Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: «Словосочетание».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формирование знаний о словосочетании.

Планируемые результаты:

1. Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Предметные: обучающийся научится отличать словосочетания от предложений,

обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Регулятивные УУД: обучающийся научится целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,

обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Познавательные УУД: обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов

обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;

обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Предметно-образовательная среда: учебник, карточки, эталоны заданий и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_r_yaz_5_kl_slovosochetanie_dubrovina_.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкинский район ГБОУ школа №464

Учитель Дубровина И.А.

Конспект урока русского языка

в 5 классе по теме: «Словосочетание».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формирование знаний о словосочетании.

Планируемые результаты:

1. Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Предметные: обучающийся научится отличать словосочетания от предложений,

обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Регулятивные УУД: обучающийся научится целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,

обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 

Познавательные УУД: обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов

обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;

обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Предметно-образовательная среда: учебник, карточки, эталоны заданий и упражнений.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Доброе утро, ребята!

На доске вы видите записанные слова.

Внимательно прочитайте эти пары слов и вспомните, как они называются:

     золотая листва,                                             кружатся в воздухе,

     холодный ветер,                                           идем по тропинке,

     дорожки сада,                                               нарушает тишину,

     открытие для нас,                                         быстро пролетает.

- Как вы пришли к выводу, что это именно словосочетания?

- Можете ли вы, ознакомившись со словами, сформулировать тему нашего урока?

(Ученики называют тему урока. Учитель пишет ее на доске )

-Итак, сегодня мы посвятим наш урок словосочетанию. Всем известно, что без словосочетаний нельзя составить предложения. А без них невозможно наше общение.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проверка домашнего задания.

Учитель. Проверим домашнее задание. Это упр. № 93.

Эталон к упражнению 93.

Безобразники, хулиганы, я вам покажу, где раки зимуют, крокодилы несчастные, зелёные, чтобы вам пусто было.

-Оцените свою работу.

-Как вы думаете, можно ли назвать с-с следующие пары слов: покажу вам, я покажу, раки зимуют? Почему?

-У меня для вас есть предложения, из которых тоже нужно выбрать с-с.

 1. Помогать (кому?) другу; попросить (что?) помощь; участвовать (где?) в походе, восхищаться (чем?) подвигом; познакомиться (с кем?) с соседом; дописать (что?) письмо; покрасить (что?) стену; отзываться (как?)  похвалой; читать(как?) громко; отдавать (что?) книгу; объединиться (во что?) в группы 

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Приступим к работе.

Из этих предложений выпишите все словосочетания.

  1. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали громкими голосами.
  2. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны.

Учитель. Сопоставьте свои ответы с эталоном.  

Эталон к заданию

Сидели на ветвях, красногрудые попугаи, золотисто-зеленые попугаи, на ветвях деревьев, громкими голосами, росли на улицах, высокие тополя, на широких улицах, тенистые каштаны

Учитель. Какие затруднения вы испытывали? А вы можете объяснить, почему так случилось? Какова же проблема?

Ученики. У нас не хватает знаний.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?

- Научиться определять словосочетания.

Учитель. В этом нам поможет учебник.

V. Реализация построения проекта.

Учитель. Тогда откройте и прочитайте теорию на стр.81-82 параграф 16 .

Учитель. Что вы узнали?

Ученик. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос.  Например, в словосочетании добрый взгляд главное слово – взгляд, зависимое – добрый. 

Ученик. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например: резать ножом (чем?)

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:

Жить (где?) в лесу, летнего (какого?) дня

Ученик. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения и  сочетания слов самостоятельной и служебной части речи . Например:

Птицы зашумели. Тихо и спокойно шёл дождь. Около леса.

Учитель: А теперь еще раз обратимся к с-с на доске. Посмотрите: слева- те, у которых гл. сл. –имя сущ.- они называются именными. Например:

Ласковое солнце (прил.+ сущ.), грустный человек (прил. + сущ.)

Справа- глагольные.

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например: долго работать (нареч. + глаг.)

Учитель: Теперь мы можем объяснить, почему мы допустили ошибки в начале урока?.

Ученик. Мы не знали словосочетания, подлежащее и сказуемое отметили как словосочетание.

Ученик. И однородные члены ,оказывается, тоже не являются словосочетаниями.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.

Ученик. Теперь мы знаем, что такое словосочетание. 

Учитель: А теперь физкультминутка.

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель.

Теперь нам нужно закрепить знания о словосочетаниях. Предлагаю распределить с-с в зависимости от вида, поместив их в таблицу.

Возраст елей, чистые пруды, лежат на полке, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить сестру, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаем  грамматику, участник войны.

Эталон к заданию

Именные                                                 Глагольные

Возраст елей                                   лежат на полке

Чистые пруды                                 изобразил на картине

Краски осени                                  дружно работать

Бег лошади                                      поздравить сестру

Пение птиц                                     гордиться дедом

Участник войны                              изучаем   грамматику

Страстное желание                          объединить усилия

Учитель. Оцените свои работы на листах самооценки.

Учитель. Давайте продолжим закрепление. Поработаем  над упр. № 104

( Ученики  комментируют записи поочередно)

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Как проверить, усвоена новая тема или нет?

А теперь вы сможете работать самостоятельно? 

Тогда определите вид с-с.

Эталон для проверки  самостоятельной работы

Бежал быстро – глагольное,

Кудрявая  рябина –именное,

 по зимнему  лесу – именное,

 по сосновому лесу – именное,  

укрываешься от  ветра – глагольное,

мокнет под дождем – глагольное,

вешние  воды- именное,

белые облака- именное,

проходят чередой- глагольное,

мелькают  в тучах- глагольное,

медленно  плыли- глагольное.

Учитель.  Подсчитаем ошибки, поставим себе оценку за это задание.

(«5»- 0 ош.; «4» - 1-2 ош.; «3» - 4 ош.; «2»- 5 и более ош.)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. А теперь отметьте ошибки, допущенные при выполнении  следующих заданий. Нужно было выписать  словосочетания из предложений. Были допущены ошибки. Найдите их.

1.Легкий ветер пролетает над лугами и поднимает цветочную пыль.           а)легкий ветер;

б) пролетает над лугами;

в) пролетает и поднимает;

г) пролетает ветер;

д) поднимает пыль;

е) цветочную пыль.

2. Весенние ветерки пахнули мокрой травой и птичьими гнёздами.

а) весенние ветерки;

б) пахнули травой;

в) ветерки пахнули;

г) травой и гнёздами;

д) мокрой травой;

е) птичьими гнёздами;

ж) весенними гнёздами.

3. Дорога к дому вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.

а) дорога к дому;

б) вилась к дому;

в) вилась и спускалась;

г) вилась в ложбинки;

д) дорога вилась;

е) вилась по тропинке;

ж) в сырые ложбинки;

з) в ложбинки.

Учитель. Правильно ли вы отметили ошибки учащихся? Проверьте свою работу.

Ответ: 1–в, г;  2–в, г;  3–в, д, з.

Учитель. Итак, как вы справились с этим заданием?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Ученик. Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания.

Ученик. Теперь знаем, какие бывают словосочетания.

Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1. Кто научился определять словосочетания, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 102 из  параграфа 16.

2. Кто научился определять словосочетания  и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 словосочетаний глагольных и именных.

                                                                                Приложение №1

Лист самооценки ученика _____Ф.И.___________________«Словосочетание»

Задания

Оценка ученика

Оценка учителя

1.Проверка домашнего задания

 

2.Работа в парах

3.Работа в группе

4.Самостоятельная работа

5.Тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...