Урок русского языка (преподавание в поликультурном пространстве) по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezlichnye_glagoly.doc55 КБ
Файл bezlichnye_glagoly.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с безличными глаголами; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: презентация, учебник, карточки.

1. «Вдохновение»

Добрый день, ребята! На ваших партах лежат листы. На них вы видите картинку с изображением лица. Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Нарисуйте и подарите соседу по парте.

А когда вы улыбаетесь?

А я ещё улыбаюсь, когда смотрю любимые весёлые мультфильмы. Например, про дядю Фёдора, кота Матроскина и Шарика.

Слайд с изображением героев. И сегодня на уроке эти герои будут нам помогать.

2. Актуализация знаний.

Итак, кот Матроскин решил написать письмо дяде Фёдору.

Давайте его прочитаем.

Слайд.

Как видите, у Матроскина возникли проблемы. Какие? Можете ли вы ему помочь?

Отметьте на шкале, насколько вы уверены в своих знаниях.

«Шкалирование»

— Давайте вспомним правило.

— Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы. Определите лицо и число глаголов.

Запишем вид работы: выборочное письмо

(Проверка сначала один ученик, затем смотрим на слайд.)

— Какие правила вы вспомнили?

— Кто смог качественно помочь Матроскину, не допустил ни одной ошибки? Отметьте новый         уровень, вы смело можете передвинуть отметку на 10.

3. «Вызов»

— Итак, мы продолжаем изучать одну из самых интересных частей речи — глагол. Чтобы сформулировать новую тему, надо помочь Шарику выполнить задание. Готовы?

— Из первого слова мы возьмём корень.

— Из второго — приставку, суффикс и окончание.

— Какое слово получилось? (безличный). Формулируем тему урока (слайд).

— Знаете ли вы что-нибудь по этой теме?

— Что мы должны узнать? (Какие глаголы называются безличными? Что они могут обозначать? Как мы их узнаем в словосочетании, предложении, тексте? По каким приметам? Когда мы эти глаголы можем использовать в речи — устной и письменной?

(Дети отвечают, на слайде появляются вопросы.)

4. Изучение нового материала.

Анализ примеров (слайд).

Запишите предложения в тетрадь. Прочитайте их.

— Указывается ли в этих предложениях на действующее лицо (предмет)?

— Давайте найдём грамматическую основу. Назовите. (Письменно, в тетрадях.) Что объединяет эти предложения? (В них нет подлежащего.)

— Анализ последнего предложения. Указание на вид односоставного предложения: безличное.

— Итак, к какому же выводу мы пришли? Какое действие обозначают безличные глаголы? В каких предложениях употребляются?

— Определите наклонение и время глаголов. Выделите окончания.

Обратимся к учебнику (С. 131) Читаем вслух.

5. Закрепление

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, найдите безличные глаголы, подчеркните их как члены предложения.

Что обозначают названные вами безличные глаголы (состояние природы и состояние человека)

Ранней весной быстро смеркается. Но всё равно домой идти не хочется. На душе немного тревожно. Мне не спится.

— Итак, как мы убедимся, что продвинулись по шкале ещё на одну единицу? (Надо поработать самостоятельно). Верно.

Слайд

Проблемная ситуация

Почтальон Печкин принёс почту в дом № 10, где живёт дядя Фёдор

со своими родителями. Какой-то хулиган снял таблички с подъездов, и теперь слова не могут найти свои квартиры. Попробуйте помочь ему развесить таблички и проводить каждое слово до нужного его подъезда и квартиры.

Выборочно-распределительное письмо (упражнение 569).

Слайд

Проверка.

Рефлексия.

— И опять нужна наша помощь. На этот раз Дяде Фёдору. Хватайка пролил молоко на карточку, которую дала учительница мальчику, чтобы он дома повторил изученный материал. Восстановите её, вставив недостающую информацию.

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

— Ребята, скажите, а как вы можете продвинуться ещё дальше?

Написать творческую работу по теме.

