Урок по статье Д.С.Лихачёва "О воспитанности"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Заболоцкая Татьяна Петровна

Текстоориентированный урок по развитию речи в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_state_d.s.lihachyova.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Аннотация

    Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

        Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

        Из этого следуют цели и задачи работы:

        - обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;

        - ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;

        - обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей

        - усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

    Лингвистическую работу по тексту нужно начинать с младших классов. Такая работа

не должна быть в тягость ученикам, в особенности в национальной школе. Поэтому нужно выбирать тексты, представляющие интерес для данного возраста учеников.

    Занятие из цикла уроков по книге Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - образцовый материал для учителя.

    На творческой мастерской по статье «О воспитанности» учащиеся проделывают разные виды работ: играют, думают, обсуждают, делают вывод, декламируют, расклеивают, вырезают фигуры, рисуют, общаются, творят. Они не ученики на уроке, а участники интересного действа. Им не скучно.

    При этом обсуждается очень серьёзная воспитательная проблема.

    Важен конечный итог – книжка, которую учащиеся сделают сами.

    Урок предназначен для обучения учащихся среднего звена национальной школы.

    Этапы урока:

I.      Оргмомент.

II.     Мотивационный этап.

III.    Сообщение учащегося

IV.    Работа по тексту.

V.     Ситуативная игра «Какие мы?»

VI.    Творческая работа.

VII.   Этап свёртывания.

VIII.  Выводы.

    Такие уроки на нравственную тему особенно актуальны в современной школе.

    Учащиеся приобретают:

  • навыки работы по тексту, что позволит им справиться с заданием «С» на ЕГЭ.
  • навыки красивой и выразительной речи;

знакомятся с духовной культурой, с этикой, осваивают нравственные богатства народа, учатся вести себя в обществе, прислушиваться к мнениям окружающих и

к своему внутреннему «я».

   

1.2. Описание разработки.

Учитель: Заболоцкая Татьяна Петровна

 Образовательное учреждение: МОУ « Ожулунская средняя          

                                            общеобразовательная школа» Чурапчинского улуса        (района) Республики Саха (Якутия)

 Предмет: русский язык

 Краткая аннотация урока: Текстоориентированный урок по развитию речи.  

                                               Рекомендуется для использования учителями

                                               общеобразовательной национальной школы.

 Класс, профиль: 7 класс

 Тема: Развитие речи

 Тема урока: Работа по статье Д. С. Лихачёва «О воспитанности»

 Тип урока: творческая мастерская

 Цели: основываясь на работе с нравственной тематикой, пробуждать    

           интерес к слову и языку; прививать чувство уважения

           к общечеловеческим ценностям и морали.

 Задачи: ~ работать над умением понимать и интерпретировать  

                 содержание текста создавать связное высказывание, выражая

                 в нём собственное мнение по поводу прочитанного.

              ~ работать над умением сформулировать основные проблемы  

                 текста.

              ~ развивать творческие способности учащихся.

              ~ прививать уважительное отношение к людям, друг к другу,  

                 способность жить, не мешая друг другу, «чтобы все вместе

                 чувствовали бы себя хорошо».

 Приобретаемые навыки детей: умение выражать и отстаивать  

 собственное мнение; умение анализировать, рецензировать текст; умение  

 вести себя в обществе.

 Формы организации работы детей: групповая, коллективная, исследовательская

 Формы организации работы учителя: учитель-исследователь

 Технологические особенности: культуровоспитывающая

                                                       технология дифференцированного обучения

                                                       по интересам детей Ирины Николаевны Закатовой

 Технические условия: проектор

 Используемое оборудование: выставка работ Д. С. Лихачёва, книги

 об этикете;  для учащихся: ножницы, цветная бумага, клей.

 Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru): нет

 Используемые ресурсы из других общедоступных источников: нет

1.3. Описание урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивационный этап.

Рассматриваются книги об этикете:

1. Каждый человек хочет вести себя подобающе в общественных местах и дома.

2. В книгах об этикете, о хороших манерах очень много правил, которые трудно

      запомнить, применить.

Слайд 1. Этикет – установленный порядок поведения

3.   Вас всё время воспитывают взрослые, а можно легко воспитать… самого себя.

     

                             И на этом уроке мы узнаем, как легко научиться вести себя

в обществе и, следовательно, быть воспитанным человеком.

