разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Времена глагола"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Макаева Айжан Ишембаевна

Данная разработка применяется при изучении раздела «Глагол как часть речи» и  направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся: умение определять время глагола, различать грамматические признаки временных форм, употреблять их в письменной и устной речи. Урок проводится с учетом программы для национальных школ с русским неродным языком обучения и возрастных особенностей учеников.

 Особое внимание уделяется комплексному анализу текста, так как преследуются цели: развить устную и письменную речь учащихся, а также  закрепить их орфографические умения. Поэтому в первой части урока проводится орфографическая разминка.

 Выбор текстов, иллюстраций и аудиозаписей неслучаен. Через весь урок лейтмотивом проходит воспитательная цель.  На примере материалов упражнений ученики знакомятся с разными видами птиц, с этой целью проводится игра «Кто больше?».  

 Знания, полученные на уроке ученики должны применить на практике. Поэтому они получают домашнее задание: написать рассказ «Птицы», используя глаголы во всех временных формах.

  Данную разработку можно применить на уроках развития речи. При этом должна быть показана роль глаголов в письменной и устной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Башкортостан

Районный отдел образования муниципального района Зианчуринский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Абзаново

Разработка урока русского языка в 5 классе  на тему

«Времена глагола»  

                                                                Автор: учитель русского языка и  литературы                                       Макаева Айжан Ишембаевна

Абзаново-2011

Тип урока: комбинированный

Цели: обучающие: актуализация сведений учащихся о трех временах глагола;

умение определять время глагола;

закрепление навыка определять вид, наклонение глагола

закрепление правописных умений учащихся;

развивающие: развитие речи учащихся;

развитие орфографической зоркости учащихся;

совершенствование умения определять время глагола;

развитие умение различать грамматические признаки времен глагола;

воспитывающие: воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере текстов упражнений;

Оборудование:  учебник,  раздаточный материал, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint

Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа у доски, индивидуальная работа по карточкам

Ход урока: I. Орг. момент.

 Приветствие учителя и учащихся.

II. Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы с вами научимся различать время глагола, вспомним ваши знания о виде и наклонении глагола. Презентация

III. Орфографическая разминка. Слайд 2. Презентация

Звучит пение птиц. Отрывок из рассказа В. Бианки «Лесной оркестр».

( Задание выполняется  устно. Чтение текста учащимися ) Определите основную мысль текста. О чем он? Совпадает ли заголовок с темой текста?

Найдите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы ( фронт. опрос).

По ходу проводится индивидуальная работа у доски по карточкам с двумя учащимися, а затем ее проверяют ученики (фронтальный опрос).

IV. Работа по теме урока.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года».

Слайд 3.

Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели».

Ученики читают стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода».

Совпадает ли смысл стихотворения с картиной «Грачи прилетели?»

Найдите в этом стихотворении глаголы. Попробуйте определить их время. Как мы будем это делать ?

Посмотрим на таблицу «Времена глагола». Слайд 4. Презентация

Как образуются глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени?

Чем они отличаются? Чтение материала. Слайд 5. Презентация

Ученики делают вывод.

Работа с учебником над упр. № 405 [ 1]

Слайд 6. Презентация Самостоятельная работа. Выпишите глаголы, определите их вид, наклонение, время (фронтальный опрос) О какой птице говорится в этом тексте?

Слайд 7. Презентация Физминутка.

Если это:

        глаголы настоящего времени - стойте смирно;

        глаголы  прошедшего времени - присядьте;

  глаголы будущего времени - ходьба на месте

Слайды 8-9, 10. Презентация Выборочный диктант. 

Взаимопроверка.

Определите основную мысль текста. Озаглавьте его. Выпишите из текста глаголы настоящего времени(I вариант), прошедшего времени ( II вариант). Объясните орфограмму пропущенных букв.

Игра «Кто больше?»

Слайд 11. Презентация. Напишите за 3 минуты как можно больше названий птиц. Выигрывает тот, у кого больше (фронтальный опрос)

V. Домашнее задание. Слайд 12. Презентация

Рассказ «Птицы». Напишите несколько предложений о своей любимой птице, используя глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.

VI. Итог урока.  Слайд 13. Презентация Что вам понравилось на уроке?

Что вы узнали о временах глагола?

Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши

Молодцы!

Литература

  1. Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для 6 класса башкирских и других национальных школ Республики Башкортостан.- Уфа: Китап, 2008
  2. www.yandex.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...