— Итак, Дядя Фёдор написал коту письмо-ответ и решил вложить в конверт своё сочинение с описанием заката. Помогите составить Дяде Фёдору такое описание, включив в него безличные предложения. (5-8 предложений). Слайд. Затем лучшие работы зачитываются на уроке. (Взаимопроверка)

Предлагаю начало: «Вечереет» или «Смеркается». Дальше сами. В ваших миниатюрах должно быть хотя бы ещё одно безличное предложение.

— Итак, вернёмся к нашей шкале. Оцените, пожалуйста, результат вашей работы на уроке. Можете ли вы уверенно утверждать, что достигли максимального результата? А что надо ещё сделать?

Домашняя работа: параграф, упражнение 570.

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Безличные глаголы обозначают действие, которое________________________________________________________________________

В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________

Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока по обучению речевому общению в поликультурной образовательной среде на тему: «Безличные глаголы» Выполнила: Кедрова Ирина Александровна Место работы: МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова» г. Тамбова Русский язык,6 класс «Глагол»

Слайд 2

Инструкция В презентации использованы эффекты анимации: простая, триггеры. К слайдам 8, 14, 22 созданы примечания (в левом верхнем углу слайда), комментирующие некоторые особенности этапа или демонстрации слайда. При показе слайдов не видны. ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

Слайд 3

Оргмомент Добрый день, ребята! На ваших партах лежат листы. На них вы видите картинку с изображением лица. Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Нарисуйте и подарите соседу по парте. (В это время демонстрируется слайд. По щелчку выводится подсказка (отрывок из песни), слово улыбка (после того, как его отгадали), щелчок по изображению – появится улыбка на лице). - Я тоже дарю улыбку вам.

Слайд 4

Поделись ……………..своей, и она к тебе не раз ещё вернётся! УЛЫБКА

Слайд 5

Фонетическая зарядка Сегодня мы повторяем звуки [ ф ], [ л ], [ м ], [ н ], [ б ], [ к ] . Слушайте скороговорку, вместе со мной записывайте её ` , читайте скороговорку в медленном темпе. ФИЛИМОН СЪЕЛ С УЛЫБКОЙ ЛИМОН . Повторяйте скороговорку все вместе. А теперь поработаем в парах. - Молодцы! У вас хорошо получилось!

Слайд 6

Беседа. Переход к изучению темы Часто ли вы улыбаетесь? Какие ситуации вызывают у вас улыбку? А я ещё улыбаюсь, когда смотрю любимые весёлые мультфильмы. Например, про дядю Фёдора, кота Матроскина , пса Шарика и почтальона Печкина.

Слайд 8

Лексическая работа Повторите слова за учителем. Затем прочитайте их самостоятельно. Обратите внимание на ударение. МАЛЬЧИК ПОЧТАЛЬОН КОТ ПЁС

Слайд 9

Лексическая работа МАЛЬЧИК ПОЧТАЛЬОН КОТ ПЁС - Понятны ли вам значения слов? Составьте с этими словами сочетание по образцу: Мальчик улыбается, … - В сочетаниях, которые вы составили, найдите глагол.

Слайд 10

Грамматическая работа Что вы знаете о глаголе? Как могут изменяться глаголы? Как вы определите лицо глагола?

Слайд 11

Грамматическая работа ЗАДАНИЕ Итак, кот Матроскин решил написать письмо дяде Фёдору. Давайте его прочитаем. Выпишите глаголы, определите их лицо и число.

Слайд 12

Дядя Фёдор, здравствуй! Наступа е т долгожданная весна. Мы начина е м сезонные работы по хозяйству. Шарик наде е тся на то, что к нам в этом году прилетит рой пчёл, и ты сможеш ь стать знаменитым пчеловодом, когда приедеш ь летом навестить нас. У коровы скоро появ итс я телёнок. Ждём в гости. Твои кот Матроскин и Шарик.

Слайд 13

— Итак, мы продолжаем изучать одну из самых интересных частей речи — глагол. Чтобы сформулировать новую тему, надо помочь Шарику выполнить задание. Готовы?

Слайд 14

ЛИЧНОСТЬ Бездонный — Из первого слова мы возьмём корень. — Из второго — приставку, суффикс и окончание. — Какое слово получилось? (безличный). Формулируем тему урока (слайд).

Слайд 15

глаголы Безличные

Слайд 16

— Знаете ли вы что-нибудь по этой теме? — Что мы должны узнать? (Какие глаголы называются безличными? Что они могут обозначать? Как мы их узнаем в словосочетании, предложении, тексте? По каким приметам? Когда мы эти глаголы можем использовать в речи — устной и письменной? (Дети отвечают, на слайде появляются вопросы.)

Слайд 17

Какие глаголы называются безличными? Что они могут обозначать? Как мы их узнаем в словосочетании, предложении, тексте? По каким приметам? Когда мы эти глаголы можем использовать в речи — устной и письменной?

Слайд 18

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Анализ примеров (слайд). Запишите предложения в тетрадь. Прочитайте их вместе с учителем. — Указывается ли в этих предложениях на действующее лицо (предмет)? — Давайте найдём грамматическую основу. Назовите. (Письменно, в тетрадях.) Что объединяет эти предложения? (В них нет подлежащего.) — Анализ последнего предложения. Указание на вид односоставного предложения: безличное. — Итак, к какому же выводу мы пришли? Какое действие обозначают безличные глаголы? В каких предложениях употребляются?

Слайд 19

Совсем рассвело. Не сидится дома. Хочется к реке. Как легко дышится на рассвете!

Слайд 20

Чтение вслух параграфа учебника. - Что ещё вы узнали о безличных глаголах? Задание: приведите примеры безличных глаголов.

Слайд 21

Тренировка Запишите предложения. Найдите в них безличные глаголы. Подчеркните их как члены предложения. Ранней весной быстро смеркается. Но всё равно домой идти не хочется. На душе немного тревожно. Мне не спится.

Слайд 22

Проблемная ситуация Почтальон Печкин принёс почту в дом № 10, где живёт дядя Фёдор со своими родителями. Какой-то хулиган снял таблички с подъездов, и теперь слова не могут найти свои квартиры. Попробуйте помочь ему развесить таблички и проводить каждое слово до нужного его подъезда и квартиры. Тренировка

Слайд 23

Подъезд № 1 Состояние природы Подъезд № 2 Состояние человека

Слайд 24

ГОВОРЕНИЕ - Обменяйтесь репликами с соседом по парте, используя выписанные глаголы.

Слайд 25

Рефлексия — И опять нужна наша помощь. На этот раз Дяде Фёдору. Хватайка пролил молоко на карточку, которую дала учительница мальчику, чтобы он дома повторил изученный материал. Восстановите её, вставив недостающую информацию. Безличные глаголы обозначают действие, которое__________________________________________ В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть ____________________ Они могут быть выражены следующими формами:_________________________________________________________________________

Слайд 26

…совершается само по себе, без действующего лица. …подлежащего. …3 лица ед. числа настоящего и будущего времени, среднего рода, прошедшего времени, инфинитива, условного наклонения.

Слайд 27

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — Итак, Дядя Фёдор написал коту письмо-ответ и решил вложить в конверт своё сочинение с описанием заката. Помогите составить Дяде Фёдору такое описание, включив в него безличные предложения. (5-8 предложений). Предлагаю начало: «Вечереет» или «Смеркается». Дальше сами. В ваших миниатюрах должно быть хотя бы ещё одно безличное предложение.

Слайд 28

Итак, урок заканчивается. - Есть ли у вас вопросы? - Что вы узнали о безличных глаголах? - Понравилась ли вам тема? Если да, то нарисуйте на своём листочке с улыбкой ещё одно улыбающееся лицо. - До свидания. Герои мультфильма и я прощаемся с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа....

Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"  на  уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"

В презентации представлен урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"...

разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Времена глагола"

Данная разработка применяется при изучении раздела «Глагол как часть речи» и  направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся: умение определять время глагола, различать грамматиче...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...