                  III. Сообщение учащегося.

                       И в этом поможет нам статья одного мудрого человека.

                       Слайд 2. «Работа по статье Д. С. Лихачёва «О воспитанности»

                       Слайд 3. Информация о Д. С. Лихачёве

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв [15 (28) ноября 1906, Санкт-Петербург – 30 октября 1999, там же], российский учёный-литературовед и общественный деятель, академик РАН
(1991; академик АН СССР с 1970), Герой Социалистического Труда (1986).
   
В 1928-32 г. был репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии.
   Книги
«Поэтика древнерусской литературы» (3 издание, 1979). Эссе «Заметки

о русском» (1981).Работы о русской культуре и наследовании её традиций (сборник «Прошлое – будущему», 1985).
1991-1993 г. – председатель правления Российского международного фонда культуры.
1952 г., 1969 г. – лауреат Государственной премии СССР.
1993 г. – лауреат Государственной премии Российской Федерации.
   
К 100-летию этого выдающегося человека
2006 год Указом президента Российской Федерации был объявлен годом Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

                       

IV. Работа по тексту.

Представление книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»

Письмо тринадцатое 

О ВОСПИТАННОСТИ 

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и...

у самого себя.

Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, "рецептов" поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

                                                 

                                                             Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.

                                                А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Наводящие вопросы:

  • О чём говорится в этой статье?
  • Какие вопросы возникли, когда вы читали её?
  • Какая мысль понравилась?
  • Что было непонятно?

Некоторые предложения в тексте пропущены.

Наша задача – выяснить, определить по ходу нашего урока,

о чём говорится в этих предложениях.

Справимся? Справимся.

V. Ситуативная игра по группам «Какие мы?».

1. В столовой.            2. На перемене.             3. В компьютерном классе.            4. На концерте.

Слайд 3: Памятка к постановке

  • составляем 4-5 интересных предложений по данной ситуации
  • за помощью обращаемся к тексту
  • участвуют все

  • Составляем 4-5 интересных предложений по данной ситуации.
  • За помощью обращаемся к тексту.
  • Участвуют все.

После каждой постановки комментарии.

Обобщение по всем ситуациям:

Возможные ответы:

  • Они ведут себя некультурно.
  • Не считаются с окружающими.
  • Не уважают других.

Общий вывод: Они помешали другим.

Молодцы! Мы близки к правильному ответу!

И то, что мы сыграли, о чём говорили, давайте, отразим на письме.

VI. Творческая работа – создание книжки, в которой напишем сказанное

в ходе игры и беседы.

Раздаются «страницы» книжки с пометками

«В семье», «В классе», «В школе», «В клубе»,

«В магазине», «В библиотеке», «На природе».

  • Составить одно интересное, обобщающее предложение.
  • Проверка записи в тетради.
  • Написать на «странице» книжки.
  • Чтение написанного у доски (каждый отвечающий надевает шапочку бакалавра).

VII. Этап свёртывания.

    Ребята, вы своими словами выразили то, о чём говорилось в пропущенных предложениях.

И это были ключевые предложения, которые отражают основную мысль текста. Давайте посмотрим на эти предложения.

Слайд 4. Высказывания автора

    В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.


   Надо уметь не мешать друг другу.

    Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения,
желание и умение их применить.


  • Приклеиваем в напечатанный текст пропущенные предложения, которые отпечатаны

            на цветной бумаге.

  • Закрепление обложки книги.
  • Составление названия книги.

Обобщение:

  • Ответ учащегося.

Слайд 5.

Правила поведения по Д. С. Лихачёву

  • не мешаем друг другу, «чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо»

  •  уважаем друг друга

  •  становимся воспитанными

VIII. Выводы:

Урок закончим словами Д. С. Лихачёва


   Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения,
желание и умение их применить.

1.4. Дополнительные материалы.

См. приложение Microsoft Power Point.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Статья на тему  «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Статья на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории "

Использование ИКТ ресурсов очень важно особенно на уроках истории и общестовзнании....

Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"

Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"...

Статья \'\'Методика духовно-нравственного воспитания на уроках музыки\'\'

Методические приёмы и музыкальный материал,используемый на уроках музыки в целях воспитания достойного гражданина нашей страны...