Конспект урока русского языка в 7 классе. Правописание НЕ с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Работа Дубровиной Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 464 г. Санкт-Петербурга Пушкинского района

Тема урока:  «Правописание НЕ с причастиями».
Класс: 7

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать навыки правильного написания НЕ с причастиями.

Оборудование: учебник под редакцией  Е.А.Быстровой  « Русский язык 7 класс» .Издательский центр   «Академия» 2020 год.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить учащихся с условиями правописания НЕ с причастиями; разработать алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями; повторить изученный материал о причастии, причастном обороте, правописание НЕ с разными частями речи.
  • Развивающие: развивать навыки написания частицы НЕ и приставки НЕ с причастиями; навыки аналитической деятельности; умение строить связное высказывание на лингвистическую тему.
  • Воспитательные: прививать интерес к предмету; подвести учащихся к осознанию значимости  русского языка в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dubrovina_i.a._konsp.russ_.yaz_._7kl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Работа Дубровиной Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 464 г. Санкт-Петербурга Пушкинского района

Тема урока:  «Правописание НЕ с причастиями».
Класс: 7

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать навыки правильного написания НЕ с причастиями.

Оборудование: учебник под редакцией  Е.А.Быстровой  « Русский язык 7 класс» .Издательский центр   «Академия» 2020 год.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить учащихся с условиями правописания НЕ с причастиями; разработать алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями; повторить изученный материал о причастии, причастном обороте, правописание НЕ с разными частями речи.
  • Развивающие: развивать навыки написания частицы НЕ и приставки НЕ с причастиями; навыки аналитической деятельности; умение строить связное высказывание на лингвистическую тему.
  • Воспитательные: прививать интерес к предмету; подвести учащихся к осознанию значимости  русского языка в жизни человека.

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Сообщение темы урока. Целей и задач, которые предстоит решить в ходе работы.

  1. Повторение изученного материала.

1).Синтаксическая разминка
- Ребята, запишите предложения, выделите причастные обороты.

а) Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, /украшавших его смиренную, но опрятную обитель/.
б) Он сидит за столом, / окруженный ложными друзьями/.

в) Дуня,/ привыкшая к таковым сценам/, выбежала из-за перегородки.

- Вспомните название  и автора произведения, из которого взяты эти строки.

( Обучающиеся вспоминают повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», комментируют знаки препинания, отмечают причастные обороты).

       2). А теперь запишем и прокомментируем следующие примеры:
                           
Нечем удивить;
                          ничего
не забудем;
                         
не терпит неправды;
                         
не разбил неприятеля;

                           не большая, а маленькая книга;
                          книга
небольшая, но интересная;
                         
неширокая, но рыбная река;

                          говорил не правду, а ложь;

                          не о ком печалиться.
                           

 Обучающиеся читают и комментируют правописание НЕ с разными частями речи, отмечая случаи, когда НЕ -  приставка, НЕ – частица. Работа проводится « по цепочке».

  1. Объяснение нового материала.

- Мы только что вспомнили случаи  раздельного и слитного написания НЕ с существительными, местоимениями, прилагательными и глаголами.  А теперь  перейдем к правописанию  НЕ с причастиями. 

Обратите внимание на предложения, помещенные на доске:

1). Из-за незамеченной ошибки мы пришли в еще не исследованный район.

- Найдите причастия. Какую особенность  написания их с  НЕ  вы заметили?

(Обучающиеся приходят к выводу о том, что НЕ пишется раздельно с причастием, у которого есть зависимое слово, в данном случае это слово «еще»).

2). Нас окружали  не скошенные, а заросшие травой луга.  Зеленеют  нескошенные луга.

-  Какой вывод можно сделать, обратившись к данным предложениям  

(Обучающиеся отмечают, что в первом предложении есть противопоставление признаков по действию с союзом а, делают вывод о том, что в этом случае НЕ является отрицательной частицей и пишется с причастием раздельно).

3). Ответы ученика не продуманы. Непродуманные ответы ученика огорчили учителя.

