Конспект урока 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Употребление предлогов с разными падежами" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 7 класс

Тема урока: «Употребление предлогов с разными падежами».

Задачи:

  • Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов;
  • Развивать правильность речи и логическое мышление;
  • Научить различать предлоги в словах сходных по звучанию;
  • Развивать патриотизм к родному языку.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Вводное слово;
  3. Изучение нового материала;
  4. Закрепление изученного;
  5. Итоги и выводы;
  6. Домашнее задание.

Урок составлен по программе Львова С.И., Львов В.В. русский язык 7 класс.

Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.

Ход урока

Содержание урока.

Орг. момент:

У: Здравствуйте, ребята!

    Сегодня на уроке, мы продолжим изучение такой части речи, как                 предлог. Узнаем о правильном употреблении предлогов в тексте.

Вступительное слово:

Запись на доске.

У: Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним немного о предлогах.

- Скажите, сто такое предлог, как часть речи?

   (ответы учеников).

- Какова роль предлогов в предложении?

  (Они служат для связи слов в словосочетании).

- Что такое предложные и беспредложные словосочетания?

  (ответы учеников)

- Является ли предлог членом предложения, имеет ли лексическое значение?

  (ответы учеников).

У: Хорошо, обратите внимание на доску.

Предлог – (от греч. protesis) – предложение.

Предлог – это служебное слово, уточняющее грамматическое значение падежных форм.

У: Предлоги употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж вообще не употребляется без предлогов.

         По происхождению предлог – это «калька» с греческого и буквально означает «перед словом». Всего начитывают более 200 предлогов. Они занимают 4-е место по частотности употребления.

        Например: предлогу на приходится «нести» 33 значения и 33 оттенка, предлогу с 31 значение и 16 оттенков, а молодой предлог вдоль, имеет одно значение. Вот почему предлоги на и с «сгибаются под тяжестью значений», а предлог вдоль  «идёт себе налегке».  Не обременены значением и предлоги: вследствие, в отношении, в целях, по линии и др.

Изучение нового материала.

Запись на доске.

Схема показана на экране.

Запись на доске.

Запись на доске.

Запись на доске.

Работа с карточками.

У: А сейчас, я зачитаю вам стихотворение, из которого нужно будет выписать предлоги.

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается
с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот
в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит
в темноте.

Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен
к ней -
Россия
Не
с гор берет начало, а с тебя!

1962 год

Автор: Боков В.Ф.

У:  Какие же предлоги вы выписали?

    (С, о, над, к, в).

 - Верно, теперь, давайте сделаем синтаксический разбор предложения.

  сущ.         глагол                       Р.п., дополнение        сущ.        сущ.

 Россия    начинается          пристрастья         труду,        терпенью,        

        сущ.                         сущ.        

правде,          доброте.

У: Определите падежи у тех частей речи, с которыми употреблены предлоги.

У: А сейчас откроем учебники на странице 81. Обратите внимание на таблицу «Употребление предлогов с разными падежами».

    - Как вы заметили, с именительным падежом предлоги не употребляются.

       С родительным падежом употребляются такие предлоги, как: без, для, до, из-за, из-под, от, против, среди.

    - Например: за брата, против течения, среди своих, из-под кровати.

      Такие предлоги как к и по употребляются с дательным падежом.

    - Например: к дому, по дороге.

      С винительным падежом – в, за, на, о, под, про, сквозь, через.

    - Например: сквозь землю, в покушении, на дерево.

      С творительным падежом – за, между, над, перед, под, с.

    - Например: между строк, перед уроком, под водой.

      С предложным падежом - в, на, о, по, при.

    - Например: поговорить о маме, на Москву, при свидетеле.

У: Назовите предлоги, употребляющиеся с разными падежами.

     (предлоги, употребляющиеся с разными падежами: в, с, на).

У: Скажите, в чем же особенность употребления одинаковых предлогов с разными падежами?

    Таблица 1.

РОДИТЕЛЬНЫЙ

ДАТЕЛЬНЫЙ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕДЛОЖНЫЙ

без (безо), для, из (изо), до, из-за, из-под, с (со), от (ото), у

к, по

в (во), за, на, о (об, обо), по, под, с, сквозь, через

за, между, над (надо),
перед (передо),
под (подо), с (со)

в (во), на, о (об, обо), по, при

без руля
для пользы (дела)
из села
до весны
из-за тебя
из-под стола
с крыши
от перекрестка
у школы

к зиме
к уроку
к доске
по дороге
по земле
по городу

в комнату
за помощь
на крышу
о дерево
по пояс
под звуки
с горошину
с яблоко
сквозь землю
через забор

за рекой
между столами
над головой
перед другом
под деревом
с товарищем

в отпуске
на диване
по приезде (домой)
при школе
о друге

    (Это говорит о том, что предлоги бываю однозначными и многозначными).

У: Вспомните шутку:

     Шли два студента. Один в пальто, другой в университет.

   - Шутка основана на том, что предлоги, так же как и самостоятельные части речи, могут выражать множество значений.

     Престранное дело! На наших глазах

     Часы на соборе, солдат на часах.

     Но если бы сел на солдата собор

     Я думаю, все – таки вышел бы вздор.

                                                          Т. Вейнберг.

   - Это шуточное стихотворение основано на том, что предлог, на,  имеет 20 значений, в стихотворении он выступает в значениях:

  1. Указание на характер действия: солдат на часах;
  2. Места пространства: часы на соборе;
  3. Обозначение сферы применения какого-то признака: на глазах.

У:  Хорошо, а теперь выполним упражнение 658.

У:  В чем отличие приставок от предлогов?

      (Приставка – это морфема, которая входит в состав слова, а предлоги – синонимичны по смыслу этим приставкам).

У:  Хорошо, но есть предлоги – «синонимы» и  предлоги – «антонимы».

                      С=ИЗ; В=НА  

(ехать в поезде = ехать на поезде); предлогу в антонимичен предлог из; предлогу на – с.

     - Это поможет решить следующую задачу:

        Воду брали из колодца.

        Пришел из школы.

У: А теперь вы получите задания на карточках и выполняете их самостоятельно. (Приложение 1).

    - Выполним упражнение 660, по заданию.

Закрепление изученного.

У: Молодцы, а сейчас мы разгадаем с вами кроссворд.

    Подчиненные слова, заключенные в скобки, нужно поставить в правильном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки и прочтёте в выделенной вертикальной строке название вида связи в словосочетаниях.

  1. Лечиться (врач) у врача.
  2. Тетрадь (математика) по математике.
  3. Сказать (свидетели) при свидетеле.
  4. Смеяться (лодырь) над лодырем.
  5. Играть (хоккей) в хоккей.
  6. Вредный (здоровье) для здоровья.
  7. Сдаться (бой) без боя.
  8. Выступить (собрание) на собрании.
  9. Отрывок (рассказ) из рассказа.
  10. Автобус (кондуктор) без кондуктора.

У: Управление – это когда зависимое слово ставится в определенной падежной форме по требованию господствующего слова – глагола.

У:  Молодцы, теперь давайте подведем итог нашего урока.

    - Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Чем мы занимались сегодня на уроке?

    - Какие предлоги, и с какими падежами употребляются?

    - Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее здание.

У:  Хорошо, а сейчас откройте дневники и запищите домашнее задание.

Упр. 661. Вам нужно будет придумать с каждым словом по 2 предложения, так, чтобы был употреблен предлог с существительным, а в другом, наречие с приставкой.

Приложение 1.

Карточка 1.

Задание: Записать словосочетания, дополняя их предлогом их данной пары:

НА – С(СО); В – ИЗ. Определить, какие значения имеют словосочетания в парах:

                               Направиться на работу – уйти…

                               Выехать в город – приехать…

                               Поступили на завод – уволился…

                               Спешить в театр – вернуться…

Карточка 2.

Задание: Дополнить фразеологические обороты, обозначить падеж вставленных слов.

                                Вертеться, как белка в …

                                После дождичка в …

                                Душа ушла в …

                                Толочь воду в …

                                Не ударить лицом в …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...