                               2) певший звонко

3) пахнувший нефтью                             4) затерявшийся в глуши

3. Укажи предложение с причастным оборотом:

1) Внезапно раздался топот скачущей лошади.

2) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

3) Свечи горели ровным, немигающим пламенем .

4) Уставший, он пошел отдыхать.

Занятие 3

Постановка запятой при причастиях

   Сидит мальчик, читающий книгу. – определяемое слово стоит впереди причастного оборота – запятая стоит.

Читающий мальчик сидит. – определяемое слово стоит после причастия – запятая не стоит.

   Мальчик, читающий книгу, сидит. – причастный оборот стоит после определяемого слова – в середине предложения выделяется запятыми.

Выполни упражнения

1. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен не правильно:

1) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.

2) Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез.

2. Прочитай текст, подумай, о чем говориться в нем. Перепиши расставляя запятые. Подчеркни причастие и причастный оборот как определение.

   Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь соединяющая отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое.

Занятие 4

Действительные причастия

Выполни задания

   1. Какое причастие является действительным?

  1. Пилотируемый     2) жужжащий     3) восстановленный

   2. Образуй от глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

   Читать, любить, смотреть, сочинять, радоваться, рисовать, любоваться

Занятие 5

Страдательные причастия

Выполни задания

   1. Какое причастие является страдательным?

  1. Купающиеся          2) загоревшие          3) убежденные

2. Если возможно, образуй от глаголов страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Читать, дышать, построить, принести, выращивать, обидеть, использовать, заказать, кричать, удалить, умыться, видеть.

Занятие 6

Правописание частицы не с причастиями

Не пишется слитно:

  • При одиночном причастии: На столе лежало неотправленное письмо;
  • Если слово без не не употребляется: Ненавидящий взгляд.

Не пишется раздельно:

  • При причастном обороте: На столе лежало не отправленное мною письмо;
  • Если в предложении есть противопоставление с союзом а: На столе лежало не отправленное, а полученное письмо;
  • С краткими причастиями: Письмо не отправлено.

Выполните  задания

   1. Выпишите, раскрывая скобки.

   1) Ничего (не)решающее мнение. 2) Мы (не)уверены в успехе. 3) На лепестках роз блестела ещё (не)высохшая роса. 4) В вазе стояли (не)увядшие, а свежие цветы. 5) Над степью поднялось (не)греющее солнце. 6) Путники двигались по (не)исследованной геологами местности. 7) Кругом расстилались (не)засеянные поля.    

Занятие 7

Выполните упражнения

  1. Помогите причастию выполнить королевский указ. Для этого спишите текст, расставьте знаки препинания, вставьте ту информацию, которая была потеряна.

   «Указ его Величества короля Глагола.

   Повелеваю! В причастиях, образованных от глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания … писать суффикс –ущ(-ющ), а в причастиях, образованных от глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания… писать суффикс –ащ(-ящ)!»

2. Внимательно прочитайте текст.

 

Дождливое лето

 

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший – бури весть,

И в дальнем колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слегшими травами

Не зыблют колоса поля,

И, пресыщенная дождями,

Не верит солнышку земля.

 

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житье,

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.

                                                А.А. Фет

1) Выпишите в три столбика слова: глаголы – в первый столбик; прилагательные – во второй; причастия – в третий. Напишите постоянные и непостоянные признаки выписанных слов.

2) Выделенные слова разберите по составу.

3)  Обозначьте причастные обороты.

4) Определите значение слова пресыщенная

Таким образом,  в продолжение таких доп. занятий ученик  тратит в целом 2 часа 15 минут. Если родитель желает заниматься со своим ребёнком  у него уйдёт  на эти занятия совсем немного времени,  при этом у него будет для этого специальное пособие- справочник.

  Также в пособии содержатся специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1.  Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: обы (…) ка.

3. Исключите лишние слова:

а) собака, корова, овца, лось, кошка;

б) собака, корова, овца, лось, лошадь;

в) футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

г) Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка

Несколько задач на сообразительность

1. Убрать 6 спичек, чтобы осталось 3 квадрата.

 

2.  Переложив  2 спички, сделайте из 5 квадратов 4 равных.

 

Рисунок1

Заключение, вывод

  1. Составила справочный материал  по частям речи с учётом устойчивости внимания ученика;
  2. Составила задания к теоретическому курсу для закрепления материала;

   Специально составленное пособие для детей с недостаточной устойчивостью  внимания позволяет таким детям без утомления и отрицательных эмоций восстановить пробел в учёбе, создаёт привычку заниматься. Таким образом, у ученика повышается учебная мотивация.

Приложение

Натуральная память – выделяется и запоминается самое главное, другой обработки предлагаемый материал практически не подвергается

Литература

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.

2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д.. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1998.

3. Газман О.С. «Гуманизм и свобода». / Гуманизация и воспитание в современных условиях. М., 1995.

4. Дети с отклонениями в развитии. Метод пособие / сост. Н.Д. Шматко. М., Аквариум, 1997.

5. Кларин М.В. Инновационные модели образования в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

6. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.,1994.

7. Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. Н.. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: учеб.пособие для 6-7 кл. общеобразоват. Учеб.заведений. – М.: Просвещение, 1994.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, М., Педагогика, 1989.

9. А. Бизинов. Как помочь неуспевающим / Первое сентября.№6., 2006.

10. www.1september.ru

11. www.ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

      Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагно...

План работы с родителями детей, требующими особого внимания.

План работы с родителями детей, требующих особого внимания содержит комплекс  мероприятий, дополнительных к воспитательной программе. Проводится классным руководителем в течении учебного года...

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Целью данного реферата является исследование особен­ностей организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В реферате определяются   признаки и симптомы синдр...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....