- Что можно сказать о правописании НЕ с причастиями в этом случае?

(  Семиклассники обращают внимание на то, что  в первом предложении представлено краткое причастие, а во втором  полное. Они делают вывод, что с краткими причастиями НЕ пишется раздельно и является  отрицательной частицей).
4). Человек,
ненавидящий обман, едва ли сам солжет.
- Чем можно объяснить слитное написание НЕ в слове
ненавидящий?

(Ученики отмечают, что данное слово не употребляется без НЕ).

- Ребята, а теперь, опираясь на рассмотренные примеры и выводы, сделанные вами на основе наблюдений, попробуйте сформулировать правило правописания НЕ с причастиями.

 

(Обучающиеся пытаются сформулировать правило. Учитель и класс дают оценку выступлениям отдельных учащихся, отмечают  недочеты, неточности).

- Обратимся к учебнику, читаем правило. Есть ли в нем моменты, которые вы не отразили в собственной формулировке правила?

(Ребята сравнивают выведенное ими правило с записанным в учебнике, отмечают их сходство и различие, дорабатывают, оценивают свои формулировки).

- Скажите, имеет ли  значение в правописании НЕ с причастиями их полная и краткая форма ?  

(Вывод: с краткими причастиями НЕ всегда пишется раздельно, а для полных причастий существует ряд условий написания с ними  НЕ).

- Ребята, попробуйте заучить правило и рассказать соседу по парте.

(Обучающиеся работают в паре, рассказывают друг другу правило, оценивают работу соседа с помощью карточек со знаками «+» и  «-», корректируют ответы друг друга).

     4.Закрепление изученного материала.

1).Комментированное письмо.

( Под диктовку учителя ученики делают записи и комментируют «по цепочке»).

 Нерасчищенная дорожка;

 Места не изучены;

Не начищенная, а грязная обувь;

Не растворимая в воде соль;

Отнюдь не выполненная работа;

Не выполненное мною поручение;

Невыполненное поручение;

Поручение не выполнено;

Негодующий взгляд.

- Составьте и запишите с одним из выражений простое предложение и подчеркните причастие как член предложения.

( Обучающиеся составляют предложения, зачитывают их  (3-4 примера),  вынося на обсуждение класса, отмечают, что краткие причастия являются сказуемыми, а полные - определениями).
2).
Р.Р.  На дворе осень. Вас ждет задание, выполняя которое, вы можете не только применить полученные сегодня знания, но и вспомнить изученный материал, а также проявить творческую фантазию. Разделимся на варианты.

Задание:

.- составить 4-5 выражений (с/с, прост.нераспр. предл.) на тему «Осень», в составе которых должны быть использованы прилагательные с НЕ.

.- составить 4-5 выражений ( с/с, прост.нераспр. предл.) на тему «Осень», в составе которых должны быть использованы причастия с НЕ.

(Обучающиеся составляют выражения, записывают их в тетрадь).

- А теперь проверим, что у вас получилось. Попрошу вас выступить в роли экспертов. Если в работе вашего одноклассника вы заметили, на ваш взгляд, допущенную ошибку, поднимите карточку со знаком «-». Если, по вашему мнению, ошибок нет, поднимите карточку со знаком «+». Но предупреждаю вас: будьте готовы аргументировать свою точку зрения.

( Обучающиеся оценивают и комментируют   выступления одноклассников, аргументируя собственную точку зрения).

- Учитель отмечает положительную работу отдельных учеников специальными значками (звездочками).

3) Выполняется упражнение №232 ( резерв)

Проверяем « по цепочке».

  5.  Подведение итогов урока. (Рефлексия).

- Ребята, наш урок заканчивается. Поведем итоги нашей работы.

 - Что нового вы узнали на уроке?

- Когда было труднее всего?

- Когда было интересно?

( Обучающиеся отвечают на вопросы).

- А теперь, ребята, кому  понравился урок, поднимите  карточку со знаком «+».

6.    Домашнее задание. П.21, правило стр. 160, № 231.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...