«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
методическая разработка по русскому языку

Васильев Сергей Викторович

   Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с людьми в различных ситуациях. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание и обеспечить обратную связь. Эти умения  представляют трудности и для некоторых взрослых. Что можно говорить о детях, для которых русский язык является неродным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация249.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» Иванова Лена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ « Нюрбинская СОШ №1 им.Степана Васильева»

Слайд 2

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с людьми в различных ситуациях. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание и обеспечить обратную связь. Эти умения представляют трудности и для некоторых взрослых. Что можно говорить о детях, для которых русский язык является неродным языком.

Слайд 3

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Как повысить это качество? Какие методы и приемы использовать? Часто учителей только в начале учебного года ставят перед фактом, как, например, в этом учебном году задания ЕГЭ претерпели очередные изменения. Добавилось новое задание. Связано ли это с тем, что в этом году оканчивают школу «массовые фгосники »? И какие новшества грядут?

Слайд 4

Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Также «свою лепту» внесло и дистанционное обучение. Часто замечаем дефицит живого общения. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.

Слайд 5

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст. Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, основной компонент структуры учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе

Слайд 6

Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы.

Слайд 7

Что делать? 1. При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству.

Слайд 8

2. Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов , кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Слайд 9

Что такое фишбоун ? Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием « Фишбоун ». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора .

Слайд 10

Применение метода фишбоуна в работе с текстом Несмотря на то что разработан данный метод для решения проблем в сфере управления, экономики, улучшения качества производственных процессов, его можно адаптировать к особенностям школьного образовательного процесса и применить при формировании умений текстовой деятельности, в том числе при анализе и интерпретации художественного текста . Использование этого метода позволит грамотно подойти к подготовке к ГИА, начиная с сочинения ОГЭ,ИС(И), заканчивая ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Слайд 11

3. На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Слайд 12

4. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Слайд 13

ВЫВод : Таким образом, грамотная работа с текстом на различных этапах урока позволяет учителю добиться желаемых результатов, а учащимся- формированию коммуникативных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМСекция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы вначальной и средней школе». 15 фев...