Региональный компонент на уроках русского языка
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 7, 10, 11 класс)

Заболоцкая Татьяна Петровна
Введение регионального компонента будет способствовать развитию личности ученика, укреплению национального самосознания и чувства любви к родной земле. Ведь выдающийся учёный Д.С. Лихачёв писал: «…патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране... Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_na_urokah_russkogo_yazyka.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Введение регионального компонента на уроках русского языка

   Знание и сохранение языка, культуры  своего народа – одна из важнейших задач  всего поколения. Каждый человек – носитель и хранитель  истории и традиций, и от него зависит, сможет ли он передать в целости «связующую нить» молодому поколению.  Безусловно,  большая роль отводится в этом воспитанию в семье и образовательных учреждениях. Гуманитарные предметы в школе являются отличными помощниками в воспитательном процессе, в том числе и в вопросе сохранения родной культуры.

     На уроках русского языка, начиная с младших классов,  целесообразно вводить лексические темы о достопримечательностях родного села, о людях, чьими именами названы улицы, скверы, мосты – обо всём о том, что близко и понятно ребёнку. В старших классах  можно устраивать диспуты, готовить сообщения, выступления по заданной тематике.  Введение  регионального компонента будет способствовать развитию личности ученика, укреплению национального самосознания и чувства любви к родной земле.  Ведь выдающийся учёный Д.С. Лихачёв писал: «…патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране... Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма».

Русский язык

  1. класс.

Тема урока

Тип урока

Региональный компонент

Этап урока

1

Имя существительное

Открытие новых знаний

«Село. Посёлок. Деревня»

Лексическая тема

2

Имя прилагательное

«Осень в деревне»

Лексическая тема

3

Что такое диалог и монолог?

Р.р

Составить диалог или монолог  на тему «Что мы знаем о родном посёлке?»

Домашнее задание

4

Наречие

«Якутские узоры»

Лексическая тема

5

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений

 Перевод на русский язык предложений с однородными членами

Домашнее задание

6

 Предложение

 «Улицы моего посёлка»

Лексическая тема

7

Что значит писать и говорить на тему?

Р.р.

 «Улицы моего посёлка».

Лексическая тема

8

Обучение написанию сочинения на тему «Памятный день летних каникул».

 « Лето в Якутии»

Лексическая тема

10

Обращение.  

 «Моя деревня – моя малая родина»

Лексическая тема

11

Для чего нужен план?

Р.р.

 «Мой день»

Лексическая тема

12

Прямая речь. Диалог.

 «Музеи нашего  посёлка»

Лексическая тема

13

Звуки речи и буквы. Алфавит.

Из истории  первого  якутского  алфавита.

Сообщение

14

Подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове.

Значение  слова «красный»  на якутском и русском языках.

15

Художественный стиль. Метафора как средство выразительности речи.

Р.р.

Перевод на якутский язык предложений с метафорой

16

Повествовать – значит рассказывать.

Р.р.

«Чурапча – районный центр»

Лексическая тема

17

Лексическое значение слова. Толковые словари.

Русско-якутские словари.

18

Антонимы.

Якутские и русские антонимы, обозначающие повадки домашних животных

19

Описание предмета.

Р.р.

Описание чороон

20

Устаревшие слова.

Якутские устаревшие слова

21

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Якутские и русские фразеологизмы о труде

22

Рассуждать – значит доказывать.

Р.р.

Устное выступление «Я люблю Ожулун»

23

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении

 Составление простых предложений на тему « Наши земляки – участники Вов»

Домашнее задание

24

Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи.

Р.р.

Сопоставление якутских и русских фразеологизмов.  

  1. класс

Тема урока

Тип урока

Региональный компонент

Этап урока

1

Правописание имен существительных.

 «Конская упряжь» (перевод слов)

Словарная работа

2

Правописание имён прилагательных.

 «Конская упряжь»

Словарная работа

3

Знаки препинания в сложном предложении.

       

Составление предложений с использованием слов по теме  «Конская упряжь»

Домашнее задание.

4

Признаки прилагательного у причастия.

       

Подобрать эпитеты и определения для описания

       красоты якутской природы.

Домашнее задание.

5

 Сочинение «Мой любимый уголок природы».

Р/р.

6

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.

       «Работа на ферме»

Лексическая  тема

7

. Рассказ на основе услышанного.

Р/р

« Беседа с  бабушкой»

Лексическая тема

8

Редактирование текста.

Р/р.

Редактирование заметок в школьную газету

       учащихся 5    класса.

9

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

     

«Как выращивать рассаду овощных культур».

Лексическая тема

10

Характеристика литературного героя.

     

 Р/р.

Образ Хачыгыр из одноимённого рассказа С.Яковлева- Эрилик Эристиин.

11

Интервью – жанр публицистики.

Р/р.

Интервьюирование молодого педагога о выборе профессии.

12

Правописание союзов «ТОЖЕ», «ТАКЖЕ», «ЗАТО», «ЧТОБЫ».

       

Составить 10 предложить на тему  «Какие летние цветы лучше растут

       в нашем   климате?»

Домашнеее задание

13

Различение на письме частицы «НЕ» и приставки «НЕ».      

«Моя  малая родина»

Лексическая тема

14

Лексические нормы.

       .

Слова, называющие части тела в русском и якутском языках

Словарная работа.

15

Лексические нормы.

       

Слова, называющие части тела в русском и якутском

        языках.    Закрепление.

Словарная работа.

10 класс 

Тема урока

Тип урока

Региональный компонент

Вид работы

1

Синонимы и их употребление

   

Аналогия якутских и русских синонимов

2

Антонимы и их употребление

   

Аналогия якутских и русских антонимов

3

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

 Сопоставление якутских и русских пословиц о чести и правде

Домашнее задание

4

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ,   ЗДЧ

 

Сочинение-рассуждение «Почему молодое поколение не желает жить в селе?»

Домашнее задание

5

Употребление прописных букв

      Перевод аббревиатур на родной язык

6

Правописание окончаний имён существительных

     

«Эпитеты на русском и родном языках о характере человека»

Сообщение

7

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

     

 «Численность населения Ожулунского наслега »

Лексическая тема

8

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия

     

Сочинение -рассуждение

« Почему я люблю малую родину »

9

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза

Звукоподражательные слова на родном языке.

«Профессии для развития сельского хозяйства»

10

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

Звукоподражательные слова на родном языке.

Сравнительная характеристика на этапе закрепления

11 класс

Тема урока

Тип урока

Региональный компонент

Этап работы

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

     

 «Наша школа в будущем»

Домашнее задание

2

 Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

«Улицы нашего села, названные

      в память   воинов ВОв»

Сообщение

3

Обособленные обстоятельства

     

 « Наш урожай  в бюджете семьи»

Выступление

4

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

 «Желает ли молодёжь жить на селе?»

Сочинение

5

Тире в бессоюзном сложном предложении.

      Синтаксический  разбор бессоюзного сложного предложения.

     

«Десять утверждений в  пользу

         жизни на деревне»

Закрепление

6

Знаки препинания при диалоге.

  «Сквер молодёжи в  селе Ожулун» 

Проект

7

Знаки препинания при цитатах.

           

«Известные люди   Якутии о родной земле»

Сообщение

8

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

 «Слово выпускника о школе»

Сочинение-рассуждение

9

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

     

«Моя малая   родина»

Выступление

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...

реализация регионального компонента на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной школе)

Региональный компонент на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...