Культура устной и письменной речи
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

      «Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и ра­бота над ними)» как

    Основной вопрос состоит не в неумении выявлять речевые ошибки, а в отсутствии единой школьной классификации та­ких ошибок и, следовательно, системы работы по их анализу и исправлению.

    Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных ча­са. Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_ustnoy_i_pismennoy_rechi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

             

Программа элективного курса

« Культура устной и письменной речи»

 10-11 класс

 

Вид программы:

рабочая

Направленность:  

 гуманитарная

Возраст обучающихся:      

 16-17  лет

Уровень освоения:

углублённый

Объём курса:

34 часа

Срок освоения:

1 год

Составитель:

Рафальская Л.Г.

Учитель русского языка.

 

 

   «Культура устной и письменной речи.»

(Речевые ошибки и работа над ними).

                                                 Пояснительная записка.

      «Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и работа над ними)» как

    Основной вопрос состоит не в неумении выявлять речевые ошибки, а в отсутствии единой школьной классификации таких ошибок и, следовательно, системы работы по их анализу и исправлению.

    Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа. Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь.

     Задачами курса является научить:

•  употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

•  пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;

•  отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;

•  отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;

•  отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи;

•  избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

•  соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

•  править написанное;

•  грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке;

•   пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

       Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых ошибок в соответствии с их классификацией.

        Основными формами работы в рамках курса являются наблюдение и анализ примеров словосочетаний, предложений, текстов, содержащих речевые ошибки, и их редактирование.

Содержание программы.

Тема 1. Классификация речевых ошибок.

Речевая норма. Понятия «речевая ошибка» и «речевой недочет». Причины возникновения речевых ошибок. Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.

Тема 2. Лексические ошибки и их исправление.

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Тема 3. Грамматические ошибки и их исправление.

Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении прилагательных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.

Синтаксические ошибки. Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкций. Нарушение порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.

Тема 4. Логические ошибки и их исправление.

Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступление от тезиса. Ошибки в аргументации.

Тема 5. Итоговая работа.

Тестирование учащихся.

Рекомендуемая литература.

1.  Гиллингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.

2.   Голуб И.Б. Литературное редактирование. - М., 2004.

3.  Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1978.

4.  Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1996.

5.  Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум. — М., 1997.

6.  Шмелева Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги // Речевое общение. - Красноярск, 2000. — Вып. 3.

Перечень основных статей журнала

«Русский язык в школе» по вопросам анализа

речевых ошибок учащихся

1.  Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций // РЯШ. - 2003. — №2.

2.   Бутакова Л.О. Лексические ошибки при употреблении глаголов речи // РЯШ.- 1989. — № 1.

3.  Бутакова Л.О. О причинах неправильного словоупотребления // РЯШ. - 1987. - № 3.

4.  Волков А.Ф. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений // РЯШ. - 1971. - № 6.

5.  Донская Т.К. Работа над логическими ошибками учащихся при обучении русскому языку // РЯШ. - 1983. — № 2.

6.  Капынос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ.- 1973.-№ 6.

7.  Львов М.Р. Речь учащихся средней школы // РЯШ. — 1982.-№ 1.

8.  Пленкин НА. Работа по культуре речи в курсе русского языка // РЯШ. - 1974. - № 3.

9.  Смирнов Ю.Б.   О правилах употребления местоименных слов со значением неопределенности // РЯШ. — 1994. — № 1.

10.  Фоменко Ю.В. О типологиях речевых ошибок // РЯШ. — 1987. - № 2.

11.  Цейтлин СИ. Речевые ошибки учащихся // РЯШ.— 1991.-№2,4;- 1992. -№ 1.

Методический комментарий.

Данный раздел содержит материалы, которые помогут организовать работу учащихся в рамках элективного курса.

№ п/п

Тип речевой ошибки

Пример

Лексические ошибки

 

Ошибки, вызванные неправильным выбором слова

1

Использование слова без учета семантики

Роман «Евгений Онегин» был одним из самых задушевных созданий пушкинского гения

2

Нарушение лексической сочетаемости

Раскольников осознает, что Лужин выдвинул клевету

3

Неоправданное расширение или сужение понятия (смешение родовых и видовых категорий)

Капитан Копейкин был физически несостоятелен (общее, родовое - физически несостоятелен; видовое — болен, ранен, на войне потерял ногу и т.д.)

4

Анахронизм

Когда Чичиков оказался на псарне Ноздрева, его поразила ее комфортность

.5

Использование паронима

Артистический юноша (вм. артистичный)

Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста

6

Использование   слова, имеющего ярко выраженную окраску официально-делового стиля

«Темное царство» возглавляет купчиха Кабанова

7

Использование     слова с подчеркнуто неофициальным характером

Внешний вид Базарова ужасно возмутил Павла Петровича

Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность)

8

Пропуск необходимого в предложении слова

На протяжении всего произведения церковь встречается всего один раз

9

Алогизм (отсутствие полного выражения мысли)

Язык героев Шолохова отличается от героев других писателей

Многословие (речевая избыточность)

10

Плеоназм

Очень малюсенький

11

Тавтология

Юный вундеркинд

12

Расщепление сказуемого

Бороться - вести борьбу; убирать - проводить уборку

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

13

Неправильное  усвоение значения фразеологизма

Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят (значение фразеологизма — «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого»)

14

Грамматическое видоизменение фразеологизма

Он привык отдавать себе полные отчеты (вм. полный отчет)

15

Лексическое видоизменение фразеологизма

Гринев не мог упасть в грязь лицом (вм. ударить в грязь лицом)

Грамматические ошибки

Морфологические ошибки

16

Ошибки в употреблении существительных

Жажда к славе (им. славы)

17

Ошибки в употреблении прилагательных

Более красивее (вм. более красивый / красивее); естествен (вм. естественен)

18

Ошибки в употреблении глаголов

Ляж (вм. ляг); махает (вм. машет); я побежу (вм. я одержу победу)

19

Ошибки в употреблении причастий

Изрешетённый (вм. изрешеченный)

20

Ошибки в употреблении деепричастий

Увидя; пия; бежа

21

Ошибки в употреблении числительных

Пятьсот двадцати шести (вм. пятисот двадцати шести)

22

Ошибки в употреблении местоимений

Ихний (вм. их)

Синтаксические ошибки

23

Разнотипность     частей сложного предложения

Тесно между собой связаны    темы     помещиков и чиновников, не выполняющих общественно полезные роли и которые обнаруживают черты антигосударственности

24

Смещение конструкций

Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения   (вм.   жанровая сторона произведения)

25

Нарушение порядка слов в предложении

Приехавший   Онегин   в гости к Лариным

26

Ошибки в выборе союзов и союзных слов

Он не справился с задачей, а был собой доволен

Логические ошибки

27

Ошибки   в   основаниях доказательства

28

Подмена тезиса или отступление от тезиса

29

Ошибки в аргументации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс

«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний  о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...

Дополнительная образовательная программа «Культура устной и письменной речи»

Предмет «Культура устной и письменной  речи»  поможет учащимся обобщить и  закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников: умения грамотно состав...

Элективный курс "Культура устной и письменной речи"

         Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Современное общество ...

Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.»

Данная рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.» ориентирована на обучающихся 9 